Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
Мы прошли пески Синая…

Построенная 70 лет назад прямо в состоянии войны, израильская армия является уникальным мировым феноменом с точки зрения количества побед над гораздо более сильными противниками, с точки зрения системы комплектования (всеобщей, почти без всяких исключений воинской обязанности), а также заботы о сохранении личного состава при отсутствии боязни жесткой контактной войны. От сохранения этой уникальности армии зависит существование ее страны.

Есть у Израиля и еще ряд интересных особенностей. Например, высокая зависимость ВС Израиля от импорта боевой техники (почти всегда новейшей и в больших количествах) из США, при том что страна – один из крупнейших в мире экспортеров продукции военного назначения, имеющая, соответственно, мощнейший собственный ВПК. Другая особенность (правда, в последнее время она почти ушла в прошлое) – наличие в армии очень большого количества трофейной техники. Причем почти вся эта техника имела советское или восточноевропейское происхождение, т.е. была несовместима с американской и французской, которые доминировали в ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля в переводе аббревиатуры на иврит).   

Уже к концу войны за независимость ЦАХАЛ превратилась из совокупности партизанских формирований с кустарным вооружением в очень сильную по региональным меркам регулярную армию. После победы страна оказалась в полностью враждебном окружении, поэтому военное строительство шло ударными темпами.

В 50-е гг. Израиль получал боевую технику из США, Великобритании и Франции, причем активнее всех был не Вашингтон, а Париж. Из Франции, в частности, были получены танки М4 «Шерман» (американского производства) и АМХ-13, САУ АМХ Мк61, истребители «Ураган» и «Мистер». Именно французским оружием ЦАХАЛ провела войну 1956 г. По итогам этой войны еще до 40 «Шерманов» прибавилось израильтянам в качестве трофеев. При этом было ясно, что впереди придется воевать еще больше.

На протяжении следующих десяти лет Израиль получил от Франции полторы сотни артиллерийских орудий (часть которых переделал в САУ), истребители-бомбардировщики «Вотур», «Мистер» и «Супер Мистер» и, наконец, около 80 новейших на тот момент истребителей «Мираж-3». Кроме того, во Франции по немецким проектам началось строительство для Израиля ракетных катеров семейства «Саар». И именно Франция в этот период создала Израилю атомную промышленность и, по сути, передала технологии производства ядерного оружия, а «заодно» оказала активнейшее содействие в создании первой израильской баллистической ракеты «Иерихон-1». 

Финляндия поставила Израилю полторы сотни минометов, ФРГ – 40 танков М48 и некоторое количество легких самолетов и вертолетов. Великобритания начала поставки танков «Центурион», которые надолго стали основой бронетанковых войск ЦАХАЛ. Из США поступило 210 танков М48, по 100 БТР М113 и САУ М7, 6 батарей ЗРК «Хок», а также легкие самолеты и вертолеты.

С таким арсеналом Израиль подошел к «Шестидневной войне» июня 1967 г., в которой одержал самую блестящую из своих побед. По итогам этой войны он уже по-настоящему обогатился трофеями. Далеко не всю захваченную технику по ее техническому состоянию можно было принять на вооружение, но выбирать было из чего.

Так, на вооружении ЦАХАЛ оказались 81 танк Т-54, 49 Т-55, 6 ПТ-76, 54 БТР-40, до 50 БТР-50 и ОТ-62, не менее 100 БТР-152, захваченных у Египта, 89 М48, до 30 «Центурионов», 15 М113, захваченных у Иордании. Иорданскую, т.е. американскую технику адаптировать было не нужно, сложнее было с советской, но выбрасывать вполне боеспособные машины было жалко, поэтому евреи достаточно быстро поставили их на службу себе.

Не меньше получил Израиль советской артиллерии, приняв на вооружение 16 122-мм орудий А-19 и 108 М-30, до 27 130-мм М-46, 5 152-мм МЛ-20, 12 240-мм РСЗО БМ-24, 130 37-мм зенитных орудий 61-К. 

Потери самого Израиля в наземной технике до сих пор точно неизвестны. На египетском фронте были подбиты 132 израильских танка (50 М48, 53 «Центуриона», 16 «Шерманов», 13 АМХ-13), но лишь 63 из них потеряны безвозвратно. На иорданском фронте было подбито до 112 израильских танков, на сирийском – до 160, но так и нет данных о том, сколько из них потеряны безвозвратно и как они распределены по типам. Возможно, было потеряно до 100 БТР и бронеавтомобилей.

Потери ВВС Израиля составили 46 самолетов, все – французского производства: 7 «Мираж-3», 11 «Ураганов» (в т.ч. 1 сбит своим ЗРК), 4 «Вотура», 4 «Мистера», 8 «Супер Мистеров», а также 7 учебно-боевых СМ-170 и 1 легкий транспортный «Норд» (уничтожен иорданскими истребителями на земле).

ВМС Израиля потерь не имели, зато в октябре 1967 г. потеряли эсминец «Эйлат» (потоплен египетскими ракетными катерами в знаменитом бою у Порт-Саида).

В результате войны произошел полный разрыв между Израилем и Францией. Париж прекратил всякий военный экспорт в еврейское государство, в т.ч. задержал на своих верфях семь уже оплаченных ракетных катеров. В январе 1969 г. два из них были угнаны в Израиль своими экипажами, в декабре того же года евреи организовали спектакль с перепродажей оставшихся пяти катеров несуществующей норвежской фирме и тоже угнали их в Хайфу. Франция обиделась еще сильнее, при этом в ней уже тогда были весьма сильны проарабские настроения. С тех пор и до сего дня она продала Израилю лишь 7 вертолетов AS565 (в конце 90-х), да и те – через США. Израиль, впрочем, уже успел к тому времени создать ядерное оружие и первые БР, кроме того, он успешно «передрал» «Мираж-3» и начал производить его у себя с некоторыми изменениями под названием «Кфир» (было выпущено не менее 180 самолетов этого типа).

Великобритания продолжила поставки Израилю «Центурионов» (не менее 400 единиц). И практически полным монополистом в сфере экспорта в Израиль стали США. От них Израиль получил не менее 150 танков М60 и до 200 М48, не менее 400 БТР М113, свыше 400 САУ и буксируемых орудий, более 200 штурмовиков А-4 «Скайхок», до 150 истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом», значительное количество транспортных и вспомогательных самолетов и вертолетов. Часть этих самолетов была потеряна в ходе «Войны на истощение» (в основном – от советских ЗРК С-125). Кроме того, в самом Израиле было развернуто производство 155-мм буксируемых орудий М-68 собственной разработки.

Октябрьская война 1973 г. (особенно ее начальный этап) стала самой тяжелой из всех войн Израиля, в течение первых нескольких дней даже казалось, что он стоит на грани поражения в результате массированного наступления ВС Египта и ВС Сирии. Тем не менее, эту войну Израиль тоже выиграл. Более того, он приобрел такое количество трофеев, что из них были сформированы целые дивизии.

Общее количество советских танков, принятых на вооружение израильской армии по итогам войн 1967 и 1973 гг., составило 444 единицы (более 350 Т-54/55, около 80 Т-62), из которых 7 Т-54/55 было потеряно в 1973 г. В Израиле большая часть этих машин прошла модернизацию и получила название «Тиран» («Тиран-4» - Т-54, «Тиран-5» – Т-55, «Тиран-6» – Т-62).

Кроме того, Израиль получил еще до 19 боеспособных ПТ-76, 10 БТР-152, 42 орудия М-46, 167 различных 122-мм орудий и 101 зенитное орудие 61-К (но не вся эта артиллерия была принята на вооружение).

Впрочем, в отличие от Шестидневной войны, в Октябрьской войне трофеи не вполне компенсировали потери ЦАХАЛ. Так, безвозвратные потери Израиля в танках составили 407 машин: 243 остались на территории противника (229 у Египта, 14 у Сирии), еще 164 не подлежали восстановлению. Интересно, что, как минимум, один М48, захваченный у ЦАХАЛ Египтом, был из числа трофеев, захваченных в 1967 г. Израилем у Иордании. Было потеряно около 400 БТР и бронеавтомобилей, 25 артсистем (17 на египетском фронте, 8 на сирийском), в т.ч. 3 САУ М109 и 4 М107. Все три М109 были уничтожены в первый же день войны на Голанских высотах сирийскими танками.

Потери ВВС Израиля составили 53 А-4 (в т.ч. 3 учебно-боевых ТА-4), 32 F-4E, 12 «Мираж-3», 6 «Супер Мистер», два немецких легких транспортных самолета (1 Do-27, 1 Do-28), 5 вертолетов (2 S-65C, 3 «Белл-205»). ВМС, видимо, потеряли лишь один сторожевой катер. Арабские источники дают в разы большие потери ЦАХАЛ по технике всех классов, но доказательств не приводят.

Сразу после войны Израиль получил от Великобритании еще 400 «Центурионов», на чем закупки боевой техники у этой страны завершились и больше до сего дня не возобновлялись. США же еще во время войны организовали воздушный мост в Израиль, отправляя ему боевую технику прямо из своих воинских частей, размещенных в Европе. Общие объемы поставок неясны до сих пор. Так, уже после войны (вплоть до середины 80-х) Израиль получил от США не менее 900 танков М60 и М48. В самом Израиле эти танки постоянно модернизировались по вариантам «Магах-3/5» (М48), «Магах-6/7» (М60). Общее количество поставленных из США М60 достигло по разным данным от 1150 до 1400 единиц, М48 – от 600 до 800. Поставки БТР М113 в различных вариантах продолжаются до сих пор, всего Израиль получил не менее 2 тыс. «собственно БТР», не менее 15 БРМ М981, не менее 435 КШМ М577, не менее 450 машин М901 с ПТРК «Тоу». Имеются, впрочем, сведения, что только «собственно БТР» М113 было получено не менее 6 тыс. единиц. Количество САУ М109, имевшихся у ЦАХАЛ (последние из них поступили в начале 80-х), составляет по разным данным от 429 до 600. Большую часть собственных орудий М-68 Израиль переделал в САУ L-33, при этом с 1975 г. было начато производство усовершенствованного 155-мм буксируемого орудия М-71. Кроме того, в Израиле был начат выпуск танка «Меркава» Мк1, созданного израильскими инженерами специально под требования ЦАХАЛ. Появление «Меркавы» позволило Израилю отказаться от импорта танков.

Все 9 батарей ЗРК «Хок» были модернизированы по варианту «Усовершенствованный Хок», поставлено еще 6 батарей этого ЗРК, а также полторы сотни ЗСУ М163 и зенитных орудий М167. Наконец, ВВС Израиля, в дополнение к собственным «Кфирам», получили из США еще более сотни «Скайхоков», до полусотни «Фантомов», а затем не менее 40 новейших на тот момент истребителей F-15А/В и не менее 75 истребителей-бомбардировщиков F-16А/В. 

При этом сам Израиль уже стал экспортером оружия, начав продавать бронеавтомобили, артиллерию, а затем и боевые самолеты в страны ЮВА (Сингапур, Филиппины, Индонезию) и Латинской Америки (Гондурас, Сальвадор, Чили, Аргентину, Бразилию, Эквадор). Кроме того, часть трофейной советской техники он передал произраильским группировкам в Ливане.

Войну в Ливане 1982 г. Израиль вновь выиграл, триумфально в воздухе, не без проблем на суше. Безвозвратные потери в танках составили, по-видимому, 52 единицы (7 «Меркава», 37 различных вариантов «Магаха», 8 «Центурион»). Из этого количества 4 «Магах-3» (М48) стали трофеями сирийцев, один из них был передан СССР. Потери в БТР неизвестны, но считается, что в целом за все войны ЦАХАЛ безвозвратно потеряла до 200 М113.

ВВС Израиля утратили три боевых самолета (по одному «Скайхоку», «Фантому» и «Кфиру»), два ударных вертолета АН-1 «Кобра», три многоцелевых вертолета (два «Белл-212», один «Хьюз-500MD»). Альтернативные советские данные об уничтожении сирийской ПВО десятков израильских самолетов, увы, являются «охотничьими рассказами».

Почти сразу после войны в Израиле начался выпуск танков «Меркава» Мк2, с начала 90-х – «Меркава» Мк3. Точные цифры их производства никогда не обнародовались, но, по-видимому, было выпущено 1280 машин этих трех модификаций (250 Мк1, 550 Мк2, 480 Мк3). С начала ХХI в. ведется производство танка «Меркава» Мк4, общий выпуск составит, очевидно, примерно 400 машин.

Танки «Магах» и «Центурион» по мере производства «Меркавы» отправлялись сначала в резерв, а затем на утилизацию. Неясно, остались ли к нынешнему времени боеспособные машины этих типов на хранении хотя бы в каком-то количестве. Что касается «Тиранов», то часть их отправилась за рубеж (ливанским группировкам и ВС Уругвая), а от 220 до 276 переделаны в БМП «Ахзарит» (т.е. хотя бы в таком качестве советские танки оказались лучше американских и английских). Кроме того, в Израиле была создана БМП «Намер» на базе «Меркавы», сейчас по израильскому заказу она производится в США. Предполагается выпустить 386 таких БМП, в настоящее время произведено 100-120. От классических БТР (в первую очередь – от М113) Израиль, по сути, отказался из-за низкого уровня защищенности, они используются лишь в резервных и тыловых частях. Также Израиль отказался от буксируемой артиллерии, все собственные и трофейные советские орудия находятся в резерве, постепенно утилизируются или продаются за рубеж. В боях с палестинцами в ХХI в., включая ливанскую войну 2006 г., потеряно примерно 10 танков «Меркава» Мк2/3/4. 

Из наземной техники в настоящее время Израиль закупает в США только РСЗО М270 MLRS. В производстве авиационной техники дело обстоит не так хорошо, кроме уже устаревшего «Кфира» своего боевого самолета Израиль не создал. Точнее, существовали планы производства истребителя-бомбардировщика «Лави» на основе F-16, но с израильской электроникой. Американцы увидели в этой машине опасного конкурента для своих самолетов и вынудили Израиль от нее отказаться. В настоящее время «Лави» превратился в J-10 и является основным легким истребителем ВВС НОАК (продажа данного проекта Пекину оказалась своеобразной местью Израиля Вашингтону). США поставили Израилю несколько сотен F-15 и F-16, в настоящее время ведутся поставки истребителя 5-го поколения F-35А (всего предполагается приобретение 50 таких машин). Кроме того, ВВС Израиля получили от США транспортные самолеты С-130, ударные вертолеты АН-64, многоцелевые UH-60, целый ряд специальных и вспомогательных самолетов и вертолетов, значительное количество высокоточного авиационного оружия. Новейшие учебные самолеты М-346 куплены Израилем в Италии. Единственной боевой потерей ВВС Израиля после 1982 г. стал истребитель-бомбардировщик F-16I, сбитый сирийской ПВО в феврале 2018 г.

Наземная ПВО Израиля состоит из американских ЗРС «Пэтриот» (часть из них была поставлена из наличия ВС Германии) и ПЗРК «Стингер» (видимо, остается в строю и часть старых ЗРК «Усовершенствованный Хок» и «Чапарэл»), а также собственных систем ПРО «Эрроу» и «Железный купол».

Надводные корабли и катера ВМС Израиля строятся в самом Израиле или в США, они вооружены американскими ПКР «Гарпун», собственными ПКР «Габриэль» и ЗРК «Барак», итальянской артиллерией. Все израильские ПЛ с 70-х гг. строятся в Германии, причем по более совершенным проектам и более низким ценам, чем для самих немецких ВМС.

  В ХХI в. Израиль стал одним из крупнейших экспортеров вооружений, причем количество покупателей его оружия очень велико. Это и развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, и развитые страны, включая США, Россию, Китай. Израиль активно распродает подержанную технику, а также экспортирует новые системы – бронеавтомобили, колесные САУ, боевые и разведывательные БПЛА, легкие транспортные самолеты, сторожевые катера. Важнейшей статьей израильского экспорта является разнообразная военная электроника (РЛС различного назначения, системы управления оружием и т.д. и т.п.). Кроме того, он активно продает за рубеж разнообразные ракеты, данная тема заслуживает отдельного описания.

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

17 сентября 2018 10:32 1491
0
0