Вооруженные силы стран мира
Вооруженные силы стран мира
ВС США (ВМС)

ВМС США являются крупнейшим флотом мире. В значительной степени, именно на флоте держится вся военная мощь США. Поскольку на Североамериканском континенте, да и вообще в Западном полушарии, у этой страны нет военных противников (по крайней мере, сопоставимых по силам), проецирование силы в Восточное полушарие осуществляется с помощью ВМС.

Кроме «собственно флота» ВМС США включают морскую авиацию и морскую пехоту, которые также являются крупнейшими в мире.

В организационном отношении ВМС США делятся на Командование ВМС (бывший Атлантический флот), Тихоокеанский флот, а также Командование морских перевозок. Последнее не имеет в своем составе боевых кораблей, поэтому здесь рассмотрено не будет.

Командование ВМС (в дальнейшем оно будет «по старому» называться в данной статье Атлантическим флотом или АФ) включает два оперативных флота: 4-й (Южная Атлантика), 6-й (Северная и Восточная Атлантика, Средиземное море, юго-западная часть Индийского океана). ТОФ также включает три оперативных флота: 3-й (восточная и центральная часть Тихого океана), 5-й (северо-западная часть Индийского океана), 7-й (запад Тихого океана и восток Индийского океана). Оперативные флоты не имеют постоянного корабельного состава, они формируются из составов АФ и ТОФ путем постоянной ротации кораблей.

Как правило, боевые корабли ВМС США делятся между АФ и ТОФ примерно поровну. Однако в последнее время наметился «крен» в сторону ТОФ, который в ближайшее время будет включать примерно 60% кораблей ВМС.

Кроме того, в составе ВМС США имеется 10-й оперативный флот, отвечающий за ведение кибернетической войны. Боевых кораблей в его составе нет.

Флот
Подводные лодки.

Морской компонент СЯС США включает 14 ПЛАРБ типа «Огайо» (6 на АФ, 8 на ТОФ). Каждая из них несет по 24 БРПЛ «Трайдент-2» (до 8 БЧ на каждой БРПЛ), всего имеется 434 этих БРПЛ. Фактически 2 ПЛАРБ в каждый отдельный момент времени находятся на капитальном ремонте, соответственно, развернуты 12 ПЛАРБ с 288 БРПЛ, остальные БРПЛ находятся на хранении. На развернутых БРПЛ имеется не менее 880 ядерных БЧ (500 W76-1, 380 W88), еще 1085 ядерных БЧ для БРПЛ (385 W76-0, 700 W76-1) - на хранении.

Еще 4 ПЛАРБ типа «Огайо» по договору СНВ-1 были переоборудованы в ПЛАРК (по 2 на АФ и ТОФ). Вместо 24 шахт для БРПЛ на каждой из них были установлены по 22 шахты для КРМБ «Томагавк» (по 7 КРМБ в каждой) и по 2 шлюзовые шахты для боевых пловцов. Соответственно, каждая ПЛАРК несет по 154 КРМБ.

По количеству многоцелевых ПЛА ВМС США занимают первое место в мире. Наиболее совершенными из них являются 3 ПЛА типа «Си Вулф» (все в составе ТОФ), однако из-за очень высокой цены строительство остальных ПЛА этого типа (всего их предполагалось иметь 32) было отменено. Вместо них в настоящее время строятся ПЛА типа «Вирджиния», с несколько более низкими ТТХ, но более дешевые. Всего их предполагается построить от 30 до 40. В настоящее время в составе ВМС США имеется 17 ПЛА типа «Вирджиния» (10 на АФ, 6 на ТОФ). Кроме того, в составе ВМС остается 32 ПЛА типа «Лос-Анджелес» (11 на АФ, 21 на ТОФ), которые постепенно списываются. В отстое находятся еще 19 ПЛА типа «Лос-Анджелес», но их возвращение в строй практически исключено, т.к. из их корпусов вырезаны ядерные реакторы.

Все американские многоцелевые ПЛА могут запускать через свои торпедные аппараты не только обычные торпеды, но также ПКР «Гарпун» и КРМБ «Томагавк». Кроме того, все ПЛА типа «Вирджиния» и 30 ПЛА типа «Лос-Анджелес» имеют по 12 вертикальных шахт для запуска КРМБ «Томагавк».

Надводные корабли

Символом ВМС США и основой их боевой мощи являются авианосцы. Сегодня в строю находятся 10 атомных авианосцев типа «Нимиц» (по 5 на АФ и ТОФ) и 1 типа «Форд» (АФ), который является, фактически, значительно улучшенным вариантом «Нимица». Всего предполагается построить не менее 3 кораблей этого типа. В отстое находятся два авианосца с обычной ЭУ: «Джон Кеннеди» и «Китти Хок». 
Каждый авианосец в период развертывания в океане несет на борту авиакрыло в составе 32-48 боевых самолетов F/А-18, 4-6 самолетов РЭБ ЕА-6, 4-6 самолетов ДРЛО Е-2С, 2 транспортных самолета С-2А и 6-8 противолодочных вертолетов SH-60. Как правило, в каждый момент времени в океане развернуты 4 авианосца (по 2 на АФ и ТОФ).

До середины 80-х гг. ХХ в. крейсера, эсминцы и фрегаты ВМС США, по сути, были «охранниками авианосцев», не имея самостоятельной роли. Ситуация изменилась с принятием на вооружение универсальной БИУС «Иджис», обеспечивающей одновременное отслеживание и поражение целей на суше, в воздухе и на море на больших дальностях. Важнейшим дополнением этой системы стала УВП Мк41, имеющая 29, либо 61 (в последних модификациях – 32 или 64) ячейки, в каждой из которых может размещаться либо КРМБ «Томагавк», либо ЗУР «Стандарт», либо ПЛУР «Асрок». Крейсера и эсминцы с системой «Иджис» и УВП Мк41 получили возможность наносить массированные удары по береговым целям с помощью «Томагавков», а также осуществлять ПВО и ПРО корабельных соединений и даже в некоторых случаях группировок войск на суше. Благодаря этому данные корабли могут не только охранять, но дополнять, а иногда и заменять авианосцы в роли главной ударной силы флота.

Сегодня в составе ВМС США имеется 22 крейсера типа «Тайкондерога» (10 на АФ, 12 на ТОФ), каждый из которых оснащен системой «Иджис» и имеет по 2 УВП Мк41 по 61 ячейке в каждой. Таким образом, каждый крейсер несет 122 ракеты трех классов. На 5 крейсерах (2 на АФ, 3 на ТОФ) система «Иджис» модернизирована для решения задач ПРО. В отстое находятся еще 2 крейсера типа «Тайкондерога» первой модификации. Эти корабли не имеют УВП Мк41, поэтому их возвращение в строй хотя и теоретически возможно, но крайне маловероятно.

Основу надводных сил ВМС США сегодня составляют эсминцы типа «Орли Бёрк». Сейчас их имеется в строю 66 (30 на АФ, 36 на ТОФ), всего будет построено от 75 до 99 кораблей этого типа, которые прослужат до конца 70-х гг. Каждый эсминец несет по 2 УВП Мк41 – носовую (29 ячеек на первых 21 эсминце, 32 ячейки на следующих) и кормовую (61 и 64 ячейки соответственно). Таким образом, 21 эсминец несет по 90 ракет, 45 (и все следующие) – по 96 ракет. На 22 эсминцах (9 на АФ, 13 на ТОФ) система «Иджис» модернизирована для решения задач ПРО.

Кроме «Орли Бёрков» в США начато строительство эсминцев типа «Зумвалт» «футуристической» архитектуры со значительным количеством различных технических новшеств. Каждый такой эсминец будет нести 1 УВП на 80 ракет. Изначально предполагалось построить 32 эсминца типа «Зумвалт», но из-за очень высокой цены их будет построено всего 3, два из которых введены в строй (оба на ТОФ), третий в настоящее время проходит испытания.

Фрегаты типа «Оливер Перри» при достаточно больших размерах обладают очень слабым вооружением и, в целом, являются наиболее неудачными кораблями ВМС США за всю послевоенную историю. Поэтому они в ускоренном порядке были выведены из состава ВМС и продаются за рубеж. Сейчас в строю ВМС фрегатов этого типа уже нет, в отстое находится 22 корабля, их предполагается по возможности продать, либо утилизировать.

Корветы являются самым распространенным в мире классом боевых кораблей, однако в составе ВМС США они долгое время отсутствовали. Лишь в ХХI в. началось строительство так называемых «прибрежных боевых кораблей» (littoral combat ship, LCS). Для ВМС были предложены два разных проекта LCS: «Фридом» и «Индепенденс».

Командование не смогло сделать выбор, поэтому начали строиться корабли обоих проектов. Впрочем, позже они были переклассифицированы во фрегаты. Сейчас в составе флота имеется 7 кораблей типа «Фридом» (5 на АФ, 2 на ТОФ) и 7 типа «Индепенденс» (все на ТОФ). Надо отметить, что корабли обоих типов имеют очень высокую цену при достаточно слабом вооружении.

Тральщики в составе ВМС США представлены 11 кораблями типа «Авенджер» (все на ТОФ; еще 2 в отстое).

Десантные силы ВМС США являются крупнейшими в мире, по своим возможностям сравнимы с десантными силами всех остальных флотов вместе взятых.

Наиболее крупными из десантных кораблей являются УДК (универсальный десантный корабль). Сейчас в составе американского флота имеется 1 новейший УДК типа "Америка" (на ТОФ) и 8 УДК типа «Уосп» (3 на АФ, 5 на ТОФ). В отстое находятся 3 корабля типа «Тарава». Ведется дальнейшее строительство УДК типа «Америка», которые по своим размерам, фактически, являются полноценными авианосцами. ДВКД (десантно-вертолетный корабль-док) представлены 11 кораблями типа «Сан-Антонио» (4 на АФ, 7 на ТОФ). В резерве находятся 7 ДВКД типа «Остин». Имеется 8 ДТД типа «Уидби Айленд» и 4 типа «Харперс Ферри» (по 4 и 2 на АФ и ТОФ). Кроме того, в резерве остается 1 ТДК типа «Ньюпорт» (выставлен на продажу).

Надо отметить, что несмотря на большое количество десантных кораблей и их значительную десантовместимость, они могут перевести одновременно лишь незначительную часть морской пехоты и, тем более, сухопутных войск США. Поэтому для массированных перебросок войск и техники на удаленные ТВД американское командование фрахтует у коммерческих судоходных компаний гражданские грузовые суда.

Морская авиация

Авиация ВМС США имеет очень сложную организационную структуру. Она делится на авиацию флота, авиацию морской пехоты, резерв авиации флота и резерв авиации морской пехоты. Каждый из этих четырех компонентов делится еще на атлантический и тихоокеанский. К каждому авианосцу приписано авиакрыло, примерный состав которого был указан выше.
Как и в случае с самолетами и вертолетами ВВС США, значительное количество машин морской авиации находится на хранении на базе Дэвис-Монтан (AMARG - Aerospace Maintenance and Regeneration Group, Группа ремонта и восстановления авиационной и космической техники), откуда многие из них могут быть возвращены в строй. В дальнейшем для сокращения про эти самолеты и вертолеты будет говориться, что они находятся на AMARG.

Боевые самолеты.

Основным боевым самолетом морской авиации является F/А-18 «Хорнет». Это пока единственный палубный самолет авиации флота и основной самолет авиации морской пехоты (ее эскадрильи также размещаются на борту развернутых авианосцев). Машины модификаций А, В и С постепенно переводятся на AMARG, в то время как Е и F продолжают поступать на вооружение. Вообще F/A-18E/F очень серьезно усовершенствован по сравнению с первоначальным вариантом и, в значительной степени, является новым самолетом (поэтому он называется «Супер Хорнет»). Особенностью F/А-18 является то, что если для большинства других американских боевых самолетов модификации В, D, F представляют собой двухместные учебно-боевые варианты для модификаций А, С, Е соответственно, причем их участие в боевых действиях не предусматривается, то F/A-18D и F, хотя и являются двухместными, но представляют собой полноценные боевые самолеты.

Сейчас на вооружении морской авиации США находится 1070 F/А-18: 79 A, 12 B, 317 C, 124 D, 282 E, 256 F. Кроме того, на AMARG находятся на хранении еще 72 (30 А, 5 В, 35 С, 2 D), на хранении на базах ВМС - еще до 80 (до 41 А, до 6 В, до 12 С, до 2 D, 11 Е, 8 F).

