ВМФ
ВМФ
Спасители Сирии

Пожалуй, ни по одному классу боевой техники СССР и Россия так не отстали от Запада в качественном плане, как по десантным кораблям. Однако в последние годы именно эти «отсталые» корабли сыграли важнейшую роль в стремительном росте геополитического влияния страны.

На протяжении всего периода холодной войны Европа трепетала перед возможным вторжением десятков тысяч советских танков, ударами тысяч самолетов и ракет. Но «бросок к Ла-Маншу» оставался пределом мечтаний советского военно-политического руководства. Преодолеть этот совсем неширокий пролив и высадиться в Великобритании было уже практически нереально. Десант же в США не рассматривался даже теоретически: наш надводный флот всегда был значительно слабее американского, не говоря уже о ВМС НАТО в целом. Мощь подводного флота и других видов ВС эту слабость компенсировать не могла, крупномасштабные морские десантные операции были для ВМФ СССР не по силам. Поэтому морская пехота и перевозящие ее десантные корабли должны были проводить лишь тактические десанты на флангах сухопутных группировок. Особого внимания этому классу техники не уделялось, поэтому отечественные десантные корабли в концептуальном плане остались на уровне Второй Мировой и были рассчитаны на высадку десанта непосредственно на берег.


БДК «Николай Фильченков»

Наиболее крупные корабли данного класса в ВМФ СССР/России классифицируются как большие десантные корабли (БДК). Первыми из них стали корабли пр. 1171, которые были построены в 1964-75 гг. в количестве 14 единиц. Они были рассчитаны на переброску 20 танков или 45 БТР, 300-400 морпехов, 1 тыс. т груза. В настоящее время в составе ВМФ осталось 4 корабля этого типа – 3 на ЧФ («Николай Фильченков», БДК-65 «Саратов» (сейчас в ремонте) и БДК-69 «Орск»), 1 на ТОФ («Николай Вилков»). «Саратов» и «Орск», введенные в строй соответственно в 1966 и 1968 гг., являются на сегодняшний день самыми старыми кораблями ВМФ РФ (вместе с черноморским же сторожевым кораблем «Сметливый»).

В 1974-91 гг. в Польше для ВМФ СССР была построена серия из 28 БДК пр. 775. Каждый из них был рассчитан на переброску 10 танков или 12 БТР, 340 морпехов. В настоящее время в строю осталось 15 БДК данного типа, в т.ч. 3 модернизированных пр. 775М. На БФ это БДК-43 «Минск» (сейчас в ремонте), БДК-58 «Калининград», БДК-61 «Королев» (пр. 775М), БДК-100 «Александр Шабалин». На СФ – БДК-45 «Георгий Победоносец», БДК-55 «Александр Отраковский», БДК-91 «Оленегорский горняк» (сейчас в ремонте) и БДК-182 «Кондопога». На ЧФ – БДК-46 «Новочеркасск», БДК-54 «Азов» (пр. 775М), БДК-64 «Цезарь Куников», БДК-67 «Ямал» (сейчас все в ремонте, кроме "Азова"). Кроме того, в Севастополе находится еще один БДК этого типа – «Константин Ольшанский», формально принадлежащий ВС Украины. Он остался в Крыму после событий 2014 г. и сейчас не используется. На ТОФ имеется 3 БДК пр. 775 – БДК-11 «Пересвет» (пр. 775М), БДК-98 «Адмирал Невельской», БДК-101 «Ослябя». 


БДК «Иван Грен»

Все перечисленные БДК базируются на главные ВМБ своих флотов (Балтийск, Полярный, Севастополь, Владивосток).

Не участвуя в больших войнах, БДК пр. 1171 и 775 несли боевую службу во всех морях и океанах. С них высаживались боевые десанты в 1977 г. в Могадишо, в 1978 г. в Массауа (тогда это была Эфиопия, сейчас – Эритрея), в 1981 г. на Сейшелах, в 1986 г. в Адене, в 1993 и 2008 гг. – в Грузии.

В 1973-90 гг. в СССР были построены 3 БДК пр. 1174, концепутально близкие к западным ДВКД. Они могли нести 50 танков или 80 БТР, до 500 морпехов. В доковой камере могло размещаться до 6 десантных катеров пр. 1176 или 3 десантных катера на воздушной подушке пр. 1206, в ангаре – 4 вертолета Ка-29. По не вполне понятным причинам эти наиболее современные и мощные БДК ВМФ РФ не понадобились. Головной «Иван Рогов» давно утилизирован, два оставшихся корабля вскоре разделят его участь (они уже много лет находятся в отстое).

В 2004 г. началось строительство БДК пр. 11711, представляющих собой глубокую модернизацию пр. 1171. Каждый из них может нести 13 танков или 36 БТР, до 300 морпехов, 2 вертолета Ка-29. В настоящее время головной корабль «Иван Грен» вошел в состав СФ, в 2015 г. был заложен второй корабль («Петр Моргунов»). Этими двумя БДК серия и ограничится.


Десантный катер пр. 21820 «Иван Карцов»

В 1960-е – 80-е гг. главной «фишкой» советских морских десантных сил стали десантные катера и малые десантные корабли на воздушной подушке. Было создано около десятка соответствующих проектов и по ним построено около сотни кораблей и катеров. Их достоинствами считались очень высокая скорость и способность выходить непосредственно на сушу. Правда, недостатков оказалось гораздо больше: малые дальность плавания и грузоподъемность, а главное – крайняя уязвимость от всех видов оружия вплоть до стрелкового (корабли делались из алюминия, иначе просто не смогли бы подняться на подушку, кроме того, имели большие воздушные винты, которые очень легко было вывести из строя, лишив корабль хода). Кроме того, они были дороги и сложны в эксплуатации. В итоге сейчас в ВМФ РФ остались всего 2 МДК на ВП пр. 12322 – «Евгений Кочешков» и «Мордовия», оба на БФ с базированием в Балтийске. Каждый из них может поднять по 3 танка или 8 БМП или 10 БТР, 140 морпехов, 130 т груза.

Гораздо более удачной идеей оказались десантные катера на воздушной каверне. Они имеют почти такую же высокую скорость, как корабли на воздушной подушке, при этом проще, дешевле и менее уязвимы. В 1993-2010 г. были построены 12 катеров пр. 11770, каждый из которых может нести 1 танк или 2 БТР, до 100 морпехов, 45 т груза. На БФ (в Балтийске) имеется 3 катера этого типа (Д-67, Д-1441 «Контр-адмирал Демидов», Д-1442 «Контр-адмирал Оленин»), на ЧФ (в Новороссийске) – 2 (Д-144, Д-199), на Каспийской флотилии (в Каспийске) – 6 (Д-56, Д-131, Д-156, Д-172, Д-809, Д-810), на ТОФ (во Владивостоке) – 1 (Д-107). С 2006 г. строятся еще более совершенные катера на воздушной каверне пр. 21820, каждый из которых может нести 2 танка или 4 БТР, до 100 морпехов, 140 т груза. Сейчас в Балтийске базируются 3 таких катера («Денис Давыдов», «Лейтенант Римский-Корсаков», «Мичман Лермонтов»), в Каспийске – 1 («Атаман Платов»), во Владивостоке – 1 («Иван Карцов»).


МДК на ВП пр. 12322 «Мордовия»

Кроме того, с 1971 г. в СССР велось строительство обычных водоизмещающих десантных катеров пр. 1176. Оно затем было возобновлено в России и продолжалось до 2009 г., всего для отечественного ВМФ было построено не менее 37 таких катеров, каждый из которых несет 1 танк или 2 БТР, 20 морпехов, 50 т груза. На БФ сейчас остались 1-3 таких катера (Д-465 и, возможно, Д-325 и Д-365), на СФ – 4 (Д-148, Д-182, Д-464, Д-163 «Николай Рубцов»), на ЧФ (в Новороссийске) – 1-2 (Д-106 и, возможно, Д-295), на ТОФ – до 3 (Д-57, Д-70, Д-704), на Каспии – 1 (Д-185).

Десантные силы ВМФ РФ очень сильно отстают как качественно, так и количественно от таковых в ВМС США и ВМС НОАК. В ВС Великобритании, ВС Франции, ВС Испании, ВС Италии, ВС Австралии, ВС Республики Корея и даже ВС Новой Зеландии, ВС Египта и ВС Алжира есть УДК и ДВКД, рассчитанные на загоризонтную высадку десанта, т.е. более совершенные, чем любые отечественные БДК. Впрочем, до последнего времени никакой проблемой это не казалось, поскольку было неясно, куда нам вообще высаживать морские десанты даже имеющимися силами. Однако в последние годы всё изменилось.


Десантный катер Д-106 проекта 1176 «Акула»


По-видимому, именно на БДК ЧФ перебрались из Новороссийска в Севастополь «вежливые люди» в 2014 г. Но главной миссией отечественных БДК стало спасение Сирии. Поскольку Запад, вопреки всем нормам международного права, в одностороннем порядке решил, что «Асад должен уйти», он ввел фактическую морскую блокаду этой страны. Перевозка вооружений и техники из России для ВС Сирии на коммерческих судах стало невозможной, поскольку им, как минимум, не давали международной страховки, что исключает их заход в любой порт, как максимум – могли просто арестовать, причем это было бы как бы законно. В итоге единственным выходом стала перевозка оружия на БДК. Они принадлежат ВМФ РФ и ходят не под бело-сине-красным государственным, а под военным Андреевским флагом. Это делает невозможным их досмотр или, тем более, арест, поскольку это стало бы де-юре агрессией против России «со всеми вытекающими». С лета 2012 г. БДК начали регулярные рейсы из Новороссийска в Тартус. Эти рейсы получили неофициальное название «Сирийский экспресс» (по аналогии с «Токийским экспрессом» - переброской войск и техники во время Второй Мировой кораблями ВМС Японии на остров Гуадалканал в 1942-43 гг.). В нем были задействованы 6 (все, кроме ремонтирующегося «Орска») черноморских БДК, 3 (все, кроме ремонтирующегося «Калининграда») балтийских БДК, все 4 североморских БДК и даже 2 из 4 тихоокеанских БДК («Адмирал Невельской» и «Пересвет»). Они суммарно уже совершили более 300 рейсов в Сирию. В т.ч. именно они перебросили основную часть грузов для развертывания российской авиационной группировки и средств ПВО. Можно совершенно точно сказать, что если бы не российские БДК, вся Сирия сейчас была бы под властью исламских радикалов, которые уже вели бы экспансию за ее пределы, в т.ч. к нам. 

БДК «Адмирал Невельской»

Кроме того, в последние годы на тихоокеанские БДК легла основная нагрузка по укреплению российской группировки на оспариваемых Японией южных Курильских островах (Кунашире и Итурупе) – именно они перебрасывали туда технику сухопутных войск и ПВО.

Таким образом, вроде бы совершенно ненужные корабли внезапно оказались «нашим всем». При этом ресурс имеющихся БДК чрезвычайно сильно изношен (во что большой вклад внес именно «Сирийский экспресс»), а замены им не предвидится. И даже неясно, так какие десантные корабли нам нужны – «прогрессивные» УДК и ДВКД, которые негде использовать, или такие же «старые добрые» БДК для роли грузовых транспортов?Отвечать на этот вопрос необходимо срочно, ведь корабли проектируются и строятся очень долго. Но пока ответа явно нет.

 

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

22 марта 2017 00:00 1107
0
0