С 60-х годов ХХ века Куба была одним из важнейших геополитических союзников СССР, получив от него очень значительное количество боевой техники. В итоге кубинская армия стала сильнейшей в Латинской Америке как по количеству и качеству вооружений, так и по уровню боевой подготовки, который был продемонстрирован кубинцами в ходе войн в Эфиопии и Анголе. Важнейшим достижением ВС Кубы стала их победа в Анголе над формально африканской, но фактически англосаксонской армией ЮАР в конце 80-х.
Развал СССР стал для Кубы катастрофой. С того времени ВС страны не получили никакой новой боевой техники, из-за чего очень сильно деградировали.
Сухопутные войска делятся на три армии, которые включают ряд корпусов, дивизий и полков. Фактически большинство дивизий в мирное время являются бригадами, развертывание до дивизии предполагается лишь в военное время.
Танковый парк включает более 1,2 тыс. советских машин.
На вооружении имеется свыше 500 БРМ, БМП и БТР.
В составе артиллерии имеется около 2 тыс. различных артсистем.
Войсковая ПВО включает 1,5 тыс. ЗРК, ПЗРК и зенитных орудий.
ВВС устаревание техники коснулись гораздо сильнее, чем сухопутных войск, поэтому они очень близки к полному прекращению своего существования. В них имеется не более 80 боевых и учебных самолетов.
На вооружении имеется до 70 вертолетов различного назначения.
В составе наземной ПВО имеется до 70 дивизионов ЗРК.
Крупнейшими надводными кораблями кубинских ВМС являются 2 «фрегата». Они представляют собой бывшие испанские рыболовные траулеры, на которые установлены ПКР со списанных ракетных катеров и башня сухопутной ЗСУ. Самым большим «нормальным» боевым кораблем является корвет. Остаются на вооружении до 50 ракетных и сторожевых катеров и тральщиков.
В ВМС Кубы имеется морская пехота в составе 2 батальонов. Значительным потенциалом обладает Береговая оборона.
На территории Кубы находится ВМБ США Гуантанамо, добиться вывода которой с острова Гаване так и не удалось. На этой базе, впрочем, находится не более 900 американских военнослужащих без тяжелой техники.
В силу геополитических обстоятельств единственным мыслимым потенциальным противником Кубы являются США, страны Латинской Америки не имеют ни возможностей, ни желания для военного вторжения на остров. Разумеется, потенциалы ВС США и Кубы в настоящее время совершенно несопоставимы. Тем не менее, островное положение Кубы, сохраняющийся высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки личного состава ее армии делают вторжение на Кубу достаточно сложной операцией даже для американских ВС. Вашингтон пойдет на интервенцию лишь в случае серьезной внутренней дестабилизации на острове. Поэтому нынешняя деградация кубинских ВС пока не приводит к катастрофическим последствиям для страны.