Вооруженные силы стран мира
Вооруженные силы стран мира
ВС Китая: ВМС НОАК

Как и остальные виды ВС, китайский флот в последние полтора десятилетия проходит через радикальное перевооружение. На примере флота это заметно особенно хорошо, поскольку данный вид ВС является самым технологически сложным, а его строительство идет гораздо дольше, чем сухопутных войск и авиации.

Еще в середине 90-х ВМС НОАК состояли из множества крайне устаревших кораблей и катеров, причем преобладали именно последние (т.е. китайский флот был почти чисто прибрежным). Многочисленные подводные лодки отличались примитивным вооружением и очень высокой шумностью. Надводные силы ВМС НОАК полностью состояли из кораблей, построенных по проектам 50-х – 60-х гг. ХХ в., причем далеко не лучших даже по тем меркам. Их ударные возможности были крайне ограниченными, а ПВО и ПЛО, по сути, отсутствовала вообще.

За последнее десятилетие китайский флот прошел путь, на который США понадобилось, как минимум, 30 лет, а Россия и Европу Китай за этот рекордно короткий срок сумел даже обойти, причем как качественно, так и количественно.

ВМС НОАК организационно делятся на три флота – Северный, Восточный и Южный (далее – СФ, ВФ и ЮФ) со штабами соответственно в гг. Циндао, Нинбо и Чжаньцзян. Надо отметить, что это деление представляется несколько искусственным, поскольку, в отличие от США и РФ, КНР имеет одно сплошное протяженное побережье. Впрочем, поскольку это побережье является достаточно длинным, деление на три флота, очевидно, облегчает управление ВМС. В начале 2016 г. три флота были включены в состав одноименных Командований (Северного, Восточного и Южного соответственно), которые были созданы в ходе военной реформы вместо прежних округов.

Подводные лодки

Морской компонент китайских СЯС долгое время состоял из одной весьма примитивной ПЛАРБ пр. 092 "Ся" с 12 БРПЛ JL-1. В настоящее время построены 4 гораздо более современные ПЛАРБ пр. 094 "Цзинь" (каждая с 12 БРПЛ JL-2 и с ПКР YJ-8Q). Достраиваются 2 еще более современные ПЛАРБ пр. 094В, каждая из которых будет нести по 16 БРПЛ JL-2. 

На смену устаревшим ПЛА пр. 091 "Хань" (было построено 5, но две уже списаны, остальные в составе СФ) построены 6 ПЛА пр. 093 "Шан" (в т.ч. 2 пр. 093А, 2 пр. 093В) с ПКР YJ-8Q. Первые две входят в состав ЮФ, 2 А и 2 В - в состав СФ. Ведется строительство ПЛА пр. 095, сопоставимых по своим ТТХ с наиболее современными американскими и российскими ПЛА. Уже введены в строй 1-2 ПЛА этого типа.

Китайский флот дизельных ПЛ является крупнейшим в мире. Наиболее современными из них являются 15 ПЛ пр. 039А/В "Юань" (4 А, 11 В) с ПКР YJ-8Q и воздухонезависимой энергетической установкой (не менее 2 В на СФ, не менее 10 (4 А, 6 В) на ВФ). Начато строительство еще более современных ПЛ пр. 043.

Достаточно новыми считаются 12 ПЛ российской постройки - 2 пр. 877, 2 пр. 636, 8 пр. 636ЭМ с ПКР 3М54Е (из них 8 на ВФ, 4 на ЮФ). Кроме того, в начале 2000-х были построены 13 ПЛ пр. 039 "Сун" (из них 3 пр. 039G, 9 пр. 039G1) с ПКР YJ-8Q (по 4 G1 на СФ и ЮФ, остальные 5 ПЛ на ВФ).

Более старыми, но еще боеспособными являются 15 ПЛ пр. 035 "Мин" (2 А, 9 G, 4 В; в отстое еще до 5, в т.ч. 2 А, 1 G). Возможно, остаются на вооружении до 8 старых ПЛ пр. 033.

Надводные корабли

Единственный на данный момент китайский авианосец «Ляонин» (входит в состав СФ) представляет собой бывший советский авианесущий крейсер «Варяг», приобретенный КНР на Украине в недостроенном состоянии. Этот корабль не является полноценным авианосцем из-за своих конструктивных особенностей. В первую очередь речь идет о наличии носового трамплина и отсутствии катапульты. Соответственно, этот корабль навсегда останется учебно-экспериментальным, а не боевым, именно в таком качестве Китай его приобрел и достроил. В КНР уже начато строительство собственных «полноценных» авианосцев.

