Локальные войны после 1945
Локальные войны после 1945
Пожирание гиганта
Демократическая республика Конго (она же Заир) находится в центре Африки. Эта страна занимает 11-е место в мире по размерам территории (2,3 млн. кв. км) и 19-е – по численности населения (75,5 млн. человек). Она располагает огромными природными богатствами и, соответственно, могла бы быть, как минимум, самой развитой страной в Африке. Однако общая искусственность страны, состоящей из множества различных племен, и сильнейшая коррупция сделать этого не позволили. Искусственность и коррупция характерны практически для всех стран Тропической Африки, но в огромном и потенциально богатейшем Заире их проявление стало особенно показательным. С 1965 года этой страной правил диктатор Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду Ва За Банга, свергший знаменитого в 60-е гг. Патриса Лумумбу.
В 1994 году в соседней с Заиром Руанде произошел геноцид народности тутси, до миллиона представителей которой было уничтожено представителями народности хуту. Тем не менее, тутси сумели захватить власть в Руанде, после чего до миллиона хуту, опасаясь ответного геноцида, бежали в Заир. Здесь жили свои тутси (местное название – баньямуленге), поэтому война между двумя народами тоже «переехала» в Заир. Мобуту решил поддержать хуту и с их помощью выдавить из страны традиционно нелояльных ему баньямуленге. В ответ те в октябре 1996 года подняли массовое восстание. Его возглавил Лоран Кабила, бывший сподвижник Лумумбы, воевавший вместе с Че Геварой. Ему удалось объединить еще несколько местных народов. На помощь повстанцам пришли армейские части Руанды, хотя официально эта страна в войне не участвовала.
Руанда занимает 144-е в мире место по размерам территории (26,3 тыс. кв. км, т.е. почти в 100 раз меньше Заира) и 73-е по населению (12 млн. человек). Мягко говоря, невелика была и руандийская армия (по крайней мере, значительно меньше заирской). Но и потенциал заирской армии совершенно не соответствовал масштабам страны. Кроме того, реальный потенциал ВС Заира был в разы меньше «бумажного», поскольку из-за всё той же коррупции и общего низкого уровня боевой подготовки армия была практически небоеспособна. Поэтому повстанцы совместно с руандийцами почти беспрепятственно захватили восток Заира. Вскоре к ним неофициально присоединилась Уганда, нелояльные племена которой вели партизанскую войну с заирской территории. По размерам и военному потенциалу Уганда ненамного больше Руанды, но правительственным войскам Заира стало совсем плохо.
Бойцы ЧВК "Executive Outcomes"
Мобуту понял, что единственным шансом на спасение является привлечение наемников. Знаменитая южноафриканская ЧВК Executive Outcomes, впрочем, воевать на его стороне отказалась (видимо, поняв, что дело безнадежно и не надо портить репутацию). Тем не менее, удалось сформировать «Белый легион» из 300 европейских наемников, большинство из которых были сербами. Основу ударной мощи легиона составили 4 боевых вертолета Ми-24, купленных на Украине вместе с летчиками. В начале 1997 году легионеры сумели нанести повстанцам несколько локальных поражений, но это не могло изменить общей ситуации из-за тотального развала заирской армии. В конце марта «Белый легион» был распущен.
Интересно, что с другой стороны тоже воевали наемники, в т.ч. другая знаменитая ЧВК – американская MPRI, годом ранее обеспечившая разгром Хорватией Сербской Краины. Кроме того, весной в заирскую войну вмешалась Ангола, где на тот момент еще не закончилась собственная гражданская война. Правительство Анголы поддержало Кабилу, а оппозиционная УНИТА – Мобуту. Впрочем, последнему помогать было уже поздно. В середине мая 1997 года повстанцы, пройдя с востока на запад всю огромную страну с крайне слаборазвитой дорожной сетью, взяли столицу Киншасу. Мобуту бежал в Марокко, где в том же году умер. Кабила провозгласил себя президентом и вернул стране прежнее (при Лумумбе) название – Демократическая республика Конго (ДРК).
Счастье в страну, однако, не пришло. Проигравшие хуту начали партизанскую войну. Составленная из многих племен коалиция победителей быстро распалась. Провалилась попытка интегрировать повстанческие отряды с остатками заирской армии. В августе 1998 года баньямуленде-тутси подняли мятеж против Кабилы. Ситуация двухгодичной давности начала повторяться, только теперь в панике бежали войска Кабилы. На стороне мятежников вновь были Руанда и Уганда, а также Бурунди и остатки сторонников Мобуту. Кабилу же повторно поддержала Ангола, а также Зимбабве, Намибия и даже не граничащий с ДРК Чад, чей контингент профинансировал Каддафи. У всех стран, вмешавшихся в конфликт внутри ДРК, интересы были чисто экономические – они хотели дорваться до месторождений нефти, алмазов, кобальта, меди, коими так богата заирская земля. Из-за столь активного иностранного вмешательства война была названа западными СМИ «Первой Мировой войной Африки».
Бойцы американской ЧВК "MPRI"
С определенного момента именно иностранцы и воевали между собой на территории ДРК, местные силы оказались «в обозе» интервентов. Наиболее боеспособной из иностранных армий, вторгшихся в ДРК, была ангольская. Но поскольку в самой Анголе гражданская война тогда еще не закончилась, ее контингент в соседней стране был очень небольшим (не более 3 тыс. чел.) и решить исход войны не мог.
В августе 1999 года не поделив заирские алмазы, начали воевать между собой Руанда и Уганда. Пользуясь этим, Кабила лихорадочно закупал оружие, в основном – на Украине, в Китае и КНДР. Самым интересным его приобретением стали 10 грузинских штурмовиков Су-25 (хотя сама Грузия испытывала острый дефицит боевых самолетов и закупала аналогичные штурмовики в странах Восточной Европы). В 2000 году в стране появились войска ООН, столь же бесполезные, как и везде, где они присутствуют.
Штурмовик Су-25 ВВС Грузии
В январе 2001 года Кабила был убит своими соратниками. Впрочем, новым президентом стал сын убитого. Война продолжалась, хотя с уже гораздо меньшей интенсивностью, поскольку воюющие стороны иссякли. В мае 2003 года в нее вмешалась Франция, разместившая свой контингент в Уганде. В июне наконец-то было подписано соглашение о выводе из ДРК всех иностранных войск и создании коалиционного правительства Кабилы-младшего с различными повстанческими группировками.
На этом война, продолжавшаяся почти 7 лет, формально закончилась. В ходе нее погибло не менее 4 млн. человек, что на самом деле сопоставимо с Первой Мировой войной. Впрочем, в июне 2004 года случился новый мятеж тутси, который удалось подавить лишь к началу 2009 года. На территории ДРК до сих пор находится самый большой из ныне действующих контингентов ООН (свыше 20 тыс. человек), что не делает его менее бесполезным, чем другие контингенты ООН.
Боевой вертолет Ми-24 ВВС Украины
Несмотря на гигантские жертвы данная война почти неизвестна, что подтверждает давно известный факт: несмотря на всемирную эпидемию политкорректности, африканцы остаются людьми второго (если не третьего) сорта по сравнению с жителями других континентов. При этом в описанных событиях очень много поучительного. Например, хуту и тутси – очень близкие народы, примерно как русские и украинцы. Тем не менее, они сумели довести себя до столь дикого взаимного ожесточения. Еще более поучительна судьба Заира – ДРК – потенциально мощнейшей страны, которая сама себя довела до состояния поля боя за собственные природные ресурсы между соседними странами, в т.ч. буквально микроскопическими. То, что подобная трагедия происходила в Африке, отнюдь не означает, что от подобной судьбы гарантированы государства, расположенные на других материках.
Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа
11 августа 2014 09:30
28100