Локальные войны после 1945
Локальные войны после 1945
Кровавый Африканский Рог
Итальянские танкисты времен войны в Абиссинии. 1935 год
Северо-Восточная оконечность Африки, называемая за ее форму Африканским Рогом, стала в последней четверти ХХ в. одной из самых «воюющих» частей планеты, причем эта «славная традиция» перешла и в нынешний век. Именно в этом регионе обычным делом стал полный крах государств.
Истоки местных конфликтов лежат еще в XIX в., когда Эфиопия, практически единственная независимая страна в Африке, так и не ставшая ни разу ничьей колонией, находилась в окружении колониальных владений Великобритании, Франции и Италии и была постоянным объектом их устремлений. Больше всего Эфиопия воевала с Италией, причем почти всегда, несмотря на подавляющее техническое превосходство итальянцев, выигрывала, ибо мало есть в мире армий, воюющих хуже, чем итальянская. Последняя из войн между ними началась в 1935 г. и в 1940 г. стала частью Второй Мировой. Именно на этом ТВД в 1941 г. Антигитлеровская коалиция одержала первую полную победу: итальянская группировка капитулировала перед англо-эфиопскими войсками. По итогам войны Эфиопия получила приморскую провинцию Эритрея, которой до этого владела Италия (благодаря этому Эфиопия впервые получила выход к Красному морю), а также окончательно закрепила за собой восточную провинцию Огаден, на которую претендовала Италия, когда ее колонией было Сомали.
Проблемой стало то, что население Эритреи и Огадена было мусульманским, в то время как Эфиопия всегда была православной страной. Имели место и сильные межплеменные противоречия. Поэтому в 1958 г. возник Фронт освобождения Эритреи, стремящийся к независимости провинции. В 1960 г. Сомали получило независимость и немедленно потребовало себе Огаден. Причем требования стали подкрепляться регулярными вторжениями сомалийских войск в эту эфиопскую провинцию.
Председатель Президиума ВС СССР Н.В.Подгорный беседует с Президентом Национального революционного совета Сомали генералом Мохаммедом Сиадом Барре
В декабре 1969 г. в результате военного переворота в Сомали пришел к власти генерал Мохаммед Сиад Барре, который провозгласил строительство в стране социализма и предоставил СССР военно-морскую базу в Бербере, за что получил очень много советского оружия.
Через пять лет, в сентябре 1974 г. «аналогичная история произошла в соседней деревне»: военные под руководством майора Менгисту Хайле Мариама свергли эфиопского императора и тоже провозгласили строительство социализма. И потребовали от СССР оружия для борьбы с эритрейскими сепаратистами, которые, что интересно, также воевали под марксистскими лозунгами. Просьба была удовлетворена лишь в начале 1977 г., когда Мариам (уже полковник) избавился от всех своих соратников по перевороту, некоторые из которых казались Москве проамериканскими. Теперь весь Африканский Рог был в советской сфере влияния. Правда, «строители социализма» в регионе ненавидели друг друга. Попытки кубинского лидера Фиделя Кастро примирить Барре и Мариама успехом не увенчались.
Барре официально провозгласил Огаден частью Сомали, после чего сомалийские войска 23 июля 1977 г. вторглись в эту провинцию. Численность их группировки составляла 70 тыс. чел. (12 механизированных бригад), на вооружении имелось 250 танков, 350 БМП и БТР, 600 орудий и минометов, 40 боевых самолетов. Всего за неделю практически весь Огаден (320 тыс. кв. км) перешел под контроль Сомали.
Москва оказалась перед тяжелейшим выбором между двумя «строителями социализма» (сохранить нейтралитет было невозможно). Решающую роль сыграло то, что Сомали выступило в роли агрессора. Кроме того, стало известно о контактах Барре с ЦРУ и начавшихся поставках в Сомали американского оружия (что, кстати, вызвало большой скандал в США). Поэтому СССР начал массированные поставки оружия в Эфиопию и полностью прекратил таковые в Сомали. В ответ на это 13 ноября Барре объявил о высылке всех советских военных советников и конфискации их имущества.
Причем население сразу же этой конфискацией и занялось. Но 20 ноября в Могадишо зашел советский БДК, с которого высадилось подразделение морской пехоты. После этого население немедленно успокоилось, эвакуация советников и имущества прошла благополучно.
Пока сомалийские войска безуспешно пытались штурмовать стратегически важный город Харэр, в Эфиопию советской военно-транспортной авиацией был переброшен 18-тысячный кубинский контингент. Уже к середине января 1978 г. кубинцы выбили сомалийцев из Огадена. При этом СССР начал оказывать Эфиопии прямую помощь в борьбе с эритрейскими сепаратистами: в декабре 1977 – январе 1978 гг. тихоокеанский эсминец «Веский» занимался артиллерийским обстрелом позиций эритрейцев в районе г. Массауа.
Барре не собирался сдаваться. 22 января сомалийские войска вновь вторглись в Огаден, захватив города Джиджига и Харэр.
Эфиопские солдаты во время наступления на сомалийскую армию в Огаденской пустыне, 14 июня 1978 года
Сомалийские солдаты в тренировочном лагере во время военных действий в Огадене, 30 ноября 1977 года. Фото: AFP / EAST-NEWS
Уже в начале февраля кубинско-эфиопские войска снова перешли в наступление. Кубинцы имели в Эфиопии 2 танковые и механизированную бригады (600 танков, 300 БМП и БТР, 400 орудий, минометов и РСЗО), 2 эскадрильи истребителей (более 40 МиГ-17 и МиГ-21). Эфиопские войска состояли из танковой, 6 пехотных бригад и 19 бригад ополчения. На вооружении имелось 230 танков и 200 артсистем (в т.ч. 42 РСЗО БМ-21), 20 МиГ-17Ф, 48 МиГ-21, 6 ударных вертолетов Ми-24А, 20 многоцелевых Ми-8, 10 тяжелых транспортных Ми-6. Кроме того, Вьетнам передал Эфиопии 10 трофейных американских истребителей F-5 (у Эфиопии уже имелось некоторое количество аналогичных самолетов, полученных из США еще при императоре).
К середине марта всё было кончено, сомалийцы разгромлены и изгнаны из Огадена. Их общие потери за всю кампанию составили не менее 20 тыс. чел. убитыми, до 300 танков (75% всего парка), не менее 30 самолетов (также 75% от имевшихся к началу войны). ВС Эфиопии потеряли не менее 15 тыс. чел., погибли до 25 тыс. мирных жителей. Кубинцев было убито до 400. Потери в технике составили около 150 танков, не менее 100 БМП и БТР, более 20 самолетов, в т.ч. 3 кубинских (1 МиГ-17, 2 МиГ-21бис, сбиты сомалийскими «Шилками»). В ходе войны, кроме СССР и Кубы, активную помощь Эфиопии оказывали НДРЙ, Вьетнам, КНДР, Ливия, Мозамбик, Ангола и, что интересно, Израиль.
Уже в июне 1978 г. 100 тыс. эфиопских и 3,5 тыс. кубинских солдат и офицеров при поддержке 1,6 тыс. советских военных советников начали наступление в Эритрее. В порту Массауа был высажен советский десант морпехов, которые участвовали в обороне города, не потеряв ни одного человека. Партизаны, захватившие к этому моменту большую часть Эритреи, были выбиты в Судан. Тем не менее, общей победы это не принесло. Сепаратисты понемногу начали возвращаться в Эритрею и возобновили партизанскую войну.
В октябре 1981 г. 10 эфиопских дивизий (140 тыс. чел.) вторглись в Судан, чтобы решить эритрейскую проблему радикально. Но из-за очень низкого уровня боевой подготовки эфиопских солдат и офицеров операция, получившая гордое название «Красная звезда», провалилась. Более того, эритрейцы заняли северо-западную часть «своей» провинции. Попытка эфиопских войск взять штурмом город Накфу (оплот сепаратистов в этом регионе) окончилась еще большим провалом и потерей 30 тыс. чел. Фактически с этого момента война из партизанской переросла в классическую с четкой линией фронта и применением тяжелой техники с обеих сторон.
Сомалийские солдаты в тренировочном лагере во время военных действий в Огадене, 30 ноября 1977 года. Фото: AFP / EAST-NEWS
СССР получил в Эфиопии несколько военных объектов в интересах своего ВМФ. Проблема была в том, что, поскольку всё морское побережье Эфиопии приходилось на Эритрею, то и все эти объекты тоже находились в Эритрее, т.е. в зоне боевых действий. Впрочем, корабли базировались на островах Дахлак, до которых сепаратисты добраться долгое время не имели возможности. А вот противолодочные самолеты Ил-38 совершали посадку на аэродромах на материке. Что вело к потерям. В ночь с 20 на 21 мая 1984 г. эритрейцы (по некоторым данным – с помощью саудовского спецназа) атаковали аэродром Асмэра и уничтожили 2 советских Ил-38, а также 30 эфиопских самолетов и вертолетов, в т.ч. 16 МиГ-23, 2 Ан-26 и несколько Ми-24.
В течение 1984 года эритрейцы захватили г. Тэсэнэй у суданской границы и г. Мерса-Теклай на берегу Красного моря. В 1986 г. эфиопская армия провела в Эритрее крупную наступательную операцию, оттеснив противника в горы, но это вновь был лишь временный успех. В декабре 1987 г. эритрейцы вторично разгромили эфиопскую группировку у Накфу. В марте 1988 года эритрейцы взяли г. Афабэт, где находился штаб эфиопских войск в Эритрее, потери эфиопской армии составили 18 тыс. чел. В течение 1988 г. против правительства восстали народности волло и тигре (на севере) и оммо (на юге). К концу 1989 г. армия утратила контроль над провинцией Тигре. 11 февраля 1990 г. важнейший порт Эритреи Массауа был взят сепаратистами. Положение Менгисту Хайле Мариама становилось откровенно безнадежным, особенно в свете тяжелейшего кризиса и в СССР.
Между тем у эритрейцев появились уже и боевые катера, с помощью которых они получили возможность атаковать оказавшуюся в полной изоляции советскую ВМБ. В середине мая 1990 г. произошел бой между черноморским тральщиком «Разведчик» (пр. 266М) и 4 эритрейскими катерами, в ходе которого, возможно, один из катеров противника был потоплен. 27 мая черноморский сторожевой катер АК-213 (пр. 205П) также вступил в бой с 4 катерами эритрейцев, потопив 2 или 3 из них. После этого противник не рисковал вступать в прямые морские бои с советскими кораблями. Но и Москва приняла решение эвакуировать ВМБ с Дахлака, поскольку ее существование утратило всякий смысл. 19 октября 1990 г. занимавшийся выводом базы конвой ВМФ СССР (МПК-118 «Комсомолец Молдавии» (пр. 1124М), тральщик «Параван», 2 БДК, танкер «Шексна») был обстрелян с берега артиллерией и РСЗО эритрейцев. Ответным огнем МПК батареи были подавлены, взорван склад боеприпасов. Этой был последний бой ВМФ СССР. Всего СССР потерял в Эфиопии с 1975 по 1991 г. 79 чел. убитыми, в т.ч. 2 генералов.
СССР получил в Эфиопии несколько военных объектов в интересах флота
В феврале 1991 г. эритрейские сепаратисты начали генеральное наступление, причем теперь они имели союзников и в собственно Эфиопии. 21 мая Мариам бежал в Зимбабве (где живет до сих пор, приговоренный на родине к смертной казни). 24 мая пала столица Эритреи Асмэра, а 28 мая – столица Эфиопии Аддис-Абеба. Официально независимость Эритреи была провозглашена через два года, в мае 1993 г.
Как ни удивительно это прозвучит, судьба Сомали оказалась гораздо более печальной, чем судьба Эфиопии. В 1988 г. в этой стране, дошедшей по абсолютной нищеты даже по невысоким африканским стандартам, началась полномасштабная гражданская война. В январе 1991 г. Барре был свергнут, Сомали фактически распалась, при этом в стране начался сильнейший голод. В сентябре 1992 г. ООН одобрила операцию «Возрождение надежды» по доставке в Сомали гуманитарной помощи. Операция очень быстро переросла в войну морской пехоты США против группировки сильнейшего полевого командира на территории распавшейся страны генерала Айдида. Сначала боевики Айдида убили 24 пакистанских солдат, входивших в состав контингента ООН, а затем, 3 октября 1993 г., разгромили группу американского спецназа, которая потеряла 18 чел. убитыми и вертолет МН-60. Весной 1994 г. американцы бесславно покинули Сомали, получившее возможность беспрепятственно разваливаться дальше.
Отношения между бывшими союзниками по борьбе с Мариамом, новыми властями Эфиопии и Эритреи, испортились очень быстро. Страны начали предъявлять друг другу территориальные претензии, возникли серьезные экономические противоречия. В конечном счете, дело дошло до войны, но это отдельная история. Сомали тем временем уже давно существовало как чисто географическое понятие. На севере этой бывшей страны были созданы относительно нормальные (хотя бы по африканским меркам) государства Сомалиленд и Путленд, на остальной территории царил полный хаос, который, как это часто бывает, привел к появлению в стране исламских радикалов. В 2006 г. значительная часть Сомали оказалась под контролем группировки «Объединённые исламские суды». В декабре 2006 г. в Сомали вторглись эфиопские войска и быстро вышли к Могадишо. Затем два года эфиопы при поддержке США с воздуха вели борьбу с исламистами на территории бывшего главного противника, но, в конце концов, утомились и в январе 2009 г. ушли. Хаос в Сомали продолжается до сих пор.
Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа
13 июля 2015 16:22
29740