Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
Борцы за баррель

Все аравийские нефтяные монархии очень похожи друг на друга, но у каждой есть и что-то особенное. Самая большая и самая особенная, конечно, Саудовская Аравия. Но интересны и остальные.

ОАЭ представляют собой очень своеобразную «федерацию монархий» (что и следует из названия этой страны). По объему нефтяных богатств они занимают второе место на Аравийском полуострове после Саудовской Аравии. Соответственно, по боевому потенциалу ВС ОАЭ также на втором месте в регионе.

Как и все остальные аравийские монархии, ОАЭ являются тоталитарной теократией, но отнюдь не такой пещерной, как Саудовская Аравия. Гораздо более умеренным является и вклад Эмиратов в финансирование суннитских радикалов, известных также под названием «международный терроризм». При этом ОАЭ – единственная страна на полуострове, которая в значительной степени освободилась от нефтяной зависимости, создав мощную альтернативную экономику. В частности, создан и достаточно сильный ВПК, способный производить собственную технику – например, бронеавтомобили и БПЛА. Тем не менее, в основном, конечно, страна зависит от импорта вооружений. 

Почти на равных на оружейном рынке ОАЭ присутствуют США и Франция, обе эти страны имеют в ОАЭ военные объекты, причем для Франции это единственная военная база в Азии. Во Франции построена большая часть ВМС ОАЭ, французское происхождение имеет почти весь танковый парк страны (сначала 64 АМХ-30, затем 388 «Леклерков»), а также почти вся прочая бронетехника (БМП и БТР). В основном из Франции в ОАЭ поставляются вертолеты, средства наземной ПВО, боевые самолеты (сначала «Мираж-5», затем «Мираж-2000»), корабельные и авиационные ракеты. 

США до 90-х гг. поставляли в ОАЭ лишь многоцелевые вертолеты и транспортные самолеты. Затем американский экспорт стал резко нарастать. ОАЭ приобрели тяжелые транспортные самолеты С-17, боевые вертолеты АН-64 «Апач», многоцелевые UH-60 и транспортные СН-47, ЗРС «Пэтриот», а затем полностью эксклюзивную систему ПРО ТНААD (имеется еще только в сухопутных войсках США, причем в очень ограниченном количестве). Также эксклюзивом стали 80 истребителей-бомбардировщиков F-16E/F, которые представляют собой самую совершенную модификацию данного самолета (такой нет и в ВВС США). Наряду с ними закупаются легкие противопартизанские самолеты: сначала АТ-802, которые затем ОАЭ перепродали в Иорданию и Египет, затем «Архангел». Разумеется, к самолетам и вертолетам приобретается множество высокоточных авиационных боеприпасов. «Почти эксклюзивом» являются РСЗО HIMARS с ТР АТАСМS. На тысячи идет счет бронеавтомобилей класса MRAP (М-АТV «Ошкош», МаххPro, «Кайман»), при том что ОАЭ и сами производят и даже продают собственные МRАРы («Кугар», «Нимр»). 

Достаточно много боевой техники в ОАЭ продала Италия – в основном учебные самолеты, вертолеты, корабельное вооружение. Кроме того, ОАЭ стали единственным в мире покупателем итальянского танка OF-40 (их нет и в ВС Италии). Важнейшими поставщиками легкой бронетехники в ОАЭ сейчас являются ЮАР и Турция (последняя также продает Эмиратам РСЗО). Из Швейцарии поступают зенитная артиллерия и учебные самолеты, из Великобритании – также учебные самолеты и легкая бронетехника, из Китая – боевые БПЛА. Также и Россия сумела очень активно внедриться на рынок ОАЭ, который был недоступен для СССР. Сюда были проданы ЗРПК «Панцирь-С1», ПЗРК «Игла-1» и «Игла-С», БМП-3.

ОАЭ приняли активно участие в агрессии против Йемена. Из-за чего произошло удивительное для монархий событие – в стране был введен частичный воинский призыв. Возможно, благодаря этому эмиратцы воюют несколько лучше саудитов (вторая возможная причина – использование в рядах регулярной армии западных ЧВК). Потери в технике составили, как минимум, по одному «Леклерку» и БМП-3, до 260 различных МRАРов, по 1 «Миражу-2000» и АТ-802, не менее 3 вертолетов (в т.ч. 1 «Апач»), а также скоростной транспортный корабль-катамаран HSV-2. Последний был тяжело поврежден береговой ПКР хуситов и продан в Грецию, где, видимо, будет разрезан на металл. По сравнению с саудовскими потерями эмиратские являются относительно умеренными, потери в МRАРах компенсируются поставками из США и собственным производством. Впрочем, нет сомнений, что страна будет продолжать закупать очень много оружия в самых разных странах.

Среди армий аравийских монархий есть еще одна, которая комплектуется по призыву. Это ВС Кувейта. Причем призыв здесь вводился дважды. Первый раз – в 1992 г., после освобождения от иракской оккупации. Именно тогда было подтверждено, что «профессиональная», т.е. полностью наемная армия противостоять внешней агрессии неспособна. После разгрома Ирака американцами в 2003 г. призыв в Кувейте отменили, но в связи с «арабской весной» вернули вновь.

До иракской агрессии Кувейт был единственной из аравийских монархий, которая приобретала боевую технику не только на Западе, но и в СССР (ТР «Луна-М», БМП-2, ЗРК «Оса», ПЗРК «Стрела-2 и -3»), а также в Югославии (танки М-84, которые, впрочем, до войны поступить в Кувейт не успели). Практически вся кувейтская техника досталась иракцам в полной сохранности и по большей части была потеряна уже ими.

После войны основные закупки техники Кувейт, разумеется, делал в США. Он приобрел там традиционные для стран региона танки М1 «Абрамс», ПТРК «Тоу», боевые вертолеты АН-64 «Апач», ЗРС «Пэтриот», военно-транспортные самолеты С-130, различные высокоточные авиационные боеприпасы. Менее традиционными были истребители-бомбардировщики F/A-18C/D «Хорнет», которые в ВМС США используются как палубные, поэтому редко экспортируются в наземном варианте. Причем и на замену этим самолетам Кувейт собирается приобрести F/A-18E/F «Супер Хорнет».

Кроме США, крупными поставщиками техники в послевоенный Кувейт стали Австрия (более 100 БТР «Пандур»), Россия (27 РСЗО «Смерч», более 300 БМП-2/3), Китай (51 САУ PLZ-45, инженерные машины), Франция (вертолеты, бронеавтомобили, ракетные катера). Понемногу приобреталась различная техника в ряде стран Западной Европы. Ожидается закупка 28 европейских истребителей-бомбардировщиков «Тайфун», их поставщиком будет считаться Италия.

Чисто формально Кувейт участвует в возглавляемой Эр-Риядом интервенции в Йемен, но фактически его вклад в этот трехлетний позор не просматривается.

Гораздо активнее участвуют в агрессии против Йемена ВС Бахрейна. В этой стране 75% населения составляют шииты, но правящая династия является суннитской, суннитам же принадлежит вся власть в государстве. В начале «арабской весны» шииты попытались восстать, не поняв, что это мероприятие было организовано не для них. Восстание было жестоко подавлено армией ОАЭ и Национальной гвардией Саудовской Аравии, причем «мировая общественность» почему-то этого не заметила. Соответственно, эмир Бахрейна полностью зависит от своих более мощных соседей и обязан участвовать во всех их авантюрах. Правда, возможности бахрейнской армии крайне ограничены, поэтому ее реальный вклад в действия интервентов ничтожен.

Абсолютно доминирующее положение на оружейном рынке Бахрейна занимают США. Правда, у страны остается еще довольно много устаревшей техники. Например, она так и «не доросла» до «Абрамсов» и «Пэтриотов», обходясь М60 и «Усовершенствованным Хоком». До сих пор остаются на вооружении истребители F-5E/F, правда, уже дополненные F-16C/D. Последние предполагается модернизировать до варианта F-16V, еще более совершенного, чем у ОАЭ. Бахрейнским эксклюзивом (в масштабах Аравийского полуострова) являются РСЗО М270 MLRS с ТР АТАСМS, а также фрегат типа «Оливер Перри».

Кроме того, бахрейнские ВС имеют на вооружении немецкие ракетные катера, французские ЗРК, китайские мультикалиберные РСЗО, бельгийские БТР, британские учебные самолеты, некоторое количество другой техники. На второе место после США среди поставщиков в Бахрейн боевой техники постепенно выходит Турция, продавшая этой стране почти 300 различных БТР и бронеавтомобилей. Один из них (типа ARMA), а также 1 F-16 ВС Бахрейна потеряли в Йемене. В целом, Бахрейн нуждается в значительной модернизации своей армии, но серьезных усилий в данном направлении пока не предпринимает.  

