Вооруженные силы стран мира
Вооруженные силы стран мира
ВС США (ВВС)

ВВС США, наряду с ВМС, составляют основу военной мощи страны. Вопреки распространенным мифам, американцы вполне способны успешно вести жесткую контактную войну на суше. Но они совершенно точно не будут воевать, не добившись господства в воздухе. Поэтому развитию ВВС придается исключительно большое значение, именно этот вид ВС становится «центром притяжения» основных инноваций в американском военном строительстве. Благодаря этому, у подавляющего большинства стран мира США могут выиграть войну одной авиацией, не за действуя сухопутные войска и флот.

Организационная структура

ВВС США имеют в своем составе 10 командований (8 целевых и 2 территориальных) и ВВС Национальной гвардии. Последняя формально предназначена для защиты территории страны, но поскольку такая задача перед ВС США не стоит уже 200 лет, Национальная гвардия постоянно задействуется в интервенционистских операциях.

В отличие от РФ и КНР, у которых каждый из компонентов «ядерной триады» входят в отдельные виды ВС, у США два компонента (МБР и стратегические бомбардировщики) входят в состав ВВС.

Основными структурными единицами ВВС являются воздушные армии (ВА), состоящие из авиакрыльев (акр; эквивалентны полкам), которые, в свою очередь, делятся на эскадрильи. Причем воздушные армии, авиакрылья и эскадрильи могут не иметь в своем составе ни одного боевого самолета и вообще никакого вооружения, но названия всё равно используются.

Командование глобальных ударов (штаб – ВВБ Барксдейл, штат Луизиана) включает оба компонента СЯС США, входящих в ВВС. В составе Командования – две воздушные армии.

8-я ВА (штаб – на той же ВВБ Барксдейл) включает 2-е (Барксдейл) и 5-е (Майнот, Северная Дакота) бомбардировочные акр (оснащены стратегическими бомбардировщиками В-52Н), 7-е (Дайс, Техас) и 28-е (Элсуорт, Южная Дакота) акр с бомбардировщиками В-1В, 509-е бакр (Уайтмэн, Миссури) (стратегические бомбардировщики В-2 и учебные самолеты Т-38), 576-ю летно-испытательную эскадрилью (Ванденберг, Калифорния).

20-я ВА (Шайен, Вайоминг) имеет в своем составе все МБР «Минитмен-3», которыми оснащены три крыла МБР: 90-е (Уоррен, Вайоминг), 91-е (Майнот, Северная Дакота), 341-е (Мальмстром, Монтана). В составе 20-й ВА также имеется 625-я эскадрилья стратегических операций (Оффут, Небраска).

Космическое командование (Петерсон, Колорадо) включает Аэрокосмический центр, Центр развития космических инноваций и одну воздушную армию.

14-я ВА (Ванденберг, Калифорния) имеет в своем составе 614-й центр аэрокосмических операций, 21-е, 30-е, 45-е, 50-е, 460-е космические крылья.

Боевое авиационное командование (Лэнгли, Вирджиния) включает всю боевую авиацию (кроме стратегической и резервных компонентов), дислоцированную на основной территории США. В ее составе пять воздушных армий, ВВС Сенткома и Центр разработки способов боевого применения авиации ВВС.

1-я ВА (Тиндалл, Флорида) не имеет в своем составе боевых самолетов. Она включает восточный (Роум, Нью-Йорк) и западный (Мак-Корд, Вашингтон) сектора ПВО, 601-й Центр аэрокосмических операций, Координационный центр спасательных операций, 722-ю эскадрилью воздушного контроля (дислоцирована в Канаде).

9-я ВА (Шоу, Южная Каролина) включает четыре истребительных, одно смешанное и три вспомогательных авиакрыла. Это 1-е (Лэнгли) и 325-е (Тиндалл) иакр с истребителями F-22А, 4-е иакр (Симор-Джонсон, Северная Каролина, F-15E), 20-е иакр (Шоу, F-16C/CJ/D), 23-е смешанное акр (Муди, Джорджия, А-10, НС-130Р, НН-60), а также 93-е крыло операций против наземных целей (Муди), 461-е крыло воздушного контроля (Робинс, Джорджия) и 633-е авиабазовое крыло (Лэнгли).

