Флот
Флот
Рабочие лошадки флотов

Эсминцы «Орли Берк»

Надводные корабли по определению составляют основу большинства флотов. Впрочем, сегодня не только крейсера, но и эсминцы, окончательно превратились из «рабочих лошадок» ВМС в «предмет роскоши». Более того, в настоящее время класс крейсеров, повторив судьбу линкоров, заканчивает свое существование. Можно предполагать, что уже к 2040 г. ни одного крейсера в мире не останется. При этом именно крейсера – американские типа "Тикондерога" (начиная с 6-го в серии из 27 единиц) – стали основоположниками нового направления в развитии надводных неавианосных кораблей. Принципиально новые возможности этим кораблям придали наличие системы "Иджис" и УВП Мк41, позволяющие запускать практически одновременно 122 ракеты трех классов и множества модификаций. Последовавшие за ними эсминцы "Орли Берк", коих сейчас введено в строй 62, а всего будет от 75 до 99, превратили эти классы кораблей в составе ВМС США из "охранников авианосцев" в самостоятельную чрезвычайно мощную универсальную боевую силу. Развить тенденцию американцы попытались футуристическими эсминцами типа "Замволт", ориентированными практически исключительно на борьбу против берега, но те оказались слишком дорогими, поэтому их будет построено всего 3 вместо планировавшихся 32.

По американскому пути двинулись страны того региона, куда сейчас перемещается из евроатлантического пространства основная военная мощь – Восточной Азии (и "примкнувшей к ним" Индии). В результате самым сильным в мире неавианосным надводным кораблем является сейчас отнюдь не "Тикондерога" и не "Петр Великий", а "Сэджон Великий". Республика Корея за очень короткий срок построила для своих ВМС 12 новейших эсминцев, наиболее мощными из которых стали 3 корабля типа KDX-3 ("Сэджон Великий" – головной из этих трех). Эти корабли, оснащенные системой «Иджис», имеют на вооружении УВП на 80 ЗУР "Стандарт", 32 КРМБ "Хюнму-3" (сравнимы по ТТХ с «Томагавком», хотя имеют меньшую дальность полета) и 16 ПЛУР "Ред Шарк", а также (отдельно) 4х4 ПУ ПКРК "Хэсон". Следует отметить, что все эти ракеты, кроме "Стандартов" – собственной разработки, хотя и с американским влиянием. Таким образом, на УВП корабля размещается 128 ракет+16 ПКР в контейнерных ПУ.

Эсминец типа "Мурасамэ"

Огромным флотом эсминцев (более 40 единиц) обладает Япония. Наиболее современными из них являются 4 типа "Конго" и 2 типа "Асаго", оснащенных системой "Иджис" и УВП Мк41, а также 9 типа «Мурасамэ» и 5 типа «Таканами».

Впрочем, в обозримом будущем по количеству эсминцев Японию обойдет Китай, который закончил эксперименты с разными вариантами кораблей этого класса (сейчас у него 25 эсминцев семи разных типов) и перешел к массовому строительству эсминцев усовершенствованного проекта 052С, за которым последуют 052D. Сейчас строится одновременно, как минимум, 6 кораблей этих типов, а сколько будет всего – можно лишь догадываться. Эти корабли имеют на вооружении КРМБ HN-2 и С-805, ПКР YJ-62, а также ЗРК HНQ-9. Интересно, что первые два эсминца пр. 052С имели на вооружении российский ЗРК "Форт" (С-300Ф) с характерными для нашего ВМФ револьверными ПУ (из-за чего к пуску в каждый отдельный момент готова лишь одна из 8 ЗУР в каждой из 6 ПУ). На всех следующих кораблях данного проекта установлен уже китайский ЗРК, ракеты которого размещены в нормальной УВП (т.е. к пуску готовы сразу все 48).

Эскадренный миноносец «Харбин» во время российско-китайских учений в Желтом море

Наконец, развивает данный класс кораблей Индия, при этом российско-индийские КРМБ "Брамос" установлены даже на 5 старых эсминцах типа "Раджпут". Эсминцы типа "Дели" вооружены лишь ПКР "Уран", но их развитие, эсминцы типа "Калькутта", которых будет построено от 7 до 11, будут иметь "Брамосы" в УВП.

Таким образом, эти 4 азиатские страны суммарно имеют до 90 эсминцев, причем их количество будет расти. А вот в Европе эсминцев осталось всего 28, при этом 12 будут списаны. И даже на тех кораблях, которые являются современными – франко-итальянские "Горизонт" (по 2 у каждой страны), голландские "7 провинций" (4), английские "Дэринг" (6) в вооружении очень явно наблюдается оборонительный уклон. Особенно этим отличаются "Дэринги", на которых есть только ЗУР, а КРМБ и ПКР отсутствуют (хотя предусмотрены места для их установки). Впрочем, КРМБ вообще не место на европейских кораблях. Т.е. они будут с помощью ЗРК отбивать атаки с берега, но наносить ответные удары им нечем.

Фрегаты заняли место эсминцев в роли "рабочих лошадок" надводных флотов большинства стран. При этом новые азиатские фрегаты (китайские "Цзянкай" пр. 054А, будущие корейские "Инчхон", индийские "Талвар" и "Шивалик") строятся как "уменьшенные эсминцы", т.е. многоцелевые корабли для крупномасштабной войны. В частности, и для действий против берега с помощью КРМБ (HN-2 на пр. 054, "Хюнму" на "Инчхонах", "Брамос" на индийских кораблях). На европейских кораблях наблюдается всё тот же уклон в ПВО. По такой идеологии построены даже лучшие из них, оснащенные системой "Иджис" (испанские "Альваро де Базан" и норвежские "Нансен", которых построено по 5 единиц для соответствующих ВМС). Вообще, единственным принципиально новым ударным вооружением европейских ВМС должны стать крылатые ракеты «SCALP Navale», которые могут быть размещены на фрегатах типа «Аквитания» и ПЛА типа «Барракуда» ВМС Франции. На прочих остаются старые ПКР "Гарпун" и "Экзосет". При этом достаточно популярным становится строительство патрульных кораблей океанской зоны, которое ведется в Голландии, Дании, Франции. Имея размеры и водоизмещение фрегата, они вооружены лишь несколькими пушками, как правило, малого калибра и строятся с широким использованием гражданских технологий.

Российские крейсера пр. 1144 и 1164 с их слишком узкой противоавианосной специализацией и архаичным размещением вооружения неизбежно уйдут на списание без замены (лет через 20). К сожалению, уже практически умерли эсминцы пр. 956 с их выдающимися ударными, но слишком ограниченными оборонительными возможностями и проблемными двигателями. Истинными "рабочими лошадками" ВМФ РФ стали БПК пр. 1155, которые теперь отчасти выполняют роль патрульных кораблей, борющихся с пиратами. При столь интенсивной эксплуатации эти лошадки неизбежно будут загнаны, тем более, что они строились в 80-е гг.

1 февраля 2006 г. был заложен на питерской «Северной верфи» головной фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков». В ноябре 2009 г. заложен второй корабль данного типа («Адмирал Касатонов»), в феврале 2012 г. – третий («Адмирал Головко»). До 2018 г. предполагается иметь в строю 6 фрегатов пр. 22350, из которых, правда, 3 еще даже не заложены. Одновременно произошло возвращение к экспортному варианту советского корабля: в декабре 2010 г. началось строительство фрегата «Адмирал Григорович», в июле 2011 г. – «Адмирал Эссен», в феврале 2012 г. – «Адмирал Макаров», в июле 2013 г. – «Адмирал Бутаков». Все они строятся по пр. 11356, разработанному в 90-е гг. для Индии на основе советского пр. 1135 60-х гг. (сейчас почти все эти корабли списаны). Всего таких кораблей также предполагается построить от 6 до 9. Возможно, в нынешних условиях это оптимальное решение, поскольку данный проект хорошо отработан и освоен, при этом может быть значительно усилен за счет вооружения новыми КРМБ типов "Оникс" и "Калибр".

Кроме того, руководство ОСК обещает начать в 2016 г. начать строительство серии из 6 новейших эсминцев "с элементами ПРО и ПКО" (пока неясно, что под этим имеется в виду).

В 60-е – 80-е гг. в мире очень быстро развивался класс корветов и боевых катеров (в первую очередь – ракетных). Это объяснялось боевыми успехами египетских и индийских ракетных катеров советского производства в октябре 1967 г. и декабре 1971 г. При этом не был всерьез осознан тот факт, что израильский и пакистанский эсминцы ("Эйлат" и "Хайбер" соответственно), потопленные новейшими на тот момент ПКР П-15, были построены в Великобритании в конце 40-х гг., когда о таком оружии еще и речи не было. В последующих войнах (Октябрьская война 1973 г. и многочисленные войны с участием Ирака) стало ясно, что ракетные катера могут добиваться успеха исключительно в бою с себе подобными из-за крайне слабой ПВО и слабых средств разведки. Для авиации корветы и катера оказываются просто плавучими мишенями. И современные большие надводные корабли почти всегда выигрывают у малых, поскольку раньше их обнаруживают и, соответственно, наносят удар. К тому же, если корвет или катер всё же успел выпустить ПКР по фрегату, эсминцу или крейсеру, у тех есть возможность ее сбить. «Малышам