ВС Катара до последнего времени были самыми слабыми на полуострове. Они были оснащены почти исключительно французской техникой, причем, как правило, сильно устаревшей и в небольших количествах. Самой новой из них условно можно было считать 12 истребителей-бомбардировщиков «Мираж-2000», полученных в конце 90-х. С этой техникой катарская армия приняла очень ограниченное участие в боях с иракцами под Рас-Хафджи в январе 1991 г. Считается, что в бою между катарскими танками АМХ-30 (французского производства) и иракскими Т-55 (советского) первые победили со счетом 3:2. Впрочем, и те, и другие танки и тогда уже считались очень старыми.

В начале ХХI в. к умеренным нефтяным богатствам Катара добавились огромные газовые, после чего Доха решила играть в геополитические игры в масштабах, для начала, Ближнего Востока. Катар не просто принял активнейшее участие в организации и финансировании «арабской весны», но стал (вместе с Турцией) главным создателем «Исламского халифата». После того, как вмешательство России коренным образом изменило ситуацию в Сирии, аравийские монархии стали искать виновного в своем поражении. «Козлом отпущения» был назначен именно Катар, с которым Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, а также Египет даже разорвали дипотношения, обвинив его буквально «во всех смертных грехах». Доха, однако, нашла полную поддержку у Анкары, начала сближение с Тегераном, а потом и с Москвой. И начала массовые закупки новейшей боевой техники, по масштабам не уступающие саудовским.

В частности, в Германии уже закуплены 62 танка «Леопард-2А7» (машин этой модификации нет даже в ВС Германии) и 24 САУ РzН-2000. В Китае приобретены РСЗО SY-400, которые также являются ПУ для ТР, в России – 200 ПЗРК «Игла-С» (первое российское оружие в Катаре). В той же Германии и в Турции сотнями закупаются БТР и бронеавтомобили. В США куплены тяжелые транспортные самолеты С-17, ЗРС «Пэтриот» последней модификации РАС3 и «Апачи» также последней модификации АН-64Е, ПТРК «Джавелин». Кроме того, Доха имеет очень большие планы по закупкам новейших боевых самолетов. Предполагается приобрести 36 американских F-15QA (вариант F-15E), 24 европейских «Тайфуна» (конкретным продавцом станет Великобритания) и 12 французских «Рафалей». Все эти покупки даже не в разы, а на порядки увеличат боевой потенциал ВС Катара (вопрос об уровне боевой и морально-психологической подготовке личного состава остается открытым), а максимальная диверсификация продавцов значительно повышает устойчивость страны в нынешнем конфликте с соседями. 

Главной особенностью Омана является доминирующий здесь ибадитский вариант ислама (ни суннитский, ни шиитский). Из-за этого страна устранилась от конфликта между монархиями и Ираном, ее участие в союзе монархий являлось чисто формальным еще до того, как этот союз фактически распался. В частности, Оман не участвует ни в интервенции в соседний с ним Йемен, ни в финансировании «арабской весны».

Главным поставщиком техники для ВС Омана была и остается бывшая метрополия – Великобритания. От «Скорпионов» и «Чифтенов» они перешли к «Челленджерам-2» (эти танки есть еще только у ВС Великобритании), от «Ягуаров» - к «Тайфунам» (Оман стал вторым после Саудовской Аравии покупателем этих самолетов за пределами Европы). В Великобритании построены корабли ВМС Омана, хотя оружие для них приобретено в Италии и Франции.

В США Оман закупал танки М60, ПТРК «Тоу» и «Джавелин», ПЗРК «Стингер», истребители-бомбардировщики F-16, транспортные самолеты С-130. Из ЮАР были получены колесные САУ G-6. Во Франции приобреталась легкая бронетехника, ПЗРК «Мистраль», вертолеты, в Норвегии – новейшие ЗРК NASAMS, в Италии – БМТВ «Чентауро» и вертолеты, в Турции – БТР «Парс», в Испании – транспортные самолеты, в Пакистане и Швейцарии - учебные. На данный момент каких-либо планов новых закупок боевой техники (после завершения поставок «Тайфунов») у страны нет.

В целом, рынок аравийских монархий остается исключительно привлекательным для практически всех основных экспортеров. Основными покупателями являются Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар, «отстающими» можно считать Бахрейн и Оман. Интересно, что именно двум последним Россия никогда никакого оружия не продавала. В остальных четырех странах перспективы у Москвы неплохие. Хотя надо понимать, что при определенных обстоятельствах проданное сюда наше оружие против нас же и обернется.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа

11 мая 2018 11:34 1084
0
0