12-я ВА (Дэвис-Монтан, Аризона) включает 49-е акр (Холломэн, Нью-Мексико, истребители F-22А и боевые БПЛА МQ-9), 355-е акр (Дэвис-Монтан, А/ОА-10), 366-е акр (Маунтин-Хом, Айдахо, F-15E), 388-е акр (Хилл, Юта, F-16C/D), 432-е акр (Крик, Невада, MQ-1, MQ-9), 552-е акр воздушного контроля (Тинкер, Оклахома), 557-е акр разведки погоды (Оффут, Небраска).

24-я ВА (Лэкленд, Техас) отвечает за ведение кибернетической и, шире, информационной войны. В ее составе - 67-е крыло боевого применения информационных систем, 624-й центр аэрокосмических операций, 688-е крыло информационных операций.

25-я ВА (Сан-Антонио, Техас) включает 55-е акр (Оффут), 9-е (Бил, Калифорния), 70-е (Форт Джордж, Мэриленд), 363-е и 480-е (Лэнгли) разведывательные акр.

Центр разработки способов боевого применения авиации ВВС (Неллис, Невада) имеет в своем составе 53-е акр (Эглин, Флорида, А-10, F-15A/C/D/E, F-16C/D, F-22A, MQ/RQ-1, RQ-4), 53-ю группу оценки авиационных систем вооружения (Тиндалл, Е-9А, QF-4), 57-е акр (Неллис, F-15C, F-16C/D, F-22А, HH-60, MQ-1/9), 98-е полигонное и 99-е авиабазовое (Неллис), 505-е управления (Хелберт, Флорида) крылья.

ВВС Сенткома имеют в своем составе ряд экспедиционных акр, временно дислоцированных на Ближнем Востоке и в Афганистане. 

Командование воздушных перебросок (Скотт, Иллинойс) включает Центр перебросок и одну воздушную армию, в составе которой находится почти вся американская военно-транспортная и заправочная авиация.

18-я ВА (Скотт) имеет в своем составе 15-е и 21-е транспортные экспедиционные формирования (штабные структуры для организации действий военно-транспортной авиации за пределами страны), 618-й центр аэрокосмических операций (Скотт, Иллинойс), 12 транспортных и заправочных авиакрыльев. Это 6-е акр (Мак-Дилл, Флорида, КС-135R, С-37), 19-е акр (Литл-Рок, Арканзас, С-130Н/J), 22-е акр (Мак-Коннел, Канзас, КС-135R), 60-е акр (Трэвис, Калифорния, С-5, С-17, КС-10), 62-е акр (Мак-Корд, Вашингтон, С-17), 89-е акр (Эндрюс, Мэриленд, VC-25, С-20В, С-32А, С-37А, С-40В), 92-е акр (Фэйрчайлд, Вашингтон, КС-135R), 305-е акр (Мак-Гуайр, Нью-Джерси, С-17, КС-10), 317-е акр (Дайесс, Техас, С-130J), 375-е акр (Скотт, Иллинойс, С-21, С-40, КС-135), 436-е акр (Довер, Делавэр, С-5, С-17), 437-е акр (Чарлстон, Южная Каролина, С-17). Необходимо отметить, что 89-е акр является «президентским авиаотрядом», отвечающим за перевозку высших должностных лиц США. Кроме того, 43-я группа управления транспортно-десантными операциями (Поуп, Северная Каролина), 515-е (Хикам, Гавайи) и 521-е (Рамштайн, Германия) акр управления транспортно-десантными операциями, 621-е акр быстрого реагирования (Мак-Гуайр), 87-е (Мак-Гуайр) и 628-е (Чарлстон) авиабазовые крылья.