Наиболее мощными кораблями ВМС НОАК являются в настоящее время эсминцы. Самые старые из них – корабли типа «Люйда», построенные по советским проектам 50-х гг. Сейчас в составе ВМС остался 1 эсминец пр. 051G («Люйда-3») (на ЮФ; еще 1 в отстое). 5 эсминцев пр. 051 («Люйда-1») и 1 пр. 051D («Люйда-2») находятся в отстое, 3 пр. 051 используются как учебные.

В 90-е и начале 2000-х Китай приобрел в России 4 эсминца - 2 пр. 956, 2 пр. 956ЭМ (на ВФ). Тогда же в самом Китае были построены 7 эсминцев четырех разных проектов: 2 пр. 051С (на СФ), 1 пр. 051В (на ЮФ), 2 пр. 052В (на ЮФ), 2 пр. 052 (на СФ).

В конце концов, после указанных экспериментов, в КНР началось строительство по-настоящему современных эсминцев пр. 052С/D. Построено 6 эсминцев пр. 052С (4 на ВФ, 2 на ЮФ). В строю находятся 10 эсминцев пр. 052D (2 на СФ, 3 на ВФ, 5 на ЮФ), всего же будет построено до 20 кораблей этого типа. При этом следует подчеркнуть, что Китай уже технологически обошел Россию и практически все европейские страны в развитии крупных надводных кораблей и вышел на уровень трех наиболее передовых стран в этой сфере – США, Японии и Республики Корея. Об этом свидетельствует наличие на эсминцах пр. 052С (с третьего корабля) и пр. 052D (на всех) РЛС с ФАР и «классических» УВП типа американской Мк41.

На предыдущих эсминцах пр. 051 и 052 (включая первые два пр. 052С) устанавливались российские УВП барабанного типа, в которых к пуску одновременно готова лишь одна ракета из восьми, причем эти УВП были рассчитаны только на один тип ракет (ЗУР для ЗРС С-300Ф). На новых китайских эсминцах устанавливаются УВП, в которых готовы к пуску одновременно все ракеты, причем на эсминцах пр. 052D это могут быть ракеты разных типов и классов. На этих кораблях имеется УВП на 64 ракеты. Очевидно, в ней могут размещаться морские ЗУР HHQ-9, КРМБ DH-10 и, возможно, ПКР и ПЛУР. Это обеспечит эсминцам возможность наносить удары как по морским, так и по береговым целям, а также осуществлять ПВО корабельных соединений.

Уже спущены на воду и достраиваются на плаву 2 эсминца пр. 055, которые, по сути, являются крейсерами.

Наиболее многочисленным классом надводных кораблей ВМС НОАК являются фрегаты. Из них 23 - корабли пр. 053Н, который строился в семи модификациях. Это 10 фрегатов пр. 053Н3 (2 на СФ, 4 на ВФ, 4 на ЮФ), 6 пр. 053Н1G (на ЮФ), 1 пр. 053Н2 (на СФ), 5 пр. 053Н1 (на ЮФ). Кроме того, из фрегатов пр. 053Н 1 передан Береговой охране, 2 используются как учебные, 1 - как экспериментальный, 5 находятся в отстое, в т.ч. 1 с РСЗО. Также в отстое находится 1 фрегат пр. 053Н1. Еще 1 фрегат пр. 053НТН используется как учебный, 3 фрегата пр. 053H2G переданы Береговой охране. Фрегаты пр. 053Н (кроме наиболее современной модификации 053Н3) постепенно выводятся из состава ВМС, часть из них продается другим странам.

Им на замену построены 2 фрегата пр. 054 (на ВФ), сейчас ведется строительство фрегатов пр. 054А. Уже введено в строй 27 кораблей этого типа (7 на СФ, 10 на ВФ, 10 на ЮФ). Наряду с традиционным для ВМС НОАК ударным вооружением (8 ПКР С-803 в контейнерных ПУ) корабли пр. 054А стали первыми китайскими фрегатами, имеющими адекватную для кораблей такого класса ПВО: УВП на 32 ЗУР HHQ-16 (созданы на основе российского ЗРК "Штиль"). Благодаря этому данные фрегаты станут универсальными эскортными кораблями, которые можно будет использовать для охраны авианосцев вблизи своих берегов и для усиления эсминцев в открытом океане.

В 2012 г. в КНР начато строительство кораблей пр. 056, которые классифицируются либо как малые фрегаты, либо как корветы. В настоящее время уже введены в строй 39 кораблей этого типа (8 на СФ, 13 на ВФ, 16 на ЮФ и еще 2 в гарнизоне Гонконга, относящемся к зоне ЮФ), всего количество кораблей этого типа составит не менее 50 единиц.

Хотя в последние полтора десятилетия китайский флот из «москитного» (прибрежного) становится океанским, он остается на первом месте в мире по количеству боевых катеров. Так, имеется до 112 ракетных катеров: 83-86 пр. 022, 6 пр. 037-II, 20 пр. 037-IG. Все «037-е» входят в состав ЮФ, «022-е» распределены по всем флотам. При этом катера пр. 022 являются не только самыми многочисленными, но и самыми мощными и современными в своем классе в мире. Они построены на основе скоростных катамаранов австралийской фирмы Austal, каждый несет по 8 сверхзвуковых ПКР YJ-83. В отстое находится до 75 старых ракетных катеров пр. 024. Сторожевых катеров в составе ВМС НОАК до 250: до 20 пр. 037-I (еще 3 в БОХР), до 99 пр. 037, 17 пр. 062-I, до 98 пр. 062 (последние быстро списываются).

Минно-тральные силы представлены 1 минзагом пр. 918, 2 новейшими тральщиками пр. 082-II, 17 тральщиками пр. 082, 4 тральщиками пр. 081 и 6 пр. 082А. Это количество очень ограничено, поэтому тральные силы являются «ахиллесовой пятой» китайского флота.

Десантные силы ВМС НОАК включают 6 ДТД пр. 071 (2 на ВФ, 4 на ЮФ), 30 ТДК пр. 072 четырех модификаций (11 пр. 072-III (3 на СФ, 7 на ВФ, 1 на ЮФ), 15 пр. 072А (2 на СФ, 7 на ВФ, 6 на ЮФ), 4 пр. 072-II (1 на ВФ, 3 на ЮФ), 3 пр. 072 (на ВФ)), 13 средних десантных кораблей пр. 073 (10 пр. 073А, 1 пр. 073-III, 2 пр. 073-II), около 60 малых десантных кораблей (8-10 пр. 074А, 12-20 пр. 074, до 32 пр. 079-II, последние используются, в основном, как грузовые суда), а также 4 ДКВП пр. 12322, построенных на Украине.

В целом ВМС НОАК занимают первое место в мире по количеству дизельных ПЛ, фрегатов, ракетных и сторожевых катеров, десантных кораблей (впрочем, по общему тоннажу и вместимости десантных кораблей ВМС НОАК уступают ВМС США). По количеству атомных подлодок и эсминцев китайский флот является третьим в мире (по ПЛАРБ и ПЛА – после ВМС США и ВМФ РФ, по эсминцам – после ВМС США и Японии).

Морская авиация

Организационно состоит из 8 авиадивизий. В СФ – 2-я (4-й, 5-й, 6-й авиаполки) и 5-я (13-й, 14-й, 15-й авиаполки); в ВФ – 1-я (1-й, 2-й авиаполки), 4-я (10-й, 11-й, 12-й авиаполки) и 6-я (16-й, 17-й, 18-й авиаполки); в ЮФ – 3-я (ДРЛО и патрульной авиации авиаполки), 8-я (22-й, 23-й, 24-й авиаполки) и 9-я (25-й, 26-й, 27-й авиаполки) авиадивизии.

Как и собственно флот за последние годы китайская морская авиация радикально обновилась качественно, а по количеству самолетов является второй в мире после американской.

Бомбардировщики ВМС НОАК – это 40-42 самолетов Н-6 (в т.ч. 3-4 D, 28-29 G; еще 3 Н-6А, возможно, на хранении) и 117-122 JH7 (в т.ч. 67-71 JH-7А). Н-6 созданы на базе крайне устаревшего советского Ту-16, однако его современные китайские модификации способны нести КРВБ CJ-10, а также различные ПКР, поэтому представляют собой весьма значительную боевую силу. JH-7 являются современными тактическими бомбардировщиками, их производство продолжается. Находятся на хранении до 15 штурмовиков Q-5.

Истребители представлены, в первую очередь, тяжелыми машинами семейства Су-27/30 и их китайскими вариантами. Сейчас на вооружении морской авиации НОАК имеется 23 Су-30МК2 российского производства, от 61 до 74 J-11В (от 33 до 41 ВН, от 28 до 33 BSН), являющиеся безлицензионной китайской копией Су-27, а также до 22 палубных истребителей J-15, скопированных с купленного на Украине первого варианта палубной версии Су-27К (также имеется до 7 прототипов этой машины). Кроме того, на вооружении состоят 22 J-10 (15 АН, 7 SН) и 42-46 J-8 (15 B, 10 F, 12 D, 5-9 FR; еще не менее 13 J-8А/В/Е находятся на хранении). Производство J-11 и J-10 продолжается, поэтому их количество будет увеличиваться. На хранении находятся примерно 70 истребителей J-7 (копия МиГ-21), выведенных из состава строевых частей.

Противолодочная авиация представлена 3 самолетами-амфибиями SH-5, 20 самолетами берегового базирования Y-8 (17 Q, 3 Х) и более чем 70 вертолетами: 14 российскими Ка-28, 60-63 китайскими Z-9 (из них 13 используются как учебные, 4 развернуты на авианосце), созданными на основе французского AS365. В строю и/или на хранении, возможно, остается 21 собственно AS365N.

Имеются 6 самолетов ДРЛО KJ-200 (на базе транспортного самолета Y-8), 10 KJ-500 и 4 Y-8J, 6 заправщиков H-6DU (на базе бомбардировщика Н-6).

На вооружении состоит 7 самолетов РЭР Y-9JZ и 4-5 Y-8JB. Кроме того, в морской авиации имеется до 25 транспортных самолетов Y-7 (еще до 3 на хранении) и 8 их учебных вариантов HY-7, 17 Y-8С/СН. 

Имеется до 130 учебных самолетов: до 40 JL-8, 35-44 JL-9, от 8 до 12 JL-10, 27 CJ-6, 6 "кукурузников" Y-5.

В состав морской авиации НОАК также входит 9 вертолетов ДРЛО Ка-31, более 40 транспортных вертолетов (до 5 российских Ми-8, 33-35 китайских Z-8, созданных на базе французского SA-321, не менее 5 Z-18 палубного базирования (на авианосце); до 7 собственно SA-321 и не менее 2 Ми-8 выведены на хранение), а также 3 спасательных вертолета Ка-27ПС.

Морская пехота

Включает две бригады (1-ю и 2-ю) в составе ЮФ, две (3-ю и 4-ю) в составе ВФ, две (5-ю и 6-ю) в составе СФ, а также бригаду спецназа. Кроме подготовки к проведению морских десантных операций китайские морские пехотинцы несут гарнизонную службу на оккупированных КНР Парасельских островах.

Морская пехота, как и остальные составляющие НОАК, проходит перевооружение. В частности, на вооружение поступает семейство боевых машин Туре 05, созданных на базе БМП ZBD-05. Одной из машин этого семейства является легкий танк ZTD-05.

На данный момент на вооружение бригад морской пехоты поступило 124 ZTD-05 и 248 ZBD-05. Старые легкий танк Туре 63А, БМП Туре 86 и БТР Туре 63С (по 62 единицы каждого из этих трех типов), видимо, списаны.

Самоходная артиллерия насчитывает более 20 новейших САУ Туре 07 и также более 20 старых САУ Туре 89 (калибр обоих – 122 мм).
Кроме того, на вооружении морской пехоты НОАК состоят РСЗО Туре 63, ПТРК HJ-73 и HJ-8, ПЗРК HN-5.

При обсуждении состояния и перспектив ВМС НОАК нельзя не отметить беспрецедентно высокие возможности китайской кораблестроительной промышленности, которые она сейчас демонстрирует. В настоящий момент на верфях и на плаву строятся и достраиваются одновременно не менее 30 единиц ПЛ (в т.ч. атомных) и надводных кораблей (в т.ч. авианосец).

Подобные темпы строительства флота недоступны даже для США, с любой другой страной просто отсутствует возможность для сравнения. Нынешние темпы строительства ВМС Китая уступают лишь американским темпам в годы Второй Мировой войны, однако корабли того времени были несравненно проще нынешних.

Уже сегодня ВМС НОАК во взаимодействии с ВВС способны обеспечить успешный захват Тайваня, это не делается лишь по политическим соображениям. Китай практически достиг равенства на море с Японией и добился подавляющего превосходства в надводных силах над ТОФ РФ. После ввода в строй авианосцев в количестве не менее 4-5 единиц китайский флот сможет составить серьезную конкуренцию ВМС США в северо-западной части Тихого океана и в Индийском океане.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
21 января 2014 08:20 3815
1
0

КОММЕНТАРИИ:

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи