Южный ВО
Южный ВО
За стеной Кавказа

Южный военный округ ВС РФ, кроме значительного потенциала на своей территории, включает три военные базы за пределами страны. Положение этих баз очень разное.

Две из трех баз находятся в бывших грузинских автономиях – Абхазии и Южной Осетии. После августовской войны 2008 г. Москва признала независимость обеих республик, после чего миротворческие силы ВС РФ на их территориях были заменены регулярными войсками. Контингент на территории каждой из республик имеет статус военной базы, являясь фактически мотострелковой бригадой с усиленной ПВО.

4-я военная база дислоцирована в Южной Осетии (в Цхинвале и пос. Джава). В ее составе три мотострелковых батальона, батальон спецназа, разведбат, два дивизиона САУ, дивизионы ПВО, РСЗО, ПТО, другие подразделения. На вооружении имеется 41 танк Т-72БМ, 4 БРДМ-2, 120 БМП-2, 36 БТР-80, 15 МТЛБ, 36 152-мм САУ 2С3М «Акация», по 18 120-мм минометов 2С12 «Сани» и 122-мм РСЗО БМ-21 «Град», по 12 самоходных ПТРК «Штурм-С» и 100-мм ПТО МТ-12, по 6 ЗРК «Стрела-10» и ЗРПК «Тунгуска», 27 ПЗРК «Игла». Кроме того, в составе 4-й вб имеется ракетная батарея (2 ПУ и 2 ТЗМ) ОТРК «Искандер» из состава 12-й ракетной бригады ЮВО, батарея РСЗО «Смерч» (2 ПУ, 1 ТЗМ) из состава 439-й бригады РСЗО ЮВО, а также дивизион ЗРК «Бук-М1» (3 батареи по 2 ПУ и 1 ПЗУ в каждой). Силы 4-й вб составляют единую группировку с ВС Южной Осетии под российским командованием. 

Танк Т-72БМ

7-я военная база дислоцирована в Абхазии (Гудаута) и имеет схожую с 4-й вб структуру и почти такой же состав вооружений. Лишь вместо БМП-2 имеется 130 БТР-82АМ (при этом количество БТР-80 сокращено до 26), имеется дополнительно 6 122-мм гаубиц Д-30 и 12 ЗРК «Оса», зато нет «Смерчей» и «Искандеров». Нет также дивизиона ЗРК «Бук-М1», вместо него – 100-й зенитно-ракетный полк с двумя дивизионами (по 8 ПУ) ЗРС С-300ПМ. Силы 7-й вб также составляют единую группировку с ВС Абхазии под российским командованием.

Объединенного потенциала 4-й и 7-й баз и ВС двух республик более чем достаточно для противостояния ВС Грузии, которые так и не восстановились после войны 2008 г. Учитывая тот факт, что Абхазия и Южная Осетия граничат с Россией, откуда можно достаточно быстро и практически беспрепятственно получить подкрепления из состава ЮВО, положение обеих баз можно считать стабильным и безопасным. Очень важно и то, что как политическая власть, так и население Абхазии и Южной Осетии абсолютно лояльны России и прекрасно понимают, что базы гарантируют их независимость и безопасность. Более того, подавляющее число граждан обеих республик имеют также российское гражданство.

Совсем в другом положении находится 102-я военная база ВС РФ, дислоцированная в Армении (в г. Гюмри). С военной точки зрения она также представляет собой мотострелковую бригаду, усиленную ОТРК, РСЗО и средствами ПВО, причем в данном случае – не только наземными.

