Желание Вашингтона «не мытьем, так катаньем» переиграть
Россию в Сирии может побудить его спровоцировать целый ряд войн на нашей
периферии. На возможность одной из таких потенциальных войн из США уже
последовали некоторые довольно прозрачные намеки.
Речь идет о замороженном 24 года назад, но так и не
урегулированном конфликте в Нагорном Карабахе. Урегулировать его мирным
путем, на самом деле, совершенно невозможно из-за взаимоисключающих позиций
сторон, а вот его возвращение в
«горячую фазу» возможно в любой момент. Вашингтон (как и Москва) на словах
выступает за это самое совершенно невозможное мирное урегулирование, но
прекрасно понятно, что в реальности его совсем не волнует судьба ни Армении, ни
Азербайджана.
Своими последними
успехами в Сирии Россия в значительной степени обязана созданием коалиции
Москва – Тегеран – Анкара. При этом ясно, что Анкара является в ней самым
слабым звеном. Москва и Тегеран с начала конфликта и до нынешнего момента были
и остаются на стороне Асада, Турция до 2016 г. была его главным противником и
самым надежным тылом для всех группировок, воюющих против Асада (включая
«ан-Нусру» и «Исламский халифат»). Но Эрдоган решил, что попытка военного
переворота в Турции в июле 2016 г. была организована США (так это или нет – до
сих пор неясно). И в результате оказался в противоположном лагере, где,
откровенно говоря, «пляшет под чужую дудку», работая на Дамаск, Москву и
Тегеран (как ни странно, это относится даже к его операциям против курдов на
сирийской территории). Причем его отношения с США обострились за это время до
предела (из-за расхождений, как раз, по курдской проблеме). И «перевербовать»
Эрдогана обратно Вашингтону можно будет именно через возобновление войны в Карабахе,
в которой Турция автоматически и без вариантов поддержит Азербайджан. Москва же
окажется в тяжелейшей ситуации.
В последние примерно
пять лет Москва делала вид, что «не замечает» факта существования непримиримого
армяно-азербайджанского конфликта. И продала для ВС Азербайджана
огромное количество новейшей боевой техники, которая может быть использована
Баку с единственной целью – для войны за возвращение Нагорного Карабаха. За
которым стоит Армения, наш союзник по ОДКБ. Если армяно-азербайджанская война
возобновится всерьез (а не на три дня, как два года назад), у России будет два
варианта действий. Либо начать войну против Азербайджана, встретившись в бою с
только что проданными ему нами же Т-90, БМП-3, БТР-82А, ТОС-1А, «Смерчом», а
заодно пойти на полный разрыв с Турцией (вплоть до возможности прямой войны еще
и с ней, причем под удар ВС Турции попадут наши изолированные
группировки – в Армении и Сирии). Либо прямо и откровенно предать союзника,
получив самый сокрушительный удар по своему имиджу, как минимум, за ХХI в., если не за весь постсоветский период. За
ударом по имиджу всегда неизбежно следует подрыв и утрата геополитических
позиций, особенно – на постсоветском пространстве, которое Москва считает зоной
своих особых интересов. Про такие варианты можно сказать известной фразой: «Оба
хуже».
Теоретически
возможен, конечно, третий вариант, как бы самый благоприятный. Если Азербайджан
наносит удар только по НКР, не трогая собственно Армению, а поддержка
Азербайджана Турцией остается чисто политической, но не военной, Москва может
сделать вид, что она здесь не причем, ведь ее союзником по ОДКБ является
Армения, но не НКР, которая официально не признана никем, включая саму Армению.
Но этот вариант окажется благоприятным для нас только в одном случае – если
Азербайджан потерпит очередное полное военное поражение, не сумев вернуть не
только весь Карабах, но хоть сколько-нибудь заметную его часть (в апреле 2016
г. он уже «отгрыз» у армян около одного квадратного километра территории, но
всерьез считать это успехом никак нельзя). Если Азербайджан одержит хотя бы
частичную победу, захватив, например, треть ранее утраченных земель в НКР и
вокруг нее, отношения между Москвой и Ереваном испортятся радикально, станет
предельно ясна полная виртуальность ОДКБ. Т.е. нам надо надеяться на воинскую
доблесть солдат и офицеров ВС Армении и НКР, которая, однако, может
оказаться бесполезной, если у них возникнут проблемы с оружием и боеприпасами.
И тогда, как минимум, мы должны будем начать поставки всего этого Армении, тем
самым уже нарушив нейтралитет. Кроме того, подобные поставки будут крайне
затруднены в чисто географическом смысле, они возможны лишь кружным путем через
Иран, который еще должен будет на это согласиться. А если при этом удар со
стороны США и аравийских монархий будет нанесен еще и по самому Ирану, ситуация
для нас окажется совсем печальной.
Добиться возобновления карабахской войны, разумеется, можно лишь спровоцировав на нее Баку (Еревану и Степанакерту война совершенно не нужна, их вполне устраивает статус-кво). Ради этого Вашингтону придется «забыть» многочисленные «наезды» на азербайджанские власти по поводу нарушения ими прав человека. Нет сомнений, что подобная «забывчивость» проблемой для США не будет. Но вот в Баку могут решить, что в данный момент страна к войне не готова (скорее всего, это действительно так, Азербайджан пока не достиг над армянской стороной преимущества, гарантирующего победу). Т.е. надо надеяться на торжество здравого смысла. Не исключено, что в Баку его гораздо больше, чем в Вашингтоне.
Александр Храмчихин
заместитель директора
Института политического и военного анализа