Корейский полуостров
Корейский полуостров
И вечный пат…

Подготовка сторон к возможной войне на Корейском полуострове во многом определяется географическими особенностями ТВД. Обе Кореи очень невелики по размерам, при этом большая часть их территории занята горами. Поэтому, если говорить несколько упрощенно, сторонам негде наступать и некуда отступать. Данная ситуация усугубляется близостью обеих столиц к границе.

Численность регулярных ВС КНДР почти вдвое выше, чем ВС Республики Корея, хотя, исходя из численности населения, мобилизационные возможности Республики Корея более чем вдвое выше, чем у КНДР. С учетом потенциала США мобилизационные возможности американо-южнокорейской коалиции формально на порядок или даже на два выше, чем у КНДР, но фактические мобилизационные возможности США очень ограничены из-за наемного принципа комплектования их ВС (переход к призывной армии в США невозможен по политическим причинам даже в случае крупномасштабной войны в Корее).

Уровень боевой подготовки сторон, по-видимому, примерно одинаков и весьма высок. Уровень морально-психологической подготовки личного состава КНА, скорее всего, выше, чем у личного состава ВС Республики Корея, поскольку в КНДР сильнее государственная пропаганда и значительно ниже уровень жизни (оба этих фактора резко снижают чувствительность КНА к собственным потерям). Уровень морально-психологической подготовки личного состава ВС США заведомо ниже, чем в обеих корейских армиях, из-за высокого уровня жизни в США и из-за наемного принципа комплектования ВС США (это делает чувствительность к собственным потерям очень высокой).

Технологический уровень ВС Республики Корея и ВС США гораздо выше, чем у КНА, тем не менее, их превосходство по данному параметру не является абсолютным и не гарантирует победу. Кроме того, разница в технологических уровнях во многом нивелируется вышеупомянутыми географическими особенностями ТВД. Теоретически американо-южнокорейская коалиция способна «задавить КНА массой» (если на стороне КНДР не выступит Китай), но на такой способ ведения войны у Республики Корея может не хватить людских ресурсов, кроме того, как для Сеула, так и для Вашингтона это крайне рискованно по политическим причинам (в случае высоких людских потерь возможен психологический слом населения обеих стран и отказ продолжать войну против КНДР).

ВС США и Республики Корея проводят совместные учения трех серий.

Командно-штабные учения «Key Resolve» (ранее назывались «Team Spirit») проводятся ежегодно в феврале-апреле, отрабатывается Оперативный план Тихоокеанского командования ВС США по поддержке Республики Корея в случае войны с КНДР, включая переброску сил с других ТВД и их совместные действия с южнокорейской армией.

Учения «Foal Eagle» проводятся с 1997 г., с 2001 г. совмещаются с учениями «Key Resolve». Являются крупнейшими ежегодными учениями в мире (не менее 200 тыс. военнослужащих от Республики Корея, не менее 10 тыс. от США), по своим масштабам в разы превосходят самые большие учения НАТО. Отрабатываются действия всех видов ВС и родов войск, в т.ч. ССО и морской пехоты обеих стран. Задействуется стратегическая авиация ВВС США и истребители 5-го поколения F-22.

Учения «Ulchi-Freedom Guardian» проводятся ежегодно с 1976 г. (в августе-сентябре). Отрабатывается отражение агрессии со стороны КНДР. Участвует до 50 тыс. южнокорейских и до 25 тыс. американских военнослужащих. Интегрированы с ежегодными южнокорейскими учениями «Ульчи», в ходе которых отрабатываются процедуры перехода Республики Корея к состоянию войны.

На всех американо-южнокорейских учениях, в целом, отрабатывается классический вариант современных боевых действий, включая массированные авиационные и ракетные удары, высадку морских и воздушных десантов, действия ССО, в т.ч. против высшего руководства КНДР и объектов ракетной и ядерной инфраструктуры этой страны.

Сильнейшей стороной американо-южнокорейской коалиции является полное превосходство в воздухе, как количественное, так и качественное. Оно дополняется возможностью нанесения массированных ударов КРМБ «Томагавк» с ПЛА, крейсеров и эсминцев ВМС США и КРВБ с бомбардировщиков В-52 ВВС США. ВВС КНДР почти ничего не смогут противопоставить авиации противника независимо от уровня подготовки летчиков и будут способны нанести противнику лишь символические потери (как на земле, так и в воздухе). 