Вторым по численности боевым самолетом морской авиации США является AV-8 «Харриер». Этот самолет с вертикальным взлетом и посадкой состоит на вооружении только в авиации морской пехоты. Он производился в США по британской лицензии, но затем подвергся уже чисто американской модернизации. Сейчас на вооружении состоит до 119 «Харриеров»: 27 AV-8В, 75-76 В+, 16 учебно-боевых TAV-8В. На AMARG находятся 1 TAV-8А и 6 AV-8В, а также 58 английских «Харриеров», которые Великобритания в 2011 г. продала США в качестве источника запчастей (3 GR7, 47 GR9, 8 T12). Кроме того, еще 26 "Харриеров", выведенных из состава авиации ВМС (2 А, 24 В) теоретически могут быть модернизированы до уровня В+.

Все «Харриеры» и все F/A-18A/B/C/D предполагается заменить истребителем 5-го поколения F-35. Планируется закупить для авиации флота 260 палубных F-35С, а для авиации морской пехоты – 67 аналогичных F-35С и 353 самолета с коротким взлетом и вертикальной посадкой F-35В. Пока данная программа развивается со значительным отставанием от графика и с еще более значительным превышением первоначальной цены. Сейчас авиация морской пехоты получила 71 F-35В и 2 F-35С, авиация флота – 32 F-35C.

В морской авиации США, как и в ВВС, имеются эскадрильи «агрессор», которые на учениях имитируют действия вероятных противников. На вооружении этих эскадрилий состоят «сухопутные» истребители F-16 и F-5. Изначально специально для морской авиации были построены 26 F-16N и учебно-боевых TF-16N, из которых сейчас осталось 6 (3 F-16N, 3 TF-16N), все они находятся на AMARG. На вооружении эскадрильи «агрессор» в настоящий момент имеется 14 «обычных» F-16 (10 А, 4 В), построенных для ВВС Пакистана, но оставшихся в США из-за временного эмбарго, наложенного на эту страну Вашингтоном после ядерных испытаний 1998 г. Кроме того, «агрессоров» имитируют до 44 F-5 (до 1 E, до 3 F, 40 N; еще до 16 F-5Е, возможно, находятся на хранении ВМС), причем, хотя эти самолеты были построены в США, но почти все машины, эксплуатирующиеся сейчас в морской авиации, были закуплены в Швейцарии.

На AMARG находится на хранении еще до 200 устаревших боевых самолетов морской авиации: 148 А-4 (из них 133 учебно-боевых ТА-4В/F/J), 6 F-4, 4 RF-8G, 9 F-14. Их возвращение в строй теоретически возможно, но крайне маловероятно из-за выработки этими машинами ресурса и несоответствия современным требованиям.

Противолодочные самолеты

Особой разновидностью боевой авиации является противолодочная авиация. Наиболее современными противолодочными самолетами морской авиации США являются Р-8А «Посейдон», созданные на базе пассажирского «Боинг-737». В настоящее время их принято на вооружение 84 (еще 1 на хранении), всего планируется построить 117. Они заменят знаменитые Р-3 «Орион». В настоящее время в авиации флота США остается 52 Р-3С, на AMARG – еще 106, а также 3 Р-3А и 39 Р-3В. Кроме того, на хранении ВМС остается еще до 16 "Орионов" (1 А, 3 В, 12 С). Палубные противолодочные самолеты S-3 «Викинг» сняты с вооружения, замена им так и не создана. На AMARG находится 83 S-3В, а также 10 S-3A и 15 ES-3A.

Самолеты РЭБ, РЭР, ДРЛО, ВКП

Основным палубным самолетом РЭБ является ЕА-18G, созданный на базе F/A-18F. Сейчас на вооружение поступило 153 таких самолета (еще 1 на хранении ВМС). Они заменяют самолеты ЕА-6В, которых осталось не более 6, еще 44 – на AMARG, до 41 - на хранении ВМС.

Палубным самолетом ДРЛО остается Е-2 «Хокай», на вооружении имеется 90 самолетов этого типа (57 С, 33 D), еще 22 Е-2С – на AMARG, до 43 - на хранении ВМС.

В составе авиации флота наземного базирования имеется 12 самолетов радиоэлектронной разведки ЕР-3Е (на AMARG еще 5, а также 1 ЕР-3J, еще 2 A, 1 Е на хранении ВМС; все эти самолеты созданы на базе «Ориона»), 1 RC-12М (еще 1 и 2 RC-12F на AMARG) и 16 ВКП E-6B.

Транспортные, многоцелевые и специальные самолеты и конвертопланы

США располагают единственным в мире в своем классе палубным транспортным самолетом С-2А, использующимся для доставки людей и грузов с земли на авианосцы и обратно. Их имеется на вооружении 34, еще 5 на AMARG, 2-3 - на хранении ВМС.

Транспортная авиация ВМС наземного базирования включает 19 C-130Т, 3 С-12С, 28 UC-12 (1 В, 10 F, 9 М, 8 W; на AMARG – еще 24-26 В и 3 на хранении ВМС), 12 UC-35 (2 C, 10 D), 2 U-6A, 8 C-26D, 6 С-20 (2 D, 4 G; еще 1 G на AMARG), 5 C-37 (1 A, 4 B). Кроме того, на AMARG находятся до 10 самолетов, созданных на базе «Ориона» (4-5 ТР-3А, 1-2 UP-3А, 1 VP-3A, 2 UP-3B), а также 17 пассажирских DC-9 и С-9В (еще до 4 - на хранении ВМС).

Новейшими транспортными машинами морской авиации США являются конвертопланы («гибрид» самолета и вертолета) MV-22В «Оспрей», которые могут базироваться как на аэродромах, так и на авианосцах и УДК. Сейчас на вооружении имеются 291 таких конвертопланов (еще 3-4 на хранении ВМС).

На базе транспортных самолетов С-130 «Геркулес» для морской авиации созданы самолеты-заправщики КС-130. Сейчас в строю находится до 76 таких машин (1-3 R, 20 T, 53 J), на AMARG – еще до 31 (3 R, 24-26 F, 2 Т), еще до 8 КС-130 (5 F, 3 Т) - на хранении ВМС.

Учебные самолеты

Учебная авиация ВМС США включает 296 T-6 (43 А, 253 В), до 20 T-34C (на AMARG – еще 166-168, до 75 на хранении ВМС), 10-11 T-38 (4-5 А, 6 С; еще до 5 А на хранении ВМС), 1 Т-39D (на AMARG – еще 20 D, 7 G (и еще 9 и 1-2 на хранении ВМС), 11 N, 1 СТ-39Е), 54 T-44 (6 A, 48 C), до 195 T-45 (до 3 A, 192 C). Кроме того, на AMARG находятся 68 Т-2 (2 В, 66 С) и 23 ТС-12В (еще до 2 - на хранении ВВС).

Ударные вертолеты
Боевые вертолеты АН-1 «Кобра» имеются на вооружении только в авиации морской пехоты. Сейчас их 183 (80 W, 103 Z; на AMARG - 6 АН-1J, 52 W, на хранении ВМС - 1 Z, до 36 W, не менее 10 J). Количество АН-1Z будет увеличиваться как за счет производства новых машин, так и за счет переоборудования AH-1W.

Многоцелевые вертолеты

Основным многоцелевым вертолетом морской авиации США является UН-60 «Блэк хок». В ее строю сейчас имеется 257 МН-60S, 265 МН-60R, 1 UH-60L; на AMARG – еще 3-4 МН-60S, 2 R и еще 1-2 МН-60R, 1 S - на хранении ВМС. Кроме того, остается на вооружении 146 вертолетов UH-1Y «Ирокез» (на AMARG – еще 11, а также 4 UH-1Е, 35-53 UH-1N, еще до 19 N на хранении ВМС).

Противолодочные вертолеты

В качестве противолодочных вертолетов используется еще одна модификация «Блэк хока» - SH-60F, которых осталось в строю не более 10 единиц. Еще 65 SH-60 (40 B, 25 F) находятся на AMARG, до 14 F и до 39 В - на хранении ВМС. После снятия с вооружения самолетов S-3 «Викинг» только вертолеты осуществляют непосредственную ПЛО авианосцев, но и они выводятся из боевого состава морской авиации.

Кроме того на AMARG находятся старые противолодочные вертолеты - 37 SH-2 (30 F, 7 G), 22 SH-3 (3 D, 7 G, 12 H).

Вертолеты-тральщики

Нехватка в ВМС США кораблей-тральщиков компенсируется наличием вертолетов-тральщиков. На вооружении находится сейчас 29 MH-53E; на AMARG - 2 МН-53Е, 7 МН-53J, 10 МН-53М, 7 RH-53D. Впрочем, вертолеты МН-53J/М ранее использовались не как тральщики, а как вертолеты ССО.

