Кавказ
Кавказ
А за тобою Арарат

Мало стран в мире находятся в таком, мягко говоря, непростом геополитическом положении, как Армения. Удивительным образом, из тех четырех стран, с которыми она граничит, самым дружественным является для нее шиитский Иран. Выхода к морю Армения при этом тоже не имеет. И, тем не менее, уже четверть века удерживает за собой плоды победы в той войне, из которой родилась армия страны, да и, по сути, сама страна.

Как и все постсоветские армии (кроме прибалтийских и таджикской), ВС Армении возникли из обломков Советской армии. Причем возникли в ходе крайне жестокой войны за Нагорный Карабах против формально гораздо более сильных ВС Азербайджана. И если Украина, Белоруссия и некоторые страны Центральной Азии забрали себе всё вооружение и имущество СА, находившееся на их территориях, то странам Закавказья пришлось делиться с Россией.

Из трех мотострелковых дивизий Советской армии, дислоцированных в Армении, новой стране полностью досталась лишь 15-я мсд, находящаяся в урезанном составе и оснащенная, в основном, устаревшей техникой (танки Т-54, БМП-1, БТР-60/70, гаубицы Д-30). Относительно современными были лишь танки Т-72 и РСЗО БМ-21 «Град». Более качественная 127-я мсд осталась под юрисдикцией России и позже составила основу для 102-й военной базы ВС РФ в Армении. 164-я мсд была «раздергана»: ее 344-й мсп передан 127-й мсд, остальные части дивизии либо переданы Армении, либо отправлены в Читинскую область РФ, где преобразованы в одну из баз хранения техники.

На начало 1993 г. Армения имела лишь 77 танков, 150 БМП, 39 БТР, 160 артсистем, 3 самолета, 13 вертолетов, существенно отставая от Азербайджана по военному потенциалу. При этом, правда, формировавшиеся параллельно ВС Нагорного Карабаха (НКР) получили некоторую часть техники 366-го мотострелкового полка (9 Т-72, 5 БРМ-1, 49 БМП-1, 28 БМП-2, 5 БТР-70). В ходе войны, закончившейся в 1994 г. перемирием, Армения признала потерю 52 танков Т-72, 54 БМП, 40 БТР, 6 орудий и минометов, 1 штурмовика Су-25, 2 боевых вертолетов Ми-24. Потери армии Нагорного Карабаха, естественно, были неизвестны.

С другой стороны, значительная часть потерянной Азербайджаном техники была захвачена армянами либо в полной исправности, либо с незначительными повреждениями и вошла в состав ВС Армении и НКР. А такой техники было довольно много, поскольку армянско-карабахские силы одержали полную победу (под их контролем оказалась не только почти вся территория НКР, но и прилегающие к нему районы собственно Азербайджана): Баку официально признал потерю 186 танков (160 Т-72, 26 Т-55), 111 БМП (12 БРМ-1, 38 БМП-1, 61 БМП-2), 8 БТР-70, 7 САУ (6 2С9, 1 2С1), 40 гаубиц Д-30, 7 120-мм минометов ПМ-38, 5 РСЗО БМ-21. Более того, нельзя исключать, что некоторое количество техники, которую Армения декларировала как потерянную, на самом деле, тоже была передана армии НКР.

С 1994 г. на линии перемирия, в целом, сохраняется статус-кво. Армения и Карабах, не имеющие выхода к морю и не граничащие с Россией, остаются в транспортной блокаде со стороны Азербайджана и Турции, почти нет транзита и через Грузию. В итоге почти все грузы в Армению от ее главного союзника России идут кружным путем через Иран. Поддержка шиитским Ираном православной Армении против шиитского Азербайджана выглядит несколько парадоксально. Объясняется этот парадокс тем, что главным союзником Азербайджана является Турция – основной геополитический противник Ирана в данном регионе.

При этом своеобразным феноменом стали ВС НКР, которые, по-видимому, по ряду параметров сильнее «официальной» армянской армии, но их как бы «не существует». По крайней мере, по ним не дается никаких отчетов, в т.ч. для ДОВСЕ, хотя армянская и карабахская армии представляют собой, по сути, единый военный организм, а их строительство и боевая подготовка ведется по единым планам.

Очень далеко не всё ясно и с военным импортом Армении. Какая-то его часть, по-видимому, скрывается, поскольку техника «перетекает» в НКР. Отсутствие точных данных на этот счет позволяет, в свою очередь, азербайджанской стороне представлять произвольные цифры военного потенциала карабахской армии, вряд ли имеющие отношение к реальности.

Первые поставки оружия из РФ в Армению имели место в середине 90-х. Они не афишировались, но сомнений не вызывают. Считается, что в эти поставки вошли 8 ПУ ОТРК Р-17 (и 24 ракеты к ним), 84 танка Т-72, 50 БМП-2, 36 122-мм гаубиц Д-30, по 18 152-мм орудий Д-20 и Д-1 и РСЗО БМ-21, 4 БРДМ-2 с ПТРК «Конкурс», 9 батарей (27 ПУ) ЗРК «Круг», 40 ПЗРК «Игла». В конце 90-х были куплены в Китае 4 273-мм РСЗО WM-80 (больше, по-видимому, эти РСЗО никогда и никуда не экспортировались).

В 2000-е гг. зафиксированные поставки оружия в Армению были весьма ограничены. Ереваном были куплены 26 Д-30 (10 в Белоруссии, 16 в Черногории), 2 транспортных самолета Ил-76 и 2 дивизиона ЗРС С-300ПС в России, 10 штурмовиков Су-25 в Словакии, 6 учебных самолетов L-39С на Украине. Не исключено (но и не подтверждено), что Армении (точнее – НКР) досталась часть трофейной техники ВС Грузии, захваченной российскими войсками в ходе «пятидневной войны».

В 2011 г., возможно, были приобретены в Молдавии 23 РСЗО «Ураган» и 27 самоходных ПТРК «Штурм-С», а также 2 вертолета Ми-24В в России, однако подтверждены эти закупки не были (это, опять же, может означать, что техника ушла в армию НКР). В 2013 г. из России поступили 35 Т-72 и 110 БТР-80.

При этом Россия начала массовые поставки современной боевой техники Азербайджану, что вызвало крайне негативную реакцию в Ереване и Степанакерте. В качестве компенсации Москва предоставила Еревану кредиты для закупки вооружений, на которые были приобретены 4 ПУ ОТРК «Искандер» и примерно 25 ракет к ним (Армения стала первым зарубежным покупателем «Искандеров»), 6 РСЗО «Смерч», до 100 ПЗРК «Игла» и, возможно, сходное количество ПЗРК «Верба» (в этом случае Армения также стала первым его покупателем). Кроме того, армянская армия получила единственный танк Т-90С, выигранный ее командой на соревнованиях по «Танковому биатлону». При этом ходят слухи о том, что «Искандеры» не куплены Арменией, а лишь арендованы из состава ВС РФ.

В ноябре 2014 г. азербайджанцы сбили Ми-24 ВВС НКР. В ходе короткой войны 2-5 апреля 2016 г. руководство НКР признало потерю 14 танков Т-72, что, по-видимому, составило 10% парка этих машин карабахской армии (данные о наличии у ВС НКР 300-400 Т-72 не имеют никаких объективных подтверждений). Впрочем, подтверждена безвозвратная потеря лишь 6 карабахских Т-72. С другой стороны, азербайджанская армия в этих боях потеряла всего 1 Т-72 и 1 Ми-24. Кроме того, было сбито по несколько разведывательных БПЛА с обеих сторон. Хотя апрельские бои нельзя считать победой азербайджанцев, но тем более они не стали успехом для армян, которые явно несколько «потеряли форму» за 22 года мира. В мае 2017 г. был уничтожен ЗРК «Оса» ПВО НКР (видимо, с помощью азербайджанского БПЛА-«камикадзе» израильского производства, как и большинство карабахских Т-72 годом ранее).

С помощью массовых закупок вооружений (не только в России) Азербайджан постепенно добивается весьма значительного превосходства над объединенными силами Армении и НКР. Экономические возможности армянской стороны не позволяют переломить данную ситуацию, что может создать для Еревана и Степанакерта существенные проблемы в весьма обозримом будущем.

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

29 октября 2018 11:06 891
0
0