Учебно-тренировочное командование (Сан-Антонио, Техас), как следует из названия, занимается обучением летного и технического персонала ВВС. В его составе 2-я (17-е, 37-е, 81-е, 82-е акр, 381-я, 602-я агр) и 19-я (12-е, 14-е, 33-е, 47-е, 49-е, 56-е, 58-е, 71-е, 80-е, 97-е, 314-е, 336-е акр, 479-я агр) ВА, авиационный университет, медицинский центр.

Командование МТО (Райт-Паттерсон, Огайо) занимается материальным, техническим и научным обеспечением деятельности ВВС. В его составе имеется Исследовательская лаборатория ВВС и 8 Центров – аэрокосмических систем, летных испытаний, поддержки глобальных перебросок, ядерного оружия, обеспечения безопасности, авиационного вооружения, электронных систем, инженерных исследований.

Командование ССО (Мак-Дилл, Флорида) отвечает за авиационное обеспечение специальных операций ВС США. Большая часть ее подразделений дислоцировано на ВВБ Хёрлберт (Флорида) - 1-е (АС-130, CV-22, МС-130, U-28), 24-е и 492-е (АС-130, МС-130, Ан-26, Ми-8, UH-1) акр. Кроме того, в составе Командования ССО имеются 27-е акр (Кэннон, Нью-Мексико, АС-130, МС-130, MQ-1, MQ-9, РС-12, М-28), 137-е (Оклахома-Сити, Оклахома) и 193-е (Гаррисберг, Пенсильвания) акр ВВС Национальной гвардии, 919-е акр ВВС резерва (Дьюк, Флорида), а также две части ССО за рубежом: 352-е авиакрыло (Милденхолл, Великобритания) и 353-я авиагруппа (Кадена, Япония, МС-130).

Командование резерва ВВС (Робинс, Джорджия) представляет собой своеобразные «запасные ВВС», дислоцированные на континентальной части США. Части резерва являются постоянно действующими и проходят боевую подготовку по тем же программам, что и регулярные ВВС. Многие авиакрылья и авиагруппы (агр) резерва непосредственно «аффилированы» с авиакрыльями Боевого авиационного командования и Командования воздушных перебросок, оснащены теми же самолетами и дислоцированы на тех же ВВБ. В составе Командования резерва имеется три воздушные армии.

4-я ВА (Марч, Калифорния) является резервом для Командования воздушных перебросок. Она включает 315-е акр (Чарлстон, Южная Каролина, С-17), 349-е акр (Трэвис, Калифорния, С-5, С-17, КС-10), 433-е акр (Сан-Антонио, Техас, С-5), 434-е акр (Гриссом, Индиана, КС-135), 439-е акр (Вестовер, Массачусетс, С-5), 445-е акр (Райт-Паттерсон, Огайо, С-17), 446-е акр (Мак-Корд, Вашингтон, С-17), 452-е акр (Марч, С-17, КС-135), 459-е акр (Эндрюс, Мэриленд, КС-135), 507-е акр (Тинкер, Оклахома, КС-135), 512-е акр (Довер, Делавэр, С-5, С-17), 514-е акр (Мак-Гуайр, Нью-Джерси, С-17, КС-10), 914-е (Ниагара-Фоллс, Нью-Йорк, КС-135), 916-е акр (Сеймур-Джонсон, Северная Каролина, КС-135), 927-е акр (Мак-Дилл, Флорида, КС-135), 931-е акр (Мак-Коннел, Канзас, КС-135) 932-е акр (Скотт, Иллинойс, С-40), 940-е акр (Бил, Калифорния, КС-135).