В оборонительном плане КНДР будет решать данную проблему, во-первых, скрытием многих важнейших военных и промышленных объектов в пещерах и тоннелях (где их весьма сложно обнаружить и поразить), во-вторых, массированным применением средств наземной ПВО (ЗРК различной дальности, ПЗРК, зенитная артиллерия), эффективность которых в горах заметно возрастает.

В наступательном плане «заменителем авиации» для КНДР являются ракетные войска и артиллерия, развитию которых уделяется исключительно большое внимание. Баллистическими ракетами различных типов КНА способна поражать цели на всей территории Республики Корея, в приграничной зоне любые цели поражаются северокорейской артиллерией. По количеству ее стволов КНА входит, как минимум, в пятерку сильнейших армий мира. Основу северокорейской артиллерии составляют устаревшие советские буксируемые орудия и их северокорейские и китайские копии. Эти орудия также используются для создания импровизированных САУ путем их установки на транспортер АТС-59. В самой КНДР созданы уникальные 170-мм САУ «Коксан» (или «Чучхе-по») с дальностью стрельбы до 60 км. Также чрезвычайно широко используются советские, китайские и собственные РСЗО. КНА регулярно (несколько раз в год) проводит учения с массированным (как минимум, несколько сотен орудий и РСЗО) применением артиллерии. Массирование артиллерийского огня полностью компенсирует недостаток точности отдельных орудий, при этом ему крайне сложно что-то противопоставить. В Республике Корея разработано семейство баллистических и крылатых ракет «Хюнму» для борьбы с БР и артиллерий КНА, но пока совершенно не очевидно, что эта задача действительно решается.

Исключительно большое внимание обе стороны будут уделять применению ССО. Американские ССО считаются крупнейшими в мире, с другой стороны, КНА является единственной в мире армией, где ССО выделены в отдельный вид ВС. Только в КНА существует такой тип соединений, как бригады снайперов. Вышеупомянутые географические особенности ТВД очень способствуют эффективным действиям ССО обеих сторон. Кроме того, ССО обеих Корей проще действовать в тылу противника благодаря тому же языку и той же внешности бойцов, что и у военнослужащих и населения противника. С другой стороны, это затруднит действия американского спецназа на территории КНДР (не факт, что в американских ССО много этнических корейцев). Кроме того, благодаря закрытому тоталитарному характеру КНДР командованию КНА будет значительно проще выявлять и нейтрализовывать ДРГ противника на своей территории, чем американо-южнокорейскому командованию.

Хотя северокорейский танк «Сонгун-915» не имеет аналогов в мире по набору вооружений, в целом, северокорейские танки качественно уступают южнокорейским и американским. В последние годы в КНА проводятся соревнования танкистов (естественно, чисто внутренние), подобные российскому «Танковому биатлону». В любом случае, в силу всё тех же особенностей ТВД представить себе хоть сколько-нибудь значительные танковые сражения в Корее очень сложно, этот род войск, как и «классическая» пехота, скорее всего, будут играть в войне второстепенную роль.

ВМС КНДР в морской и, тем более, океанской зоне не имеют никаких шансов в борьбе против ВМС США и Республики Корея. В прибрежной зоне ситуация может существенно измениться благодаря применению северокорейским флотом чрезвычайно многочисленных боевых катеров различных типов, а также малых ПЛ. Более того, вблизи берегов на мелководье могут успешно применяться и обычные ПЛ северокорейских ВМС, поскольку гидрологические особенности обеспечивают существенное снижение их шумности (многочисленное отражение акустических сигналов от дна и поверхности создает операторам ГАС полностью искаженную картину подводной обстановки). Кроме того, в прибрежной зоне значительно возрастает эффективность минного оружия, береговых ракет и береговой артиллерии. Благодаря всем этим обстоятельствам ВМС КНДР, хотя и не способны предотвратить удары по своей территории КРМБ и авианосной авиации противника, но могут отразить высадку морских десантов на своей территории.    

Обе стороны прекрасно знают сильные и слабые стороны как собственные, так и противника, исходя из этого ими и ведется боевая подготовка. На данный момент в Корее сохраняется обстановка стратегического пата, т.е. ни одна из сторон не способна победить другую, не понеся при этом неприемлемых для себя потерь (даже если исключить фактор применения ядерного оружия). Именно это обстоятельство побуждает их перейти к мирным переговорам, исход которых, впрочем, совершенно неясен.

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

20 апреля 2018 14:58 992
0
0