ВВС США, наряду с ВМС, составляют основу военной мощи страны. Вопреки распространенным мифам, американцы вполне способны успешно вести жесткую контактную войну на суше. Но они совершенно точно не будут воевать, не добившись господства в воздухе. Поэтому развитию ВВС придается исключительно большое значение, именно этот вид ВС становится «центром притяжения» основных инноваций в американском военном строительстве. Благодаря этому, у подавляющего большинства стран мира США могут выиграть войну одной авиацией, не за действуя сухопутные войска и флот.
ВВС США имеют в своем составе 10 командований (8 целевых и 2 территориальных) и ВВС Национальной гвардии. Последняя формально предназначена для защиты территории страны, но поскольку такая задача перед ВС США не стоит уже 200 лет, Национальная гвардия постоянно задействуется в интервенционистских операциях.
В отличие от РФ и КНР, у которых каждый из компонентов «ядерной триады» входят в отдельные виды ВС, у США два компонента (МБР и стратегические бомбардировщики) входят в состав ВВС.
Основными структурными единицами ВВС являются воздушные армии (ВА), состоящие из авиакрыльев (акр; эквивалентны полкам), которые, в свою очередь, делятся на эскадрильи. Причем воздушные армии, авиакрылья и эскадрильи могут не иметь в своем составе ни одного боевого самолета и вообще никакого вооружения, но названия всё равно используются.
ВВС США располагают самым большим в мире количеством летательных аппаратов всех классов и множества типов.
Количество стратегических бомбардировщиков превышает 150.
Имеется более 300 штурмовиков и вооруженных транспортных самолетов ("ганшипов").
Количество истребителей и истребителей-бомбардировщиков достигает почти 1,8 тыс.
Имеется не менее 250 боевых БПЛА.
Количество ВКП, самолетов ДРЛО, РЭБ и РТР превышает 100.
Имеется около 100 самолетов разведки и наблюдения.
Количество заправщиков превышает 600.
Имеется более 700 транспортных самолетов.
На вооружении ВВС США имеется более 1,1 тыс. учебных самолетов.
Имеется до 80 транспортных и спасательных вертолетов.
Таким образом, всего на вооружении ВВС США представляют собой гигантскую боевую мощь. Тем не менее, количество боевых самолетов в ВВС США в данный момент является минимальным за весь период после окончания Второй Мировой войны, а их средний возраст – самым большим за всю историю американской авиации (т.е. более чем за 100 лет).
Большая часть находящихся в строю самолетов произведена в 70-е – 80-е года. Темп выбывания самолетов значительно превышает темп поступления новых. Это порождает такую неожиданную проблему, как нехватка боевых самолетов в случае необходимости вести крупномасштабную войну.
В любом случае, в обозримом будущем серьезную конкуренцию американской авиации составят ВВС Китая, не смогут США достичь решающего превосходства и над ВВС РФ.