10-я ВА (Форт-Уорт, Техас) является резервом для Боевого авиационного командования. Она включает 44-ю иагр (Тиндалл, Флорида, F-22), 301-е иакр (Форт-Уорт, F-16), 307-е бакр (Барксдейл, В-52Н), 310-е космическое крыло (Шрайвер, Колорадо), 340-ю учебную агр (Сан-Антонио), 414-ю иагр (Сеймур-Джонсон, F-15Е), 419-е иакр (Хилл, Юта, F-16), 442-е иакр (Уайтмэн, Миссури, А-10), 476-ю иагр (Муди, А-10), 477-ю иагр (Элмендорф, Аляска, F-22), 482-е иакр (Хомстед, Флорида, F-16), 513-ю группу ДРЛО (Тинкер, Е-3), 919-ю группу спецопераций (Дайк, Флорида, С-145, U-28, MQ-1), 920-е акр (Патрик, Флорида, НН-60G, НС-130Р), 924-ю агр (Дэвис-Монтан, А-10), 926-ю агр (Неллис, Крик, Эглин, Шрайвер, А-10, F-22, F-15, F-16, MQ-1, MQ-9), 943-ю агр (Дэвис-Монтан, НН-60G), 944-е иакр (Люк, Аризона, F-16), 610-ю группу поддержки (Форт-Уорт).

22-я ВА (Доббинс, Джорджия) является резервом для Командований воздушных перебросок и ССО. Она включает 94-е (Доббинс), 302-е (Петерсон, Колорадо), 403-е (Кислер, Миссисипи), 908-е (Максвелл, Алабама), 910-е (Янгстаун-Уоррен, Огайо), 911-е (Питтсбург, Пенсильвания), 934-е (Сент-Пол, Миннесота) акр, 913-ю агр (Литл-Рок), все они имеют на вооружении различные модификации самолета С-130.

Командование ВВС США в Европе и Африке (Рамштейн, Германия) имеет в своем составе одну воздушную армию.
3-я ВА (Рамштейн) включает 31-е истребительное акр (Авиано, Италия, F-16), 48-е иакр (Лейкенхит, Великобритания, F-15С/D/Е, НН-60), 52-е иакр (Шпангдалем, Германия, F-16), 86-е акр (Рамштейн, С-130, С-20, С-21А, С-37А), 100-е акр (Милденхолл, Великобритания, КС-135R), 435-е акр обеспечения (Рамштейн), 501-е акр боевой поддержки (Олконбери, Великобритания), 404-ю (Рамштейн) и 449-ю (Джибути, С-130) африканские экспедиционные группы, 39-е (Инджирлик, Турция) и 65-е (Лажиш, Азорские о-ва, Португалия) авиабазовые крылья (последние не имеют в своем составе боевой техники и являются обслуживающими единицами).

Командование ВВС США в зоне Тихого океана (Перл-Харбор, Гавайи) имеет в своем составе четыре воздушные армии, управление одной из которых было недавно ликвидировано. Две из них (5-я и 8-я) дислоцированы за пределами США, а две (11-я и бывшая 13-я) – в анклавных штатах (Аляска и Гавайи).

5-я ВА (Йокота, Япония) включает 18-е акр (Кадена, Окинава, F-15C/D, KC-135R, E-3, HH-60G), 35-е иакр (Мисава, F-16), 374-е акр (Йокота, С-130Е, С-12J, UH-1N), 605-й центр аэрокосмических операций (Йокота).

7-я ВА (Осан, Республика Корея) включает 8-е иакр (Кунсан, F-16), 51-е акр (Осан, А-10), 607-й центр аэрокосмических операций и 607-ю группу поддержки (Осан).

11-я ВА (Элмендорф-Ричардсон, Аляска) включает 3-е акр (Элмендорф, F-22A, Е-3В, С-130Н, С-12, С-17), 354-е иакр (Эйлсон, F-16), 611-й центр аэрокосмических операций и 611-ю группа поддержки (Элмендорф-Ричардсон).

13-я ВА (Перл-Харбор) включала 15-е акр (Перл-Харбор, F-22, С-17, С-37, С-40), 13-ю экспедиционную группу (Перл-Харбор; штабная структура без штатной техники), 36-е акр (Андерсен, Гуам; также чисто штабная структура), 613-й центр аэрокосмических операций и 613-ю группу поддержки (Перл-Харбор). В 2012 г. управление 13-й ВА было расформировано, а входившие в нее части напрямую подчинены штабу Командования.

