Тропическая Африка
Тропическая Африка
Наследники Пушкина в бою

Эфиопия – единственная африканская страна, которая не была ничьей колонией (если не считать короткой итальянской оккупации в 1935-41 гг.). Она дала нам Пушкина и традиционно была тесно связана с Россией (во многом благодаря этой связи она отстояла свою независимость в конце ХIХ – начале ХХ в.). И почти вся ее история – это сплошные тяжелые войны, в которых были как большие победы, так и тяжелые поражения. Одно из которых обернулось потерей Эритреи.

Если Эфиопия – страна православная, то Эритрея населена, в основном, мусульманами. Эту территорию отторгли от Эфиопии в 1890 г. итальянцы, по итогам Второй Мировой ее вернули Эфиопии, которая, тем самым, получила «троянского коня».

После Второй Мировой Эфиопия была империей и полностью ориентировалась на Запад. Главным поставщиком вооружений для ВС Эфиопии были США. С начала 50-х до середины 70-х оттуда поступили более 70 легких танков М24 и М41, а затем 24 вполне современных по тем временам М60, до 70 бронеавтомобилей, более 100 БТР М113 и V-150, более 70 артсистем, в т.ч. 12 САУ М109, 14 истребителей F-86 «Сейбр», а затем около 30 F-5, до 100 транспортных и учебных самолетов и вертолетов. Еще 30 американских танков М47 и три катера поступили в Эфиопию из Югославии, 56 бронеавтомобилей AМL-60/90 и полтора десятка легких вертолетов «Алуэтт» - из Франции, 10 аналогичных вертолетов – из Румынии, 10 БТР UR-416 и несколько легких самолетов – из ФРГ, 4 бомбардировщика «Канберра» - из Великобритании, 10 «Сейбров» - из Ирана, 35 учебных самолетов «Сааб-91» – из Швеции.

В 1974 г. монархия в Эфиопии была свергнута, страна начала «строить социализм» и переориентировалась на СССР. Соответственно, изменились и поставщики оружия. Которого Аддис-Абебе понадобилось много, поскольку в стране сразу началась гражданская война, а затем и война с Сомали. Основную тяжесть этой войны вынесли, вместо эфиопской армии, ВС Кубы, поэтому, фактически, Москва снабжала оружием еще и кубинцев. После победы над Сомали началась тяжелейшая война за Эритрею, которую армия Эфиопии вела уже, в основном, сама, причем, в целом, весьма неудачно. Эти войны поглотили огромное количество боевой техники.

Так, только из СССР в Эфиопию поступило более 1,2 тыс. танков (Т-34/85, Т-54, Т-55, Т-62), около 1,1 тыс. БРДМ, БМП и БТР различных типов, более 600 буксируемых орудий, 58 РСЗО БМ-21 «Град», до 20 дивизионов ЗРК С-75 и С-125, до 70 ЗСУ, более 200 боевых самолетов МиГ-17, МиГ-21 и МиГ-23, более 20 транспортных самолетов, более 30 ударных вертолетов Ми-24, 60 многоцелевых и транспортных вертолетов Ми-8 и Ми-6, 2 сторожевых корабля, 10 боевых катеров (в т.ч. 4 ракетных), 2 тральщика, 2 десантных корабля и 6 десантных катеров. Еще 200 танков Т-54/55 пришли из ГДР и Ливии, 24 учебных самолета L-39С – из ЧССР. Не менее 10 учебных самолетов SF-260 продала Эфиопии Италия, единственная западная страна, сохранившая военные связи с Аддис-Абебой. По-видимому, до 10 трофейных (бывших южновьетнамских) самолетов F-5 было получено от Вьетнама. Впрочем, не менее 6 F-5 были потеряны в ходе войны с Сомали, уцелевшие остались без запчастей, поэтому 10 таких машин в середине 80-х были проданы в Иран, остальные списаны.

В войне с Сомали Эфиопия потеряла 139 танков (в т.ч., как минимум, 9 М41, 14 М47, 6 Т-62), 108 БРДМ, БМП и БТР, 78 орудий, 23 самолета. Каковы были потери в ходе войны с Эритреей – сказать крайне сложно. Только в качестве трофеев эритрейцы захватили, как минимум, 73 танка. За счет трофеев эритрейцы создали достаточную сильную регулярную армию и с конца 80-х вели с эфиопской армией уже не партизанскую, а вполне нормальную классическую войну. При этом часть бывшей эфиопской техники была потеряна уже эритрейцами (в частности – не менее 11 танков).

В мае 1991 г. эритрейцы совместно с восставшими племенами в собственно Эфиопии взяли Аддис-Абебу. В 1993 г. независимость Эритреи была признана официально. Соответственно, ВС Эритреи стали «официальной» армией, оснащенной почти исключительно трофейной эфиопской наземной техникой. С авиацией у Эритреи были проблемы, в первой половине 90-х она приобрела 6 итальянских учебно-боевых самолетов МВ-339С, 8 финских учебных L-90ТР, 9 легких транспортных самолетов (4 китайских Y-12, 5 немецких Do-28D), по 4 российских боевых вертолета Ми-24П и многоцелевых Ми-17. Кроме того, в России были куплены до 50 ПЗРК «Игла».

Весьма своеобразно сложилась судьба эфиопского флота. Вместе с Эритреей Эфиопия лишилась всего своего морского побережья и, соответственно, ВМС. Эфиопы потеряли в боях, бросили и/или затопили 1 сторожевой корабль пр. 159, 2 ракетных катера пр. 205Э, 2 торпедных катера пр. 206М, 2 сторожевых катера пр. 1400, 3 десантных катера пр. 1785 (из них 2 эритрейцы ввели в строй своих ВМС). Ушли в Йемен 1 сторожевой корабль пр. 159, 2 ракетных катера пр. 205Э, 2 сторожевых катера пр. 1400, 2 тральщика (пр. 266М и пр. 1265), 2 десантных катера пр. 1785. Все корабли и катера, ушедшие в Йемен, затем перешли в Джибути. Из них эритрейцы выкупили оба ракетных катера (один из них – на запчасти для второго), все остальные Джибути продало на металлолом. Эритрея в середине 90-х приобрела в Израиле 4 сторожевых катера типа «Супер Двора».  

Таким образом, Джибути оказалась вовлечена в эфиопско-эритрейские отношения. Эта совсем маленькая страна, граничащая как с Эфиопией, так и Эритреей, получила независимость (от Франции) одной из последних в Африке – в 1977 г. От бывшей метрополии ВС Джибути достались 60 легких танков АМХ-13, более 30 бронеавтомобилей AML-60/90 и VBL, 20 120-мм минометов, полтора десятка легких самолетов и вертолетов. Кроме того, по 12 БРДМ-2 и БТР-60ПБ были получены из Ирака, 2 транспортных самолета С-212 – из Испании. На протяжении 90-х гг. в Джибути шла гражданская война. Ее и без того небольшая армия за это время получила лишь два легких самолета (американский «Цессна-208» и польский Ан-28), а также 8 российских многоцелевых вертолетов Ми-8.

Обескровленная Эфиопия почти утратила возможность приобретать оружие. В середине 90-х она купила лишь 4 транспортных самолета С-130В в США, 4 учебных L-39С в Чехии и 4 вертолета Ми-8 в Венгрии. После чего из-за территориальных споров между Эфиопией и Эритреей началась новая война – теперь уже как между независимыми государствами. Поэтому обеим сторонам очень сильно понадобилось много оружия.

За время войны (1998-2000 гг.) Эфиопия приобрела в Белоруссии и Болгарии более 200 танков Т-55, в КНДР – не менее 10 БТР, в России, Казахстане и Китае - до 500 различных артсистем (включая 20 российских САУ 2С19 и 10 2С5), в России - 4 штурмовика Су-25 и 9 истребителей Су-27, в России и Белоруссии - 4 вертолета Ми-24 и 2 Ми-8.

Эритрея за тот же период купила в Болгарии 12 122-мм САУ 2С1 и 30 130-мм орудий М-46, в России - еще до 200 ПЗРК «Игла», еще 4 Ми-8, а также от 6 до 10 истребителей МиГ-29, в Италии – 4 вертолета «Белл-412». Возможно, что обе стороны приобретали боевую технику и в других странах (в частности, в Грузии и на Украине).

Потери сторон в наземной технике установить крайне сложно, хотя ясно, что они весьма велики. ВВС Эфиопии потеряли по различным причинам (не только боевым) 1 Су-27, до 2 Су-25, до 8 МиГ-23БН, до 5 МиГ-21, 1 L-39, до 7 Ми-24. ВВС Эритреи потеряли до 4 МиГ-29, до 2 МиГ-23, не менее 1 МВ-339. Меньшие потери эритрейцев объясняются тем, что их ВВС были гораздо меньше эфиопских.

После окончания войны сторонам необходимо было вновь восстанавливать свои военные потенциалы. Эфиопия купила на Украине 215 танков Т-72, что стало последней на данный момент крупной экспортной поставкой боевой техники из состава ВС Украины (последние машины поступали в Эфиопию уже во время гражданской войны в Донбассе). Более 80 артиллерийских орудий было приобретено в России и Сербии, 30 БТР (из них, как минимум, один WZ-551 был позже потерян в боях с исламистами в Сомали) и 1 ЗРК HQ-64 – в Китае, 5 самолетов L-39С – в Болгарии, 1 С-130Е – в США, около 90 бронеавтомобилей – в Израиле и Франции. В России Эфиопия докупила еще 8 Су-27, 8 Ми-8 и 10 Ми-24, дополненные еще 12 Ми-24 из Венгрии.

В целом, несмотря на все военные, материальные и территориальные потери, Эфиопия остается одной из сильнейших в военном отношении стран Тропической Африки.  

Эритрея после войны купила в Болгарии еще 20 2С1 и 9 М-46, а также 120 танков Т-55, 10 МТЛБ и 40 122-мм гаубиц М-30. В Белоруссии были приобретены 9 РСЗО «Ураган» и 2 дивизиона модернизированных ЗРК С-125-2Т, на Украине – 2 Су-27. Из России Эритрея получила до 80 ПТРК «Корнет» и 4-6 МиГ-29.

В июне 2008 г. эритрейские войска вторглись в Джибути, пытаясь захватить территории, которые в Асмэре считали спорными. Уже через три дня войска были выведены обратно, на границе двух стран размещен контингент ВС Катара. За это вторжение и за поддержку исламистов в Сомали Совбез ООН в декабре 2009 г. ввел против Эритреи жесткие санкции, в т.ч. – на закупку вооружений. Определенная ирония судьбы состоит в том, что всего 20 годами ранее весь «свободный мир» поддерживал борьбу эритрейских сепаратистов против эфиопского коммунистического режима.

Джибути оказалась, таким образом, жертвой эритрейской агрессии, а также стала рекордсменом мира по количеству иностранных военных баз на своей территории. Это позволило ей приобрести некоторое количество боевой техники, после чего армия этой страны перестала быть чисто символической величиной. До 70 различных БТР и бронеавтомобилей были куплены в США, ЮАР, Италии и России. Из наличия ВС Италии также пришли 10 американских САУ М109. Штурмовая САУ WМА-301 и 3 транспортных самолета были получены из Китая, 2 вертолета Ми-24 – из Белоруссии.

В целом, обстановка в регионе является весьма напряженной. Впрочем, в июле 2018 г. Эфиопия и Эритрея подписали мирное соглашение, которое, вроде бы, урегулирует территориальные споры между ними. Однако это никак не означает, что обеим странам и Джибути больше не понадобятся закупки боевой техники.

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

22 ноября 2018 10:10 1486
0
0