Южно-Африканская республика (ЮАР), ныне
официально называемая просто Южной Африкой, прошла большую и интересную
эволюцию в политической и в военной сферах.
Страна родилась в начале ХХ в. из англо-бурской
войны, в ходе которой англичане захватили три бурские республики (буры –
потомки голландских колонистов), но включили их в свой состав на равных,
предоставив бурам те же права, что имели и сами англичане. В результате возник
британский доминион, из которого после Второй Мировой получилась независимая ЮАР.
В стране имел место режим апартеида, т.е. жестокого подавления белым
меньшинством черного большинства. Долгое время это никого не волновало, а ЮАР
считалась своеобразной «Европой в Африке», но когда в 60-е гг. началось
крушение «мировой колониальной системы», у Претории возникли проблемы. Во-первых,
на северной границе ЮАР начали появляться страны, дружественные СССР и открыто
враждебные режиму апартеида. Во-вторых, на Западе началось победное шествие
толерантности и политкорректности, которые не позволяли дружить с расистами,
даже если они противостояли коммунистам.
Основными поставщиками боевой техники для ВС
ЮАР в 50-е – 70-е гг. были Великобритания и Франция. Первая создала
Претории бронетанковые силы (на основе танков «Центурион»), вторая – боевую
авиацию (истребители «Мираж-3», а затем «Мираж-F1»). Имели место поставки из других западных
стран, но, как правило, весьма ограниченные (особо нужно выделить Италию, поставлявшую
учебно-боевые самолеты МВ-326). Однако к концу 70-х все поставки оборвались:
Запад ввел эмбарго на экспорт оружия в расистское государство. Впрочем, Франция
продала в ЮАР в 80-е гг. некоторое количество многоцелевых вертолетов SA316 «Алуэтт» и SA330 «Пума» под видом гражданских. Кроме того,
«особые отношения» с ЮАР сохранил Израиль (который тоже был «частичным изгоем»),
передавший ей, в частности, свои истребители «Кфир». Но этого было слишком
мало, тем более что Претория втянулась к этому времени сразу в несколько войн.
Это были внутренняя война против Африканского национального конгресса (АНК,
организация, выступавшая за передачу власти в стране черному большинству), как
бы внутренняя война против СВАПО (организация, выступавшая за независимость
Намибии, в тот момент оккупированной ЮАР), а также ряд внешних войн. Самой
масштабной из них была война в Анголе, чье прокоммунистическое
правительство открыто поддерживало СВАПО и пользовалось прямой поддержкой
Москвы и Гаваны. Претория, в свою очередь, поддерживала антиправительственную
группировку УНИТА, а также регулярно воевала на ангольской территории напрямую.
Кроме того, юаровские войска регулярно совершали рейды в Мозамбик, Замбию,
Зимбабве, которые также проводили враждебную Претории просоветскую политику.
Оружейное эмбарго очень поспособствовало
развитию ВПК и военной науки самой ЮАР. Во-первых, они занялись адаптацией и
модернизацией иностранной техники. Танки «Центурион» стали местными
«Элефантами», французские бронеавтомобили AML-60/90 – «Иландами», учебно-боевые самолеты
МВ-326 – штурмовиками «Импала», вертолеты «Пума» превратились в «Ориксы»,
истребители «Кфир» - в «Читу» (это не название города в российском Забайкалье,
а «cheetah», т.е. «гепард»). Трофейная
советская РСЗО БМ-21 превратилась в «Валькирию» и «Баталер», трофейная же
ЗУ-23-2 – в ЗСУ «Зумлак» на шасси грузовика «Самил».
Кроме того, началось производство чисто
местной техники. Апофеозом успехов юаровского ВПК стало создание ядерного
оружия (видимо, с помощью Израиля), но его, разумеется, применить в бою не пришлось.
До собственных боевых самолетов дело не дошло, но был создан ударный вертолет
«Руивок». Наиболее же зримыми оказались успехи в области создания бронетехники
и артиллерии.
Юаровские инженеры действовали предельно
прагматично – они создавали технику под местные географические условия, т.е.
под пустыню, саванну и буш (мелкий кустарник). «Элефанты» оказались
единственными в южноафриканской армии гусеничными машинами, вся остальная
техника была колесной. Из-за этого ЮАР стала основоположником трех классов
наземной техники – БМТВ (колесных танков, т.е. машин с пушками калибром более
90 мм), бронеавтомобилей класса MRAP (колесных машин с больших клиренсом и усиленной противоминной защитой) и
колесных САУ. Сейчас всё это является всемирным мейнстримом, а в 70-е – 80-е
имелось только в ЮАР.
В качестве БМТВ (колесного танка)
использовалась сначала машина «Ратель-90», входившая в семейство машин «Ратель»
(в этом семействе были также БТР, самоходный миномет, носитель ПТРК, ЗСУ). Всего
для ВС ЮАР было построено почти 1,3 тыс. машин этого семейства (еще примерно 85
– для ВС Марокко), из которых не менее 6 было потеряно в Анголе, почти
450 позже проданы за рубеж. «Наследником» «Ратель-90» в качестве БМТВ стала
машина «Руикат», строившаяся уже в 90-е.
А на шасси той же машины «Ратель» путем
установки местного же 155-мм буксируемого орудия G-5 была в 80-е гг. создана колесная САУ G-6 (единственным в мире ее конкурентом была тогда
чехословацкая «Дана»). Она также воевала в Анголе, причем, вроде бы, без
потерь.
Несмотря на успехи своего ВПК и высокую боеспособность
армии, ЮАР, в итоге, проиграла все войны, не выдержав внутреннего и внешнего
давления. В конце 80-х она ушла из Анголы, затем из Намибии, а в начале 90-х к
власти в стране пришел АНК. Сразу после этого страна официально отказалась от
ядерного оружия. Началась также постепенная деградация обычных сил, откуда
медленно, но неуклонно стали выдавливаться белые. Аналогичный процесс идет и в
ВПК. Поскольку войны закончились, а причины для новых уже не было, ВПК ЮАР
начал работать почти исключительно на экспорт, тем более что все эмбарго
остались в прошлом. Кроме того, в массовом порядке начала распродаваться
техника из наличия ВС ЮАР.
Новые образцы артиллерии в ЮАР уже не
создавались, G-5 и G-6 в начале 90-х успешно продавались на
Ближний Восток. Боевые самолеты («Миражи», «Читы», «Импалы») из наличия продавались
в Африку и Латинскую Америку, в ВВС самой ЮАР их в строю давно не осталось.
Главной же статьей экспорта ЮАР стала, разумеется, бронетехника.
Как было сказано выше, «Ратели»
распродавались только из наличия, «Касспиры» - как из наличия, так и построенные
специально для заказчика. Главными направлениями экспорта стали Африка и
Ближний Восток. Для ВС Индии «Касспиры» до сих пор выпускаются по
лицензии. В 90-е гг. был создан новый MRAP «Мамба», а на его основе -
сначала RG-31, затем RG-32. Если «Мамба» была принята на вооружение
и в самой ЮАР (хотя большая часть машин ушла на экспорт), то обе RG стали чисто экспортными. При этом
значительная часть RG-31
оказалась на вооружении ВС США, в т.ч. имело место лицензионное
производство машины в этой стране. Основным покупателем RG-32 стали ВС Швеции. Затем появились МRАРы «Матадор», «Мародер» и «Мбомбе», они
также оказались чисто экспортными. В первую очередь, они поступают в ВС
Азербайджана, ВС Казахстана и ВС Иордании, причем во всех
этих странах машины производятся по лицензии.
В массовом порядке продавая за рубеж
бронетехнику собственного производства, для своей армии Претория собирается
приобрести 238 финских БТР АМV. Также в Скандинавии куплена вся нынешняя боевая авиация ЮАР – 26
шведских истребителей JAS-39C/D «Гриппен». Крайне интересным остается вопрос, чем же заменит ЮАР
безнадежно устаревшие танки «Центурион»/«Элефант».
Для ВС Алжира ЮАР провела модернизацию
советских вертолетов Ми-24, затем такую же модернизацию прошли азербайджанские
Ми-24. Кроме того, Алжир купил у Претории ПТРК «Ингве» и «Мокото», а также
корабельный ЗРК «Умконто» для новых фрегатов немецкой постройки. «Ингве» также
получили ВС Ирака и ВС Малайзии, а покупателем «Умконто» стали ВС
Финляндии, где эти ЗРК установлены на ракетных катерах типа «Хамина».
Впрочем, ЗРК «Умконто» были приняты на вооружение и в ВМС самой ЮАР
(установлены на фрегатах типа «Аматола» немецкого проекта МЕКО 2000, из которых
сейчас состоят надводные силы южноафриканского флота).
В целом, нынешняя ЮАР уже давно никакой
«Европой в Африке» не является, но за счет прежнего потенциала остается
региональной сверхдержавой. Ее армия и ВПК в настоящее время специализируются
на обеспечении миссий ООН, большинство которых развернуто именно в Африке. В
силу фактической бесполезности этих миссий при очень значительном их
финансировании, обеспечивать их можно еще очень долго. Также еще долго ВПК ЮАР
сможет поставлять в африканские и ближневосточные страны достаточно простую и
дешевую технку, приспособленную под местные географические условия. Всё это
позволит ЮАР и дальше занимать нынешнюю специфическую геополитическую нишу на
своем континенте.
Александр Храмчихин
заместитель директора
Института политического и военного анализа