Тропическая Африка
Тропическая Африка
Последний рубеж колониализма

На юге Африки, на границе с ЮАР, колониализм продержался дольше всего. Но, разумеется, стоять вечно он не мог.

Зимбабве, называвшаяся тогда Южной Родезией, провозгласила независимость от Великобритании примерно в те же годы, что и вся Африка – в середине 60-х. Но если во всех остальных бывших колониях к власти пришли коренные африканцы, то Южная Родезия стала «второй ЮАР», где у власти осталось белое меньшинство. Лондон ее независимость не признал, а в самой стране началась партизанская война. Несмотря на поддержку ЮАР, руководство Родезии, в конце концов, не выстояло. В 1980 г. страна обрела «настоящую независимость» под властью черного большинства.

От бывшей метрополии армия Южной Родезии и ВС Зимбабве на раннем этапе своего существования получили бронеавтомобили «Феррет», бомбардировщики «Канберра», истребители «Хантер» и учебные самолеты «Хок». Из Франции за тот же период пришло несколько легких самолетов и вертолетов. В незначительных количествах поступали на вооружение также итальянские буксируемые орудия, вертолеты и учебные самолеты, немецкие БТР, бразильские бронеавтомобили, испанские транспортные самолеты. Из ЮАР было получено (еще Южной Родезией) до 90 бронеавтомобилей «Иланд», 20 легких самолетов и до полусотни вертолетов «Алуэтт».

Независимая Зимбабве провозгласила социалистическую ориентацию, но ориентировалась ее новая власть на Пекин. С начала 80-х именно он стал главным экспортером вооружений в эту страну. В 80-е гг. Хараре получил от Пекина более 30 танков Туре 59/69, не менее 30 БТР, полтора десятка истребителей J-7 (МиГ-21). Кроме того, в конце существования ЧССР эта страна продала Зимбабве 58 РСЗО RM-70 (последние 6 из них пришли уже из Чехии).

На протяжении почти всех 90-х Зимбабве, как и большинство африканских стран, никакого оружия не покупала. В конце 90-х она приобрела 23 бронеавтомобиля во Франции, 12 САУ 2С1 в Словакии, 60 120-мм минометов в Болгарии, дополнительные 6 учебных самолетов SF-260 в Италии, транспортный самолет Ан-12 на Украине и 6 боевых вертолетов Ми-35 в России. При этом страна приняла активное участие в дележе Заира/ДРК.

В начале ХХI в. в стране, по сути, начался «мягкий геноцид» белого населения (в первую очередь – фермеров), у которых насильственно изымали имущество, особенно землю. Это привело к практически полной международной изоляции Хараре. В этих условиях оружие в Зимбабве поставлял только Китай. В 2004-2006 гг. страна получила от него 20 БТР Туре 85 и 12 учебных самолетов К-8.

Однако по результатам разорения белых в Зимбабве начался острейший экономический кризис с гиперинфляцией и полным исчерпанием золотовалютных резервов. В таких условиях уже и Китай не видел смысла вооружать эту страну. Перспективы Зимбабве вообще и ее армии в частности, мягко говоря, неочевидны.

Западный сосед Зимбабве Ботсвана стала ее полным политическим антиподом. Получив независимость «когда положено», т.е. в середине 60-х, она избежала внутренних потрясений и почти не втянулась в противостояние южноафриканских государств с ЮАР. Наличие крупных месторождений алмазов сделали ее одной из наиболее благополучных стран Тропической Африки.

При этом в 70-е гг. от бывшей метрополии Великобритании и от США ВС Ботсваны получили лишь небольшое количество легких самолетов. В 80-е у страны появилась первая бронетехника (американские БТР V-150 и советские БТР-60ПБ, а также английские бронеавтомобили «Шорланд»), первая артиллерия (британские 105-мм орудия L-118), первые ПТРК (американские «Тоу»), первые наземные средства ПВО (советские ПЗРК «Стрела-2» и американские зенитные орудия М167). Также начались закупки французских легких вертолетов AS350, швейцарских учебных самолетов РС-7, испанских транспортных самолетов CN-235.  

Если подавляющее большинство стран Тропической Африки в 90-е гг. не закупало никаких вооружений, Ботсвана в этот период лишь расширяла военный импорт с точки зрения как номенклатуры закупаемой техники, так и географии импортеров. Она купила около 20 истребителей F-5 в Канаде, 8 БРМ RAM и 5 орудий М-68 в Израиле, 3 транспортных самолета С-130 и 9 разведывательных О-2 в США, 2 транспортных самолета С-212 в Испании, 20 легких танков «Скорпион», 6 БТР «Спартан», дополнительные 15 орудий L-118, 5 ПЗРК «Джавелин» в Великобритании и до 50 ПЗРК «Игла-1» в России.

В ХХI в. укрепление военного потенциала Ботсваны продолжилось. Из Австрии поступили 20 легких танков SK-105 «Кирасир». Из Франции пришли дополнительные вертолеты AS350, а также ПТРК «Милан» и ПЗРК «Мистраль». С Украины поступило до 100 ПЗРК «Стрела-3». В Испании были куплены дополнительные CN-235, в Швейцарии – РС-7. Кроме того, в Швейцарии были приобретены 45 БТР «Пирана-3».

Расположенная еще дальше на запад Намибия (она уже выходит к Атлантике) стала последней деколонизированной страной Африки. До Первой Мировой она принадлежала Германии, затем перешла к Великобритании в лице ее южноафриканского доминиона. После обретения ЮАР независимости Намибия стала уже ее колонией. Партизанская война за независимость Намибии, по сути, стала составной частью войны в Анголе. Поражение ЮАР в этой войне принесло Намибии независимость, которая была провозглашена в 1990 г. Особых потрясений в короткой истории независимой Намибии не было, при этом она, как и Ботсвана, обладает большими запасами полезных ископаемых.

Главным поставщиком вооружений для ВС Намибии стал Китай. От него страна получила более 30 БТР WZ-523, 12 истребителей J-7NM, 2 транспортных самолета Y-12 и 4 учебных К-8, 2 боевых вертолета Z-9 и патрульный корабль.

24 орудия G-2 и 8 бронеавтомобилей RG-32 поступили в Намибию из ЮАР, 6 легких разведывательных самолетов О-2 – из США, 7 многоцелевых вертолетов SA315/316 – из Индии. По два ударных вертолета Ми-24 и многоцелевых Ми-8 были приобретены в Ливии, еще два Ми-8 – в Молдавии. Два сторожевых корабля были куплены в Бразилии.

Серьезных закупок вооружений от стран Южной Африки в настоящее время ожидать не приходится, хотя у Ботсваны и, в меньшей степени, у Намибии определенные возможности в этом плане есть. Но они не очень велики, да и желание их реализовывать тоже невелико.

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа

09 августа 2018 15:50 1137
0
0