Кавказ
Кавказ
Армия пяти дней

Грузинская армия прожила недолгую, но яркую жизнь. Формально, впрочем, она и сейчас вполне существует, но, как говорится, «того здоровья уже нет» и не будет никогда.

Грузия, в отличие от большинства других республик бывшего СССР, не сумела забрать себе всю технику Советской армии, оказавшуюся на ее территории. Пришлось делить эту группировку с Россией. Грузия смогла захватить только часть военных складов. Что касается боевых частей, то Тбилиси досталась худшая из дивизий дислоцированного на территории Грузии 31-го армейского корпуса Закавказского военного округа – 10-я мотострелковая. Она была оснащена наиболее устаревшей техникой – танками Т-54/55, БМП-1, БТР-60/70. Именно этим, по сути, металлоломом ВС Грузии вели войну против Абхазии и потерпели в ней сокрушительное поражение (при том, что у абхазов и такого металлолома не было, их армия строилась с нуля уже в ходе войны). В частности, из 109 танков уцелел всего 41. Грузинская авиация лишилась 6 штурмовиков Су-25, 3 ударных вертолетов Ми-24 и 5 многоцелевых Ми-8.

В строю ВВС Грузии после войны с Абхазией оставалось всего 7 Су-25. Именно такие самолеты производились на Тбилисском авиазаводе. Однако ни одного самолета от собственного производителя Грузия не получила, хотя в 1996-2004 гг. 18 штурмовиков были проданы в Азербайджан, ДРК, Гамбию и Туркмению.

В 90-е гг. Грузия официально не приобретала никакой боевой техники. Фактически определенное ее количество, включая батальон Т-72 (31 танк), Грузии передала Россия, поскольку в Москве решили, что пришедший к власти в Тбилиси Шеварднадзе – пророссийский политик (на самом деле, таковым его можно было считать разве что на фоне откровенного нациста-русофоба Гамсахурдии). Кроме того, несколько старых сторожевых катеров было куплено в Греции, Турции и на Украине. С Украины также пришел старый ракетный катер пр. 206МР и 10 совсем древних учебных самолетов L-29, из США – 6 многоцелевых вертолетов UH-1Н времен Вьетнамской войны, еще два аналогичных вертолета были приобретены в Турции. Имеются сведения, что из Чехии Грузия получила 120 танков Т-55, но, на самом деле, их было всего 10.

В начале ХХI в. именно Чехия начала поставки в Грузию боевой техники в ощутимых количествах. К упомянутым 10 Т-55 в 2001-2004 гг. добавились 12 122-мм гаубиц Д-30, 12 колесных САУ «Дана» и 6 РСЗО RM-70.

В конце 2003 г. к власти в Грузии пришел Михаил Саакашвили, который начал радикальную перестройку армии, включая массовые закупки вооружений. Кроме Чехии, главным поставщиком техники в Грузию стала Украина. В несколько меньших объемах оружие приобреталось в Болгарии, Турции и Израиле.

Хотя о закупках Грузией оружия до войны 2008 г. имеются официальные данные (для Регистра ООН по обычным вооружениям и для ДОВСЕ), они сходятся друг с другом не всегда. В целом, однако, цифры известны.

Из Чехии в 2005-2007 гг. было поставлено от 50 до 70 Т-72, еще 12 САУ «Дана», еще 30 гаубиц Д-30, 40 120-мм минометов, дополнительные 14 минометов были куплены в Болгарии. Кроме того, из Чехии и Болгарии пришли 5 Су-25 (т.е. Грузия свои новые штурмовики продавала, а аналогичные чужие старые покупала). Часть этих штурмовиков, а также часть танков Т-72 прошла модернизацию в Израиле. Также Израиль поставил Грузии 4 РСЗО LAR, до десятка разведывательных БПЛА и дивизион ЗРК «Спайдер».

В Польше Грузия купила 30 ПЗРК «Гром-2», в Греции – ракетный катер французской постройки с ПКР «Экзосет», в Узбекистане – ударный вертолет Ми-35. С 2007 г. начались поставки в Грузию турецкой бронетехники: 100 бронеавтомобилей «Кобра» и 70 «Эдждер». Большую часть этих машин Тбилиси получил уже после войны.

Украина в 2004-2007 гг. передала Грузии 90 Т-72, не менее 40 БМП-2 и 12 БМП-1, от 23 до 30 БТР-80, 12 152-мм САУ 2С3 и 5 203-мм 2С7, несколько ЗРК «Оса», один или два дивизиона ЗРК «Бук». В 2008 г. «подъехали» (частично до войны, частично после нее) еще один Т-72, 15 модернизированных БМП-1У с боевым модулем «Шквал», 25 БТР-70.

В 2005 г. был расторгнут договор между Грузией и Россией о размещении российских войск на территории Грузии, в ноябре 2007 г. российские войска покинули грузинскую территорию. Менее чем через год они туда вернулись уже по-другому, поскольку Саакашвили устроил свою бессмысленную авантюру в Южной Осетии. Закончилась «пятидневная война» для Грузии, как известно, печально.

Основные потери грузинской армии в технике пришлись на танки Т-72, коих было утрачено от 46 до 55 единиц. Из них 12 были уничтожены в боях в первые три дня войны, 18 захвачены и взорваны российскими войсками на базах в Сенаки и Гори, остальные захвачены и увезены в Россию (два из них переданы Южной Осетии).

В полной целости и сохранности уехали в Россию 15 БМП-1У, грузины так и не успели ими попользоваться. Также было захвачено две БМП-2, а не менее пяти БМП (3 БМП-2, 2 БМП-1) уничтожены в бою. Кроме того, были уничтожены, как минимум, одна «Кобра» и один МТЛБ, захвачены осетинами не менее одной «Кобры».

Чрезвычайно серьезными оказались потери в артиллерии. Грузинская армия лишилась трех САУ «Дана» (две уничтожены, одна захвачена) и пяти 2С7 (4 уничтожены, одна захвачена), как минимум, одного миномета 2С12 (захвачен) и 29 буксируемых орудий – уничтожены 2 Д-30 и 1 2А65, захвачены 26 Д-30 (20 – российскими войсками, 6 – абхазскими).

Зато сравнительно легко отделалась грузинская авиация. Она потеряла три «кукурузника» Ан-2, два ударных вертолета Ми-24 и один вертолет-амфибию Ми-14, причем все они были уничтожены на земле. Гораздо сильнее пострадали ВМС Грузии. Они лишились обоих ракетных и трех сторожевых катеров, причем все они были взорваны у своих причалов в Поти захватившими город российскими десантниками. 

После войны поставки боевой техники в Грузию резко сократились. В 2009 г. с Украины пришли последние 5 БТР-70. Турция, как было сказано выше, осуществила поставки бронеавтомобилей, а также продала Тбилиси два сторожевых катера типа MRTP-33. США передали Грузии 10 бронеавтомобилей класса MRAP «Кугар» (по-видимому, они используются грузинским контингентом в Афганистане), 72 ПТРК «Джавелин» и два сторожевых катера типа «Айленд». Болгария в 2009-13 гг. продала Грузии 5 Т-72, 12 гаубиц Д-20 и 10 списанных Су-25 в качестве источников запчастей, а также перепродала 12 чешских САУ 2С1 и 12 РСЗО RM-70. Ходит множество слухов о каких-то секретных поставках в Грузию дополнительного количества техники (в первую очередь – с Украины), но никаких объективных подтверждений они не имеют.

           В некой перспективе ожидается поставка в Грузию новейшего французского ЗРК VL-MICA. Кроме того, в самой Грузии развернуто производство БМП «Лазика» и нескольких модификаций бронеавтомобиля «Дидгори». Последний в варианте санитарной машины был в количестве целых 100 единиц поставлен в ВС Саудовской Аравии (одна такая машина уже уничтожена йеменскими хуситами). 

После войны ВВС и ВМС Грузии были ликвидированы как виды ВС (ВВС включены в состав сухопутных войск, ВМС – в состав Береговой охраны). В настоящее время Береговая охрана насчитывает до 20 слабо вооруженных катеров 10 разных типов. Из 12 штурмовиков Су-25, по-видимому, боеспособны 1-2. Тбилисский авиазавод утратил возможности не только строить новые самолеты, но, видимо, даже поддерживать техническое состояние имеющихся, тем более что они уже практически выработали ресурс.

Состояние сухопутных войск формально более благополучно, но совершенно очевидно, что противостоять даже одному Южному ВО ВС РФ они не способны. Никаких тенденций к изменению ситуации не наблюдается. У Тбилиси нет средств на закупку новых вооружений в адекватных количествах, к тому же западные союзники Грузии не очень хотят такое оружие ей продавать (чтобы не спровоцировать новую войну на Кавказе и еще раз не опозориться, снова допустив разгром союзника). Тем более грузинский ВПК не способен обеспечить вооружениями свою армию.

ВС Абхазии и ВС Южной Осетии выросли из войн за независимость от Грузии. Армии обеих республик вооружались тем, что захватили у грузинской армии, а также оружием, разными путями приходившим из России (в т.ч. из республик Северного Кавказа).

Южная Осетия в конце 80-х – начале 90-х воевала меньше и быстрее получила поддержку из России вообще и от Северной Осетии в частности. К началу августовской войны ее армия имела 10 танков Т-55 (трофейных) и до 5 Т-72 (полученных из России), до полусотни БРДМ, БМП и БТР, до 80 орудий, минометов и РСЗО, в т.ч. 12 САУ 2С1 и до 6 РСЗО БМ-21. Встречающиеся до сих пор в некоторых источниках сведения о наличии у осетинской армии в августе 2008 г. 75 Т-72, почти 200 БМП и БТР, 150 артсистем и т.д. являются откровенным бредом. Соответственно, Грузия имела над ней подавляющее превосходство и без российской помощи отстоять свою независимость Южная Осетия не сумела бы. Но помощь пришла. Осетинская армия потеряла первые три дня войны 1 Т-55 и 2 БМП-2, что, по-видимому, было более чем компенсировано за счет трофеев и российских поставок. 

Абхазии ее независимость изначально обошлась гораздо дороже, но и трофеев она захватила больше. К началу 1994 г. ее армия имела на вооружении 20-25 Т-55, от 40 до 70 БМП и БТР, до 20 буксируемых орудий Д-30 и Д-20, 5 РСЗО БМ-21, до 20 зенитных орудий и 4 ЗСУ «Шилка». Вся (или почти вся) эта техника была трофейной. В начале 2000-х из России, предположительно, было получено 10 Т-72, 8 МТЛБ, 2 БМ-21 и, возможно, некоторое количество другой (как правило, устаревшей) бронетехники. Августовская война для абхазов свелась к быстрому освобождению собственными силами Кодорского ущелья (единственная часть Абхазии, которую в тот момент контролировала Грузия), где были захвачены 6 Д-30, 1 зенитное орудие С-60 и, возможно, еще несколько единиц различной техники.

На сегодняшний день армии обеих бывших грузинских республик практически полностью интегрированы с российскими контингентами (военными базами) на их территориях. Которые и гарантируют независимость Абхазии и Южной Осетии.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа

14 июня 2018 12:18 1675
0
0