Транспортные вертолеты
Транспортные вертолеты в морской авиации США должны быть, в основном, заменены конвертопланами. Пока, однако, значительное их количество остается на вооружении. В авиации флота это 141 СН-53Е (еще до 8 на хранении ВМС; на AMARG – 1 СН-53A, 44 СН-53D). Кроме того, для перевозок высшего командного состава используются 19 вертолетов - 8 VH-60N и 11 VH-3D. В авиации морской пехоты строевых транспортных вертолетов не осталось, на хранении находится до 155 СН-46Е (в т.ч. 85 - на АМАRG).

Спасательные вертолеты

Основным спасательным вертолетом морской авиации США является еще одна модификация «Блэк хока», НН-60Н. Этих вертолетов имеется 15, на AMARG - еще 20. Кроме того, в строю остаются 4 HH-1N (на AMARG – еще 3-4 НН-1N, 1 НН-1К, 1 HH-46D, еще 10-16 НH-1N, 1-2 К, до 18 HH-46D на хранении ВМС).

Учебные вертолеты

Для обучения вертолетчиков используется 118 вертолетов TH-57 (43 B, 75 C; на AMARG – еще 2-5 A, 2 D).

Морская пехота

Морская пехота, будучи по численности личного состава и количеству технику значительно меньше сухопутных войск США, очень активно используется во всех войнах и конфликтах, которые ведет эта страна. Уровень боевой подготовки личного состава здесь выше, чем в сухопутных войсках.

Морская пехота включает 4 дивизии, по 2 на АФ и ТОФ. Дивизии ТОФ – 1-я (штаб в Кэмп-Пендлтон, Калифорния) и 3-я (остров Окинава, Япония). Дивизии АФ – 2-я (Кэмп-Лиджн, Северная Каролина), 4-я (резервная; Новый Орлеан).

На вооружении морской пехоты состоит следующая боевая техника:
Танки - 447 M1A1.
БТР и бронеавтомобили - 392 LAV-25 (а также 50 КШМ и 154 вспомогательных машины на его базе), 1311 AAV-7A1, 1725 "Кугар" (еще примерно 968 на хранении), 704 М-АТV "Ошкош".
Буксируемые орудия - 331 M101A1 (105 мм), 501 M777 (155 мм).
Минометы - 50 LAV-M, 535 M252 (81 мм), 49 EFSS (120 мм).
РСЗО - 45 HIMARS (227 мм).
ПТРК - 95 LAV-TOW, до 1247 переносных «Тоу» и не менее 341 "Джавелин".
ПЗРК – несколько сотен «Стингер», в т.ч. 17 самоходных LAV-AD.

Силы специальных операций

ССО ВМС являются составной частью Командования ССО ВС США и, в то же время, отдельным родом войск ВМС. Штаб – в Коронадо, Калифорния. Включает 4 группы ССО собственно ВМС и ССО морской пехоты.

1-я группа ССО: 1-й, 3-й, 5-й, 7-й разведывательно-диверсионные отряды, отряд тылового обеспечения и поддержки, учебное подразделение, штабы 1-го (Гуам) и 3-го (Бахрейн) передовых отрядов ССО.

2-я группа ССО (Литтл-Крик, Вирджиния) – 2-й, 4-й, 8-й, 10-й РДО, отряд тылового обеспечения и поддержки, учебное подразделение, штаб 2-го передового отряда ССО (Штутгарт).
3-я и 4-я группы ССО: 1-й (Пёрл-Харбор) и 2-й (Литл-Крик) отряды специальных транспортных средств, 12-й (Коронадо), 20-й (Литл-Крик), 22-й (Бэй-Сент-Луис, Миссисипи) дивизионы катеров специального назначения.

ССО морской пехоты – 1 полк (включает 1-й, 2-й, 3-й батальоны), группа поддержки, разведывательный батальон.


В целом, ВМС США обладают гигантской боевой мощью. При этом начавшиеся сокращения военного бюджета США этот вид ВС затронут в наименьшей степени, поэтому в обозримом будущем американский флот сохранит свое доминирующее положение на большинстве океанских ТВД (возможно, за исключением морей, прилегающих к побережьям России и Китая).

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
03 февраля 2014 10:40 4228
2
0

КОММЕНТАРИИ:

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи