Как и остальные виды ВС, китайский флот в последние полтора десятилетия проходит через радикальное перевооружение. На примере флота это заметно особенно хорошо, поскольку данный вид ВС является самым технологически сложным, а его строительство идет гораздо дольше, чем сухопутных войск и авиации.
Еще в середине 90-х ВМС НОАК состояли из множества крайне устаревших кораблей и катеров, причем преобладали именно последние (т.е. китайский флот был почти чисто прибрежным). Многочисленные подводные лодки отличались примитивным вооружением и очень высокой шумностью. Надводные силы ВМС НОАК полностью состояли из кораблей, построенных по проектам 50-х – 60-х гг. ХХ в., причем далеко не лучших даже по тем меркам. Их ударные возможности были крайне ограниченными, а ПВО и ПЛО, по сути, отсутствовала вообще.
За последнее десятилетие китайский флот прошел путь, на который США понадобилось, как минимум, 30 лет, а Россия и Европу Китай за этот рекордно короткий срок сумел даже обойти, причем как качественно, так и количественно.
ВМС НОАК организационно делятся на три флота.
Подводные лодки
Морской компонент китайских СЯС состоит из 5 ПЛАРБ.
Имеется не менее 10 ПЛА.
Китайский флот дизельных ПЛ является крупнейшим в мире. Их имеется более 50 единиц.
Надводные корабли
Единственный на данный момент китайский авианосец представляет собой бывший советский авианесущий крейсер «Варяг», приобретенный КНР на Украине в недостроенном состоянии. Этот корабль не является полноценным авианосцем из-за своих конструктивных особенностей. В первую очередь речь идет о наличии носового трамплина и отсутствии катапульты. Соответственно, этот корабль навсегда останется учебно-экспериментальным, а не боевым, именно в таком качестве Китай его приобрел и достроил. В КНР уже начато строительство собственных «полноценных» авианосцев.
Наиболее мощными кораблями ВМС НОАК являются в настоящее время эсминцы.
Сейчас в строю имеется около 30 эсминцев, их строительство продолжается.
Наиболее многочисленным классом надводных кораблей ВМС НОАК являются фрегаты. Их имеется более 50, строительство также продолжается.
В 2012 г. в КНР начато строительство кораблей, которые классифицируются либо как малые фрегаты, либо как корветы. В настоящее время уже введены в строй до 40 кораблей этого типа.
Хотя в последние полтора десятилетия китайский флот из «москитного» (прибрежного) становится океанским, он остается на первом месте в мире по количеству боевых катеров. Их имеется более 400.
Минно-тральные силы представлены 1 минзагом и 30 тральщиками. Это количество очень ограничено, поэтому тральные силы являются «ахиллесовой пятой» китайского флота.
Десантные силы ВМС НОАК включают более 150 кораблей и катеров.
В целом ВМС НОАК занимают первое место в мире по количеству дизельных ПЛ, фрегатов, ракетных и сторожевых катеров, десантных кораблей (впрочем, по общему тоннажу и вместимости десантных кораблей ВМС НОАК уступают ВМС США). По количеству атомных подлодок и эсминцев китайский флот является третьим в мире (по ПЛАРБ и ПЛА – после ВМС США и ВМФ РФ, по эсминцам – после ВМС США и Японии).
Морская авиация
Организационно состоит из 8 авиадивизий.
Как и собственно флот за последние годы китайская морская авиация радикально обновилась качественно, а по количеству самолетов является второй в мире после американской.
Количество боевых самолетов (включая палубные) превышает 350.
Имеется до 240 специальных, транспортных и учебных самолетов, более 120 вертолетов различного назначения.
Морская пехота
Включает 7 бригад. Кроме подготовки к проведению морских десантных операций китайские морские пехотинцы несут гарнизонную службу на оккупированных КНР Парасельских островах.
Морская пехота, как и остальные составляющие НОАК, проходит перевооружение. Имеется до 400 плавающих танков и БМП, другая техника.
При обсуждении состояния и перспектив ВМС НОАК нельзя не отметить беспрецедентно высокие возможности китайской кораблестроительной промышленности, которые она сейчас демонстрирует.
Подобные темпы строительства флота недоступны даже для США, с любой другой страной просто отсутствует возможность для сравнения. Нынешние темпы строительства ВМС Китая уступают лишь американским темпам в годы Второй Мировой войны, однако корабли того времени были несравненно проще нынешних.
Уже сегодня ВМС НОАК во взаимодействии с ВВС способны обеспечить успешный захват Тайваня, это не делается лишь по политическим соображениям. Китай практически достиг равенства на море с Японией и добился подавляющего превосходства в надводных силах над ТОФ РФ. После ввода в строй авианосцев в количестве не менее 4-5 единиц китайский флот сможет составить серьезную конкуренцию ВМС США в северо-западной части Тихого океана и в Индийском океане.