ВВС Национальной гвардии, как было сказано выше, формально предназначены для обороны территории США, поэтому в мирное время их части подчиняются губернатором штатов. Тем не менее, в реальности они регулярно задействуются в операциях за рубежом, поскольку оснащены той же техникой и проходят обучение по тем же программам, что и регулярные ВВС.

ВВС НГ каждого штата имеют в своем составе от одного до пяти авиакрыльев и авиагрупп.
Айдахо – 124-е акр.
Айова – 132-е, 185-е акр.
Алабама – 117-е, 187-е, акр, 226-я группа связи.
Аляска – 168-е, 176-е акр.
Аризона – 161-е, 162-е акр, 214-я разведывательная группа.
Арканзас – 188-е, 189-е акр.
Вайоминг – 153-е акр.
Вашингтон – 141-е, 194-е акр.
Вермонт – 158-е акр.
Вирджиния – 192-е акр.
Висконсин – 115-е, 128-е акр.
Гавайи – 154-е акр.
Делавэр – 166-е акр.
Джорджия – 116-е, 165-е акр.
Западная Вирджиния – 130-е, 167-е акр.
Иллинойс – 126-е, 182-е, 183-е акр.
Индиана – 122-е, 181-е акр.
Калифорния – 129-е, 144-е, 146-е, 163-е акр, 162-я группа связи.
Канзас – 184-е, 190-е акр.
Кентукки – 123-е акр.
Колорадо – 140-е акр.
Коннектикут – 103-е акр.
Луизиана – 159-е акр.
Массачусетс – 102-е, 104-е акр, 253-я группа кибернетических операций.
Миннесота – 133-е, 148-е акр.
Миссисипи – 172-е, 186-е акр.
Миссури – 131-е, 139-е акр.
Мичиган – 110-е, 127-е акр.
Монтана – 120-е акр.
Мэн – 101-е акр.
Мэриленд – 175-е акр.
Небраска – 155-е акр.
Невада – 152-е акр.
Нью-Гэмпшир – 157-е акр.
Нью-Джерси – 108-е, 177-е акр.
Нью-Йорк – 105-е, 106-е, 107-е, 109-е, 174-е акр, восточный сектор ПВО.
Нью-Мексико – 150-е акр.
Огайо – 121-е, 178-е, 179-е, 180-е акр, 251-я группа кибернетических операций.
Оклахома – 137-е ССО, 138-е акр.
Орегон – 142-е, 173-е акр.
Пенсильвания – 111-е, 171-е, 193-е ССО акр.
Род-Айленд – 143-е акр.
Северная Дакота – 119-е акр.
Северная Каролина – 145-е акр.
Теннеси – 118-е, 134-е, 164-е акр.
Техас – 136-е, 147-е, 149-е акр, 254-я группа связи.
Флорида – 125-е акр.
Южная Дакота – 114-е акр.
Южная Каролина – 169-е акр.
Юта – 151-е акр.
Федеральный округ Колумбия (г. Вашингтон) - 113-е акр.
Пуэрто-Рико - 156-е акр.

Вооружение и техника

ВВС США располагают самым большим в мире количеством летательных аппаратов всех классов и множества типов.

Кроме самолетов и вертолетов регулярных частей, резерва и Национальной гвардии, значительное количество машин ВВС США находится на хранении на базе Дэвис-Монтан (AMARG - Aerospace Maintenance and Regeneration Group, Группа ремонта и восстановления авиационной и космической техники), откуда многие из них могут быть возвращены в строй. В дальнейшем для сокращения про эти самолеты и вертолеты будет говориться, что они находятся на AMARG.

МБР

Единственным типом МБР в ВВС США являются LGM-30 («Минитмен-3») шахтного базирования, несущие от одной до трех ядерных БЧ каждая. Они состоят на вооружении 20-й ВА Командования глобальных ударов в количестве 400 единиц. Кроме того, на хранении имеется 278 ракет того же типа, которые постепенно расходуются в ходе испытаний. На развернутых МБР установлено по 200 ядерных БЧ W78 и W87 (еще 400 W78 и W87 - на хранении).

Тяжелые МБР шахтного базирования LGM-118 (МХ), способные нести по 10 БЧ каждая, сняты с вооружения. При этом имеется до 55 неразвернутых ракет этого типа, которые постепенно переделываются в космические ракеты-носители «Минотавр-IV» для запуска военных ИСЗ.

Бомбардировщики

Основу американской стратегической авиации составляют самолеты В-52Н, каждый из которых несет до 20 КРВБ. В строю находится 76 бомбардировщиков этого типа, на AMARG – еще 12-13, а также 92-93 самолета предыдущей модификации В-52G. Хотя последние В-52 были выпущены в 1960 г., они останутся в составе ВВС США до 2040-х гг. Для использования с В-52Н имеется более 1,4 тыс. КРВБ AGM-86B/C/D. Для КРВБ имеется до 520 ядерных БЧ W80-1, но, по-видимому, все они находятся на хранении.

Вторым стратегическим бомбардировщиком ВВС США является В-2А, построенный по технологии «стелс». Способен нести лишь ядерные авиабомбы, а также разнообразное обычное вооружение. В составе ВВС находится 20 самолетов этого типа, из которых 1 используется как экспериментальный.

В арсенале ВВС США имеется не менее 250 ядерных авиабомб В61 нескольких модификаций (еще не менее 760 - на хранении), они могут применяться как стратегическими бомбардировщиками, так и некоторыми самолетами тактической авиации.

Стратегические бомбардировщики В-1В переоборудованы для использования в неядерных целях. В строю имеется 62 В-1В, на AMARG – еще 18.

Хорошо известный самолет-«невидимка» F-117 имеет «истребительное» обозначение, однако не способен вести воздушный бой из-за особенностей аэродинамики и отсутствия бортовой РЛС. Поэтому, по сути, он является тактическим бомбардировщиком. 52 F-117A выведены из состава ВВС, но остаются на хранении на своей ВВБ Тонопа (Невада) в полностью боеспособном состоянии и могут быть быстро возвращены в строй.

Штурмовики

В строю ВВС США остаются 290 штурмовиков А-10, на AMARG – еще 100, два самолета на хранении в других местах. Местонахождение еще 18 самолетов этого типа неизвестно, возможно, они переоборудуются в боевые БПЛА. В будущем именно боевыми БПЛА предполагается заменить пилотируемую штурмовую авиацию.

На вооружении Командования ССО имеется 28 вооруженных транспортных самолетов ("ганшипов") АС-130 (11 U, 12 W, 5 J; на AMARG - еще 6 U, 6 Н), используемых в противопартизанских и специальных операциях.

Истребители и истребители-бомбардировщики

Тяжелый истребитель F-22А «Рэптор» на данный момент является единственным в мире состоящим на вооружении в регулярных частях истребителем 5-го поколения. Всего в ВВС США имеется 187 машин этого типа.

F-22 предназначался для замены F-15 «Игл», который, в свою очередь, был первым в мире принятым на вооружение истребителем 4-го поколения. В настоящее время на вооружении остается 240 истребителей F-15 (215 С, 25 D), на AMARG – еще 165 (54 A, 6 B, 96 C, 9 D), на хранении ВВС - еще 7 (3 А, 2 В, 2 С). Кроме того, имеется ударный вариант этого самолета F-15Е «Страйк Игл» с ограниченными возможностями ведения воздушного боя. В строю имеется 219 машин этого типа, еще 1 на AMARG.

Легким истребителем 5-го поколения, предназначенным для замены истребителей F-16 и штурмовиков А-10, является F-35А. Предполагается произвести для ВВС США 1763 самолета этого типа, однако пока программа сильно отстает от графика, на вооружение поступил лишь 191 F-35А (еще 1 машина этого типа повреждена и находится на хранении). Тем не менее, это единственный боевой самолет, который в настоящее время производится для американских ВВС.

Самым массовым американским истребителем остается F-16. Сейчас в строю находится 948-950 самолетов этого типа (до 1 А, 792-793 С, 156 D), на AMARG – еще 457-464 (233 A, 43-44 B, 169-175 C, 12 D), на хранении в других местах - 3 А, 3-4 С, 1 D. Кроме того, 40-46 F-16 (11-13 А, 29-33 С) переоборудованы (либо находятся в процессе переоборудования) в воздушные беспилотные мишени QF-16. Не исключено, что они могут быть использованы и как боевые БПЛА. Всего предполагается переделать в такие мишени 126 F-16А и С ранних серий. 

На AMARG остается 50 истребителей-бомбардировщиков F-4 и разведчиков RF-4 «Фантом» различных модификаций.

Боевые БПЛА

Как было сказано выше, боевые беспилотники должны в будущем заменить, как минимум, пилотируемую штурмовую авиацию. В настоящее время на вооружении ВВС США состоит 145 БПЛА MQ-1 «Предатор» и 251 MQ-9 «Рипер», последние находятся в производстве. Однако, эти машины способны эффективно действовать лишь при полном отсутствии у противника ПВО, поэтому полноценными заменителями боевых самолетов пока стать не могут. С 2018 г. MQ-1 выводятся из боевого состава ВВС и передаются на AMARG.

ВКП

В строю ВВС США имеются 4 ВКП Е-4В на базе самолета Боинг-747. 

Самолеты ДРЛО

Имеется 46 самолетов Е-3 (15 А, 15 В, 3 С, 13 G; также на базе Боинга-707) (на AMARG – еще 1 Е-3G и 2 Е-3А), из которых все Е-3А формально переданы в распоряжение НАТО и еще более формально записаны за Люксембургом. Эти 15 самолетов юридически являются единственными «общенатовскими» машинами, вся остальная авиационная (а также наземная и морская) техника принадлежит конкретным странам, входящим в альянс.

Самолеты РЭР

В составе ВВС имеются 22 RC-135 (3 S, 9 W, 8 V, 2 U) и 11 RС-26В.

Самолеты связи и ретрансляции

На вооружении ВВС состоят 4 Е-11А.

Самолеты РЭБ

Большинство боевых самолетов имеют собственные средства РЭБ. Специально в этих целях используются 21 ЕС-130 (14 Н, 7 J; еще 1 Н на АМАRG), часть которых может также применяться для проведения психологических операций.

Самолеты разведки и наблюдения

На вооружении ВВС США состоят 13 Бич-350 (МС-12W; еще 1 на хранении ВВС), 16 Е-8С (еще 1-2 на AMARG), 2 Е-9А, высотные разведчики 28 U-2S и 4 учебных TU-2S, а также 2 самолета программы «Открытое небо» ОС-135В (еще 1 на AMARG), 10 самолетов ледовой разведки LС-130Н, 18 самолетов метеорологической разведки - 2 WC-135 (1 C, 1 W; еще 1 W на AMARG) и 16 WC-130 (6 Н, 10 J; еще 1 WС-130Н на AMARG, 1-2 Е на хранении ВВС). Также имеется 34 стратегических разведывательных БПЛА RQ-4В "Глобал Хок".

Кроме того, на AMARG остается 9 самолетов наблюдения за полем боя O-2A.

Заправщики

Основным заправщиком ВВС США является созданный на базе Боинга-707 КС-135: 399 машин в строю (53 Т, 345 R, 1 NKC-135R), на AMARG – 6-9 NKC-135 (4-6 А, 1 В, 1-2 Е; еще 1 А, 1 Е на хранении ВВС), 126-156 KC-135 (7-35 А (еще 1 на хранении ВВС), 4 D, 101-102 E, 14-15 R). Кроме того, в строю имеется 59 более современных КС-10А (на базе DC-10). Начали поступать на вооружение КС-46А (на базе Боинга-767), сейчас имеется не менее 4 таких машин.

Транспортные самолеты

Основу военно-транспортной авиации США составляют сверхтяжелый самолет С-5, тяжелый С-17 и средний С-130. В настоящее время в строю находятся 52 С-5 (2 В, 1 С, 49 М), 222 С-17А и 321 С-130 (192 Н, 129 J). На AMARG – 57 С-5A и 198 С-130 (65 H, 132 Е, 1 ТС-130Н), еще 16 С-130 (15 Е, 1 Н) - на хранении ВВС.

Также на вооружении имеются 21 легкий транспортный самолет С-21А («Лирджет-35А») (еще 23 на AMARG) и 15 С-12С.

Для перевозки высших лиц государства и руководства ВС используются 2 самолета VC-25А (Air Force One, президентские самолеты-ВКП на базе Боинга-747), 11 С-40 (Боинг-737) (4 В, 7 С), 11 С-32 (Боинг-757) (7 А, 4 В), а также 12 С-37 (9 А, 3 В) и 1 С-20Н (две модификации пассажирского самолета «Гольфстрим»). Кроме того, на AMARG находятся еще 6 С-20 (2 В, 3 С, 1 К), 6 C-9A (DC-9), на хранении ВВС - 2-3 С-20В и 7 итальянских С-27А.

Командование ССО использует легкие транспортные самолеты иностранного производства: 35 U-28 (швейцарские РС-12), 19 C-146 (немецкие Do-328) и 6 С-145А (польские М-28; еще 7 на AMARG).

Спасательная авиация

В спасательных целях в ВВС США используются 32 самолетa НС-130 (25 J, 3 Р, 4 Н; на AMARG - еще 17 Р, 2 Н и 3 N), 102 вертолета НН-60 (4 U, 98 G) и 48 конвертопланов CV-22В. На AMARG находятся 8 вертолетов HH-3E (еще 8 - на хранении ВВС).

Специальные самолеты

Командование ССО использует 54 самолетa МС-130 (16 Н, 2 Р, 36 J; на AMARG – еще 33 (10 Е, 4 Н, 21 P), еще 1 Е на хранении ВВС), предназначенных для высадки, снабжения и эвакуации групп спецназа, действующих в тылу противника.

Учебные самолеты

На вооружении ВВС США (в основном – учебно-тренировочного командования) состоят 178 Т-1А, 507 Т-38 различных модификаций (на AMARG – еще от 122 до 149), 443 Т-6А (еще 1 на хранении ВВС), до 5 Т-41 (до 2 С, до 3 D). Т-6А поступают на замену Т-38. Кроме того, на AMARG остается 80 устаревших T-37B.

Транспортные вертолеты

Подавляющее большинство вертолетов ВС США находится на вооружении сухопутных войск и ВМС. В ВВС имеются до 74 UH-1 (до 9 H, до 65 N; на AMARG – еще 3 (1 Н, 1 Р, 1 V)).

На вооружении Командования ССО имеется до 6 российских вертолетов Ми-8.

На AMARG остается 3 вертолета CH-3E, еще до 10 - на хранении ВВС.

Таким образом, всего на вооружении ВВС США представляют собой гигантскую боевую мощь. Тем не менее, количество боевых самолетов в ВВС США в данный момент является минимальным за весь период после окончания Второй Мировой войны, а их средний возраст – самым большим за всю историю американской авиации (т.е. более чем за 100 лет).

При этом в настоящий момент выпускается лишь F-35А, программа производства которого очень сильно отстает от первоначального графика, а цена самолета многократно превзошла первоначально запланированную.

Большая часть находящихся в строю самолетов произведена в 70-е – 80-е года. Темп выбывания самолетов значительно превышает темп поступления новых. Это порождает такую неожиданную проблему, как нехватка боевых самолетов в случае необходимости вести крупномасштабную войну.

По-видимому, США будут вынуждены любой ценой (в прямом и переносном смыслах) выполнять программу F-35, поскольку альтернативы она не имеет. Кроме того, будут создаваться боевые БПЛА, причем не только специализированные, но и, весьма вероятно, в таковые будет переоборудована значительная часть F-16 и А-10. В любом случае, в обозримом будущем серьезную конкуренцию американской авиации составят ВВС Китая, не смогут США достичь решающего превосходства и над ВВС РФ.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
10 февраля 2014 12:00 5104
2
0

КОММЕНТАРИИ:

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи