Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
Террористы против радикалов

Государственное устройство в провозглашенной в 1943 году Ливанской республике было основано на идее справедливого распределения государственных постов и представительных должностей между конфессиями при сохранении привилегий христианской маронитской общины и укреплении позиций богатой суннитской общины. Глава страны (президент) стал избираться из маронитской общины, премьер-министр – из суннитской общины, а председатель парламента – из шиитской общины. В то время доля суннитов в населении Ливана составляла около четверти, шиитов – менее одной пятой. Сейчас доля шиитов составляет от 30% до 40%, суннитов – около 30% населения Ливана, но распределение постов во власти осталось прежним. «Хезболла» является выразителем интересов шиитской общины, которая оказалась в роли наиболее «обделенной». Кроме того, важнейшую задачу «Хезболла» видит в борьбе против Израиля. В связи с этим партия имеет «особые» отношения с Ираном. В Израиле, а также в США и странах ЕС «Хезболлу» считают террористической организацией.

«Хезболла» представляет собой «государство в государстве», огромную корпорацию, чьи активы принадлежат всей партии, а не отдельным лицам. В распоряжении партии имеются политбюро, юридический совет, совет по делам парламента, исполнительный совет, совет по джихаду. У партии собственные специальные службы, обеспечивающие безопасность в кварталах и населенных пунктах шиитской общины, также есть собственный совет безопасности. Основной ударной военной силой является Исламское Сопротивление, которым руководит лично генеральный секретарь. Эти вооруженные формирования по боевому потенциалу ненамного уступают, а по уровню боевой подготовки значительно превосходят ВС Ливана, при этом не подчиняются его центральной власти. На вооружении «Хезболлы» имеется, как минимум, 1 танк Т-72, значительное количество танков Т-55, БМП-1, БТР М-113 (на некоторые из них установлены советские зенитные установки ЗПУ-2 и ЗУ-23-2, в результате получились импровизированные ЗСУ), МТЛБ, САУ 2С1, многочисленные ПТРК различного типа (от «Малютки» до «Тоу», «Метиса» и «Корнета»), в т.ч. на автомобильном шасси, зенитные орудия (кроме тех же ЗУ-23-2) КС-1 и КС-19, а также ЗСУ-57-2, иранские тактические ракеты «Фатех-110» и ПКР С-802. И, разумеется, огромное количество пехотного оружия (стрелкового и РПГ). Вооружение и техника частично получены из состава ВС Сирии и ВС Ирана, частично захвачены у армии Ливана, бывшей Армии Южного Ливана и у ВС Израиля. Численность личного состава достигает 10 тыс. чел.

«Хезболла» обладает не только значительными военными возможностями, но и различными экономическими структурами. В частности, партия владеет строительной компанией «Организация строительного джихада» («Му’ассасат Джихад аль-Бина»), занимающейся строительством, электрификацией и обеспечением питьевой водой. Партия создала организации и фонды, занимающиеся вопросами, связанными с семьями шахидов (погибших на войне), с инвалидами, ранеными и др.

Важнейшими составляющими практического функционирования партии являются больницы и поликлиники, предоставляющие бесплатную медицинскую помощь своим членам и дешевое обслуживание всем категориям граждан, не только шиитам. В условиях отсутствия в Ливане бесплатного государственного медицинского обслуживания, больницы и поликлиники, принадлежащие партии, пользуются широким спросом.

Помимо специализированных религиозных учебных заведений, партия содержит общеобразовательные школы, техникумы и ВУЗы, такие как Технический институт им. Великого Пророка, Технический институт им. сейида Аббас аль-Мусауи, Институт им. сейидат аз-Захра, институт им. Сейида Рагиб Харб и Исламский институт по шариату.

«Хезболла» является владельцем телевизионного канала «аль-Манар», четырех радиостанций, пяти печатных изданий. Безусловно, особую роль в формировании образа «Хезболлы» сыграл телеканал «аль-Манар», который стал «официальным лицом» партии, демонстрируя ее достижения, в частности, в области вооруженной борьбы с Израилем. Телеканал сыграл большую роль в разрушении образа «грозного и непобедимого Голиафа» в лице израильской армии во время июльской войны 2006 г., оказавшейся весьма успешной для «Хезболлы» и, соответственно, неудачной для Израиля.

Поначалу «Хезболла» сохраняла нейтралитет в отношении гражданской войны в Сирии, но затем (видимо, по прямому приказу из Тегерана) начала воевать на стороне правительственных сил этой страны. Хорошо обученные и мотивированные бойцы «Хезболлы» добились значительных успехов в борьбе с суннитскими радикалами («Аль-Каидой» / «Ан-Нусрой», «Исламским халифатом», «Исламским фронтом», «Ахрар-аш-Шам» и др.), но и потери понесли весьма значительные (до 2 тыс. чел. убитыми).

Активность «Хезболлы» в Сирии вызывает крайнее недовольство Израиля, чьи ВВС регулярно наносят удары по ее позициям как на сирийской, так и на ливанской территории. Но группировка не собирается прекращать свою деятельность, а Дамаск и Тегеран не собираются отказываться от ее помощи. Москва не считает «Хезболлу» террористической организацией, тем более что сейчас группировка оказалась нашим прямым военным союзником. Антиизраильскую деятельность «Хезболлы» Россия, разумеется, не поддерживает ни в какой форме, но и основанием для разрыва не считает, что вполне понятно. Терроризм «Хезболлы» носит «местечковый» характер, он направлен только против Израиля. Цель суннитского терроризма – весь мир. Уже поэтому «Хезболла» – меньшее из двух зол. А если она очень активно и успешно борется с большим злом, то клеймить ее, как минимум, странно. Тем более что Израиль уж как-нибудь справится с этой угрозой. 

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа
15 сентября 2017 11:40 1125
0
0