БТР-80 

На вооружении 102-й вб имеется 41 Т-72Б, 4 БРДМ-2, 120 БМП-2, 36 БТР-70 и БТР-80, 15 МТЛБ, 36 САУ (по 18 122-мм 2С1 «Гвоздика» и 152-мм 2С5 «Гиацинт»), 24 миномета 2С12, 18 РСЗО БМ-21, по 12 ПТРК «Конкурс» и ПТО МТ-12, 6 ЗРК «Стрела-10», 2 ЗСУ-23-4 «Шилка» и 6 зенитных орудий ЗУ-23-2. Как и в случае с 4-й вб, имеется по одной батарее ОТРК «Искандер» и РСЗО «Смерч» (из состава 1-й ракетной бригады и той же 439-й бригады РСЗО ЮВО). Наземную ПВО 102-й вб усиливает 988-й зенитно-ракетный полк, в составе которого имеется по одному дивизиону ЗРС С-300В (две батареи по 6 ПУ и 3 ПЗУ в каждой) и ЗРК «Бук-М1-2» (три батареи по 2 ПУ и 1 ПЗУ в каждой). 

Кроме того, в состав 102-й вб организационно входит 3624-я авиабаза, дислоцированная на ереванском аэродроме Эребуни. На ее вооружении имеется 18 истребителей МиГ-29 (в т.ч. 2 модернизированных МиГ-29С и 4 учебно-боевых МиГ-29УБ), 4 ударных вертолета Ми-24П и 7 многоцелевых Ми-8.

Формально 102-я вб не объединена в одну группировку с ВС Армении, но, разумеется, между ними имеет место тесная координация, регулярно проводятся совместные учения. Армянская армия сильнее абхазской и югоосетинской армий вместе взятых, 102-я вб сильнее (по отдельности) 4-й и 7-й вб. Тем не менее, ее положение является крайне сложным по причинам геополитического характера. Армения отрезана от России Грузией, полностью враждебной России, и Азербайджаном, полностью враждебным Армении. При этом потенциал ВС Азербайджана выше, чем даже объединенный потенциал армий Армении и НКР и 102-й вб (правда, у армянской и российской стороны выше уровень боевой и морально-психологической подготовки). Тем более ВС Турции, союзной Азербайджану и полностью враждебной Армении, имеют подавляющее превосходство над российско-армянскими силами. К тому же, из-за вышеупомянутой географической изоляции, в случае войны снабжение из России 102-й вб и армянской армии возможно лишь кружным путем через Каспийское море и Иран, что очень долго, дорого и не совсем надежно (как в политическом, так и в чисто военном плане).

ЗРК «Бук-М1-2»

В силу данных обстоятельств 102-я вб имеет не столько военное, сколько политическое значение. Она расположена на границе с Турцией и выступает гарантом от вмешательства этой страны на стороне Азербайджана в новую войну за Нагорный Карабах, если таковая случится. Разумеется, российская база из-за несопоставимости потенциалов не может противостоять турецкой армии, но атака на нее будет означать, в соответствие с нормами международного права, агрессию против России в целом, т.е. гарантирует, что Россия должна будет начать войну против Турции. Понятно, что российская армия ни в каком случае не будет совершать марш на Анкару, но она должна будет предотвратить оккупацию турками Армении (даже частичную). В войну с Азербайджаном Россия вряд ли вступит (по крайней мере, если этой войной не будет затронута территория собственно Армении), но в Ереване и Степанакерте считают (скорее всего, справедливо), что с Азербайджаном войска Армении и НКР пока еще справятся сами. 

Таким образом, 102-я вб является гарантом самого существования Армении. Власти страны это прекрасно понимают, поэтому не только не берут с России денег за пользование базой, но, наоборот, оплачивают ее пребывание (случай, видимо, уникальный в мировой практике). Однако в армянском обществе отношение к пребыванию российских войск весьма неоднозначное (в отличие от ситуации в бывших грузинских автономиях). И изнутри страны, и из-за ее пределов очень активно нагнетаются антироссийские настроения, которые имеют среди армян определенный отклик. Поэтому крайне сложно сказать, каковы перспективы сохранения 102-й вб на территории Армении в долгосрочной перспективе. Хотя ее уход станет для Армении самоубийством, но мировая практика, к сожалению, знает достаточно примеров самоубийств целых обществ.

 

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

30 мая 2017 00:00 1872
0
0