Европа вне НАТО
Европа вне НАТО
Главная / Военная аналитика / Геополитика / Европа вне НАТО / Холодный вооруженный нейтралитет
Холодный вооруженный нейтралитет

В период холодной войны нейтралитет двух скандинавских стран выглядел по-разному. Финляндия, по сути, находилась в советской сфере влияния, хотя социализм и не строила. Швеция занимала позицию гораздо более прозападную, при этом сумела войти в число всего пяти стран мира, которые практически всю боевую технику для себя производили сами. Только ядерное оружие Швеция не создала, хотя такие попытки и предпринимались. Соответственно, шведский ВПК гораздо мощнее финского, поэтому и экспортные возможности Стокгольма гораздо шире, чем у Хельсинки.

ВС Финляндии вплоть до конца 80-х гг. большую часть боевой техники всех классов получали из СССР. Это были танки Т-54/55, ПТ-76, а затем Т-72, БМП-1/2, БТР-50/60, МТЛБ, САУ 2С1 и 2С5 (эти мощные 152-мм орудия СССР почти никому не продавал), буксируемые орудия Д-30, М-46, Д-20, 2А36 (последние СССР также практически никому не продавал), РСЗО БМ-21, ЗРК С-125, ПЗРК «Стрела-2», «Стрела-3», «Игла-1», «Игла», ЗСУ-57-2, бомбардировщики Ил-28, истребители МиГ-21, многоцелевые вертолеты Ми-8, ракетные катера пр. 205.

Вторым по значимости поставщиком оружия для Финляндии была, как раз, Швеция. Истребители J-35 «Дракен» вместе с МиГ-21 составляли основу финских ВВС, а учебными самолетами в них были шведские же Сааб-91. Финские ракетные катера собственной постройки были оснащены шведскими ПКР RBS-15.

Из США, Великобритании, Франции, Италии, Канады в Финляндию поступало небольшое количество легких и учебных самолетов и вертолетов. В самой Финляндии производились в ограниченных количествах БТР, буксируемые орудия, учебные самолеты, строились корветы, ракетные катера и тральщики. Но они были, в целом, незначительным дополнением к иностранной технике, в первую очередь – советской и шведской. Экспортировать в тот период финнам было практически нечего, за исключением некоторого количества вспомогательных судов, строившихся на финских верфях для ВМФ СССР. 

Швеция в годы холодной войны совмещала импорт техники из западных стран с собственным производством. Так, в 50-е гг. танковый парк ВС Швеции состоял из британских танков «Центурион». Но затем им на смену пришли шведские машины – сначала невыдающийся Strv 74, а потом уникальный безбашенный Strv 103 и легкий Ikv 91. Были приняты на вооружение БТР Pbv 301, а за ним Pbv 302, САУ Bandkanon 1 и буксируемая гаубица FH-77. Обе эти артсистемы дожили до ХХI в., а Рbv 302 состоит на вооружении до сих пор. Собственные ПТРК RBS-56 «Билл» шведская армия получила почти одновременно с американскими «Тоу», собственные ПЗРК RBS-70 пришли на смену американским же «Ред Ай». При этом «полноценных» ЗРК Швеция не создала, на вооружении состоял только американский ЗРК «Усовершенствованный Хок». Вместо него будет закуплена американская же ЗРС «Пэтриот» РАС3 в количестве 4 батарей. 

Получив в конце 40-х – начале 50-х британские истребители «Веном» (они поставлялись и в Финляндию, но в незначительных количествах), затем Швеция начала комплектовать ВВС собственными боевыми и учебными самолетами. Сначала были созданы учебно-боевые Сааб-91, J-29 (он даже принял участие в войне в Конго в начале 60-х) и J-32. В начале 60-х на вооружение был принят истребитель J-35, который, кроме Швеции и Финляндии, поступил в ВС Дании и ВС Австрии. Одновременно в шведские ВВС пришел учебный самолет Sk-60 (Сааб-105), который состоит на вооружении до сих пор (уже полвека). «Наследником» J-35 стал JA-37/AJ-37 «Вигген», который дожил до середины 2000-х, при этом никуда не экспортировался. Создать собственные вертолеты Швеция не сумела, приобретая американские «Белл-204», «Белл-206», СН-46, немецкие Во-105, французские AS332. Импортировались из США транспортные самолеты, в т.ч. С-130, а также испанские С-212, которые использовались в качестве патрульных. 

Весь шведский флот традиционно строился на ее собственных верфях. До 60-х гг. на его вооружении оставались традиционные крейсера и эсминцы, последний крейсер был продан в Чили в 1970 г. Затем ВМС Швеции перешли на строительство торпедных, а потом и ракетных катеров (типов «Спика» и «Норчёппинг») и корветов (типов «Стокгольм» и «Гётеборг»), более адекватных условиям мелководного Балтийского моря с изрезанным шхерами побережьем. Кроме того, строились ПЛ (типов «Хайен», «Дракен», «Шёормен», «Нэккен», «Вестергётланд») и различные минно-тральные корабли.

Экспортировала Швеция в годы холодной войны все вышеупомянутые боевые и учебные самолеты (кроме «Виггена»), а также ПЗРК RBS-70, ПКР RB-15 и другое корабельное вооружение и оборудование, которые остаются важнейшим экспортным товаром шведского ВПК до сих пор. Основным направлением экспорта традиционно были соседи-скандинавы, затем к ним добавились многие другие страны всех континентов.

В 90-е гг. важнейшим поставщиком боевой техники в Швецию и Финляндию стала Германия. В первую очередь, она распродавала оружие бывшей ННА ГДР. Финляндия приобрела уже привычные ей советские танки Т-72, БМП-1, САУ 2С1, орудия Д-30 и М-46, а также чешские РСЗО RM-70. Швеция купила у Германии БМП-1 и МТЛБ (общим количеством до 1 тыс. единиц). Впрочем, в 2000-е гг. она перепродала МТЛБ в Финляндию же, а БМП-1 – чешской частной компании «Эскалибур». Кроме того, в середине 90-х Стокгольм получил 160 танков «Леопард-2А4» из состава ВС Германии и произвел по немецкой лицензии 120 «Леопард-2А5», сменившие в составе шведской армии все танки собственного производства. В настоящее время почти все «Леопард-2А4» возвращены обратно в Германию и/или переделаны в инженерные машины без вооружения. Финляндия в начале ХХI в. также закупила «Леопарды-2А4» из наличия Бундесвера, а сейчас приобретает «Леопарды-2А6» из наличия голландской армии. Они заменили в финской армии все советские танки.

Россия в первой половине 90-х завершила поставки в Финляндию БМП-2 и САУ 2С5, начатые еще при СССР, а также продала ей три дивизиона ЗРК «Бук-М1». На этом военно-техническое сотрудничество Москвы и Хельсинки завершилось, перспективы его возобновления не просматриваются. Тем более что в самом начале 90-х Финляндия заменила в составе своих ВВС МиГ-21, а заодно и J-35 на американские F-18C/D. Они до сих пор остаются единственными боевыми самолетами в составе финских ВВС и, видимо, будут заменены через несколько лет на F-18E/F. Для этих самолетов в США были закуплены «почти эксклюзивные» ракеты «воздух-поверхность» AGM-158 JASSM и большое количество другого авиационного вооружения.  

Швеция в 90-е и 2000-е продолжила закупки за рубежом боевых вертолетов (американских UH-60, итальянских АВ-412 и А-109). В начале 90-х шведы создали чрезвычайно удачную БМП CV90, которая во множестве модификаций поступила на вооружение всех скандинавских армий, а также ВС Голландии, ВС Швейцарии и ВС Эстонии. Также был принят на вооружение шведской армии сочлененный БТР BvS-10, ставший «наследником» Bv-206 (обе этих машины также широко экспортируются). С другой стороны, Швеция приобрела в Финляндии несколько сотен БТР семейства ХА и АМV, в ЮАР – 380 бронеавтомобилей RG-32, которые, в основном, используются в операциях ООН. В Норвегии приобретено более 200 боевых модулей «Протектор» для RG-32 и BvS-10. В настоящее время на вооружение шведской армии поступает колесная САУ «Арчер». Ее планировала также закупить Норвегия, но отказалась из-за нехватки средств.

В начале 90-х в Швеции был создан весьма удачный истребитель 4-го поколения JAS39 «Гриппен». Кроме ВВС самой Швеции, он поступил на вооружение ВС Венгрии, ВС Чехии (в обоих случаях – на условиях лизинга), ВС Таиланда и ВС ЮАР. В ближайшее время будет возобновлено производство этого самолета в модификации JAS39Е для шведских ВВС, а также для ВС Бразилии в самой этой стране по шведской лицензии. Оружие для «Гриппена», в основном, приобретается в США.

Для собственных ВМС в 90-е и 2000-е были построены три ПЛ типа «Готланд» и пять корветов типа «Висбю», а также более ста скоростных катеров типа СВ90. Все ПЛ типа «Шёормен» и 2 из 4 типа «Вестергётланд» проданы в Сингапур, а более старые ПЛ, ракетные и торпедные катера списаны. Для ВС Австралии в этой стране по шведскому проекту были построены 6 ПЛ типа «Коллинз».

Финляндия, как и Швеция, закупила бронеавтомобили RG-32 и вертолеты АВ-412. Кроме того, она приобрела американские ПЗРК «Стингер», израильские ПТРК «Спайк», европейские вертолеты NH-90. Из наличия голландской и датской армий были получены американские РСЗО М270 MLRS. В Норвегии закуплены ЗРК NASAMS-2, в Испании – транспортные самолеты С-295, в Великобритании – учебные самолеты G115. Началось поступление из наличия ВС Республики Корея 155-мм САУ К9.

При этом если шведская CV90 стала «общескандинавской БМП», то финские ХА стали такими же «общескандинавскими БТР», кроме того их получили те же Голландия и Эстония. Финский БТР АМV, кроме армий Финляндии и Швеции, поступил на вооружение ВС Хорватии, ВС Словении, ВС Словакии, ВС Польши (производится в этой стране по лицензии), ВС ОАЭ, предполагается производство этой машины в ЮАР.

Для своих ВМС в Финляндии было построено по 4 ракетных катера типов «Раума» и «Хамина», несколько минно-тральных кораблей и десантных катеров. Старые ракетные катера типа «Хельсинки» и пр. 205 были проданы в Хорватию и Египет. Эстония получила от Финляндии более 60 буксируемых орудий.

В целом, не состоящие в НАТО и поэтому рассчитывающие только на себя Швеция и Финляндия обладают гораздо более высоким военным потенциалом, чем их соседи, являющиеся членами альянса. Обе страны продолжат развитие своих ВС как за счет импорта, так и за счет собственного производства. Разумеется, у России на этих рынках перспектив нет никаких. Просто потому, что как Швеция, так и Финляндия воевать готовятся именно с Россией.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа

18 декабря 2018 10:38 181
0
0

КОММЕНТАРИИ:

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи