Всемирный интерес к освоению Арктики,
возникший в связи с ее частичным таянием, затронул отнюдь не только те восемь
стран, которые имеют арктические территории и акватории. Морские коммуникации
через Арктику, возможность добычи полезных ископаемых и биоресурсов в
арктических морях нужны многим государствам. Вполне ожидаемо, что наибольшую
активность среди этих «многих» проявляет Китай.
В январе 2018 г. Пекин обнародовал
«Белую книгу» о своей арктической стратегии. Уже в самом начале документа ясно
говорится о том, что Китай для Арктики «не чужой». «Обстановка в Арктике в настоящее время выходит за рамки своих
первоначальных отношений межарктических государств или регионального характера,
и имеет жизненно важное значение для интересов государств за пределами региона
и интересов международного сообщества в целом, а также для выживания, развития
и общего будущего человечества. Данный вопрос имеет глобальные последствия и
влияние на международном уровне. Как ведущая страна по развитию общества с
прицелом на общее будущее человечества, Китай, не жалея своих сил, активно
занимается и участвует в разработке и финансированию арктических отношений, а
также развитию арктического региона».
Далее Китай конкретизирует: «Государства за пределом Арктического региона не имеют
территориального суверенитета в Арктике, но у них есть права в отношении
научных исследований, судоходства, авиаперелетов, рыболовного промысла,
прокладки подводных кабелей и трубопроводов в открытом море и других
соответствующих морских районах Северного Ледового океана, а также права на
разведку и освоение ресурсов в Особой Зоне в соответствии с такими нормативными
актами, как ЮНКЛОС (Конвенция ООН по морскому праву) и
общее международное право».
После этого Пекин переходит к
собственной роли в арктических делах.
«Географически Китай является «приарктическим государством», одним из
континентальных государств, наиболее близко расположенным к Северному полярному
кругу. Природные условия Арктики и их изменения оказывают непосредственное
влияние на климатическую систему и экологическую среду Китая и, в свою очередь,
на его экономические интересы в сельском, лесном хозяйстве, рыболовстве,
морской промышленности и других секторах».
Считать Китай «приарктическим
государством» довольно смело. Тогда «приарктическими» являются, например,
Казахстан, Белоруссия, Польша, Германия, не говоря уже о странах Балтии. Никто
из них, однако, на такое звание не претендует. Но современный Китай уже перешел
в то качество, когда он «с кем хочет, с тем и граничит».
«Китай пользуется свободой или правами на научные исследования, судоходство,
авиаперелеты, рыболовство, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также
разведку и освоение ресурсов в открытом море, Особой Зоне и других
соответствующих морских районах и некоторых особых районах Северного Ледовитого
океана, как это предусмотрено в таких нормативных актах, как ЮНКЛОС и
Шпицбергенский договор, а также общее международное право. Будучи постоянным
членом Совета Безопасности ООН, Китай занимает важную миссию совместного
содействия миру и безопасности в Арктике. Использование морских путей, разведка
и освоение ресурсов в Арктике может оказать огромное влияние на энергетическую
стратегию и экономическое развитие Китая, который является крупнейшей торговой
страной и потребителем энергии в мире. Ожидается, что капитал, технологии,
рынок, знания и опыт Китая будут играть важную роль в расширении сети
судоходных маршрутов в Арктике и в содействии экономическому и социальному
прогрессу прибрежных государств вдоль маршрутов. Китай имеет общие интересы с
арктическими государствами и общее будущее с остальным миром в Арктике».
Здесь налицо характерная для Китая
риторика – трактовать действия в собственных интересах как направленные на
некое «общее благо». Впрочем, Китай уже завоевал право разговаривать с миром
именно так.
«Членство Китая в Международном арктическом научном комитете в 1996 году
ознаменовало его более активное участие в научных исследованиях в Арктике. С
1999 года Китай организовал ряд научных экспедиций в Арктике, а в качестве
платформы - исследовательское судно Xue Long (Снежный Дракон). В 2004 году
Китай построил арктическую станцию Желтая река в Новом Олесунде на архипелаге
Шпицберген. К концу 2017 года Китай осуществил восемь научных экспедиций в
Северном Ледовитом океане и 14 лет провел исследования на станции Желтая река в
качестве базы. Используя свое исследовательское судно и станции в качестве
платформ, Китай постепенно создал многодисциплинарную систему наблюдения,
охватывающую море, лед и снег, атмосферу, биологическую и геологическую систему
Арктики. В 2005 году Китай стал первой азиатской страной, которая провела
Неделю Арктического научного саммита, конференцию высокого уровня по
арктическим отношениям. В 2013 году Китай стал аккредитованным наблюдателем в
Арктическом Совете. В последние годы китайские компании начали изучать
коммерческие возможности, связанные с арктическими судоходными маршрутами.
Деятельность Китая в Арктике вышла за рамки научных исследований и
распространилась на различные области арктических вопросов, включая платформы
системы глобального управления, регионального сотрудничества, двусторонних и
многосторонних отношений, а также такие дисциплины, как научные исследования,
экологическая среда, изменение климата, экономическое развитие и культурные
обмены. Будучи важным членом международного сообщества, Китай сыграл
конструктивную роль в разработке международных правил, связанных с Арктикой, и
развитии своей системы управления. Экономический пояс «Шелковый путь» и
«Морской шелковый путь 21-го века» (инициатива «Пояс и Путь»), важная
инициатива сотрудничества Китая, предоставят возможность заинтересованным
сторонам совместно построить «Полярный шелковый путь» и обеспечить связь и устойчивое
экономическое и социальное развитие Арктики».
Здесь Китай демонстрирует системность
своего подхода к освоению Арктики и подчеркивает, что он в этот регион уже
пришел всерьез и надолго (т.е., видимо, навсегда). Особого внимания включение
Арктики в «Шелковый путь» вплоть до строительства «Полярного шелкового пути».
Этот «путь» уже стал идеологической основой всей современной китайской
геополитики, практически синонимом ее внешней и внешнеэкономической политики. И
Арктику, соответственно, «путь» не обойдет. Что подчеркивается и развивается
дальше: «Китай выступает за неуклонное развитие
международного сотрудничества в Арктике. Он работает над укреплением такого
сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс и один путь» в соответствии с
принципом широких консультаций, совместного участия и общих выгод, а также
подчеркивает координацию политики, взаимодействие с инфраструктурой,
беспрепятственную торговлю, финансовую интеграцию и более тесные связи между
людьми. Конкретные шаги в области сотрудничества включают координацию стратегий
развития с арктическими государствами, поощрение совместных усилий по созданию
синего экономического коридора, связывающего Китай и Европу через Северный
Ледовитый океан, расширение арктической цифровой связи и создание глобальной
инфраструктурной сети. Китай надеется работать на общее благо всех сторон и
дальнейшие общие интересы через Арктику».
«Политические цели Китая в Арктике: понимать, защищать, развивать и
участвовать в системе управления Арктикой, с тем чтобы обеспечить общие
интересы всех стран и международного сообщества в Арктике и содействовать
устойчивому развитию Арктики». Т.е. Пекин совершенно четко заявляет,
что будет участвовать в системе управления Арктикой. «Соблюдая свои интересы, Китай будет уделять должное
внимание интересам других стран и более широкого международного сообщества, учитывать
важность защиты и развития Арктики и надлежащего баланса своих текущих и
долгосрочных интересов, с тем чтобы содействовать устойчивому развитию Арктики». Как
говорится, «и на том спасибо».
«Арктические судоходные маршруты включают Северо-Восточный проход,
Северо-Западный проход и Центральный проход. В результате глобального
потепления арктические судоходные маршруты, вероятно, станут важными
транспортными маршрутами для международной торговли. Китай уважает
законодательные, правоприменительные и судебные полномочия арктических
государств в водах, находящихся под их юрисдикцией. Китай считает, что
управление арктическими судоходными маршрутами должно осуществляться в
соответствии с договорами, включая ЮНКЛОС и общим международным правом, и что
свобода судоходства, которой пользуются все страны в соответствии с законом и
их правами на использование арктических морских путей, должна быть обеспечена.
Китай считает, что споры вокруг арктических морских путей должны быть
надлежащим образом урегулированы в соответствии с международным правом.
Китай надеется сотрудничать со всеми сторонами в создании «Полярного
Шелкового пути» путем развития арктических морских маршрутов».
«Северо-Восточный проход» - это наш
Севморпуть. Наряду с США, Китай является важнейшим сторонником
интернационализации Арктики в плане судоходства. Взгляды Вашингтона и Пекина
кардинально расходятся со взглядами Москвы и Оттавы, которые считают Севморпуть
и Северо-Западный проход соответственно своими внутренними водами. По мнению
Китая и США, Россия и Канада имеют право только на свои 12-мильные
территориальные воды, за их пределами можно осуществлять свободное судоходство.
В частности – для кораблей ВМС США и ВМС НОАК.
«Китай уважает суверенные права арктических государств на нефтяные, газовые
и минеральные ресурсы в районах, находящихся под их юрисдикцией в соответствии
с международным правом, и уважает интересы жителей региона. Он требует, чтобы
его предприятия соблюдали законы соответствующих государств и проводили оценки
рисков для разведки ресурсов, и поощряет их участие в разработке нефтяных,
газовых и минеральных ресурсов в Арктике путем сотрудничества в различных
формах и при условии надлежащей защиты экологической среды Арктики».
То, что китайские предприятия будут
добывать в Арктике нефть и газ, для Пекина очевидно. Но пока еще ему не
обойтись без согласования этой добычи с теми, кому нефть и газ принадлежат.
Говорится в «Белой книге» о конкретных
отношениях Китая с арктическими и неарктическими странами.
«Китай предлагает наладить партнерские отношения между арктическими и
неарктическими государствами и провел двусторонние консультации по арктическим
отношениям со всеми арктическими государствами. В 2010 году Китай и Соединенные
Штаты создали ежегодный диалоговый механизм для двусторонних диалогов по
морскому праву и полярным вопросам. С 2013 года Китай и Россия ведут диалоги по
вопросам Арктики. В 2012 году Китай и Исландия подписали Рамочное соглашение о
сотрудничестве в Арктике, которое стало первым межправительственным соглашением
по арктическим вопросам между Китаем и арктическим государством. Китай также
ценит сотрудничество с другими неарктическими государствами. Он провел
двусторонние диалоги по морскому праву и полярным проблемам с Великобританией и
Францией. В 2016 году Китай, Япония и Республика Корея начали трехсторонние
диалоги высокого уровня по вопросам Арктики в целях содействия обмену
информацией о политике, практике и опыте в области международного
сотрудничества, научных исследований и коммерческого сотрудничества в Арктике».
Как видно, роль России в арктической
стратегии КНР, мягко говоря, не главная. А на первом месте для Пекина всегда
его отношения с Вашингтоном.
В «Белой книге» имеет место множество
отсылок к нормам международного права и к проблемам сохранения окружающей среды
в Арктике. Общий тон документа – предельно примирительный. Но через ее
отдельные положения очень явно просматривается китайская Стратагема № 10:
«Скрывать за улыбкой кинжал» (или в другой формулировке «Во рту мед, а за
пазухой меч»).
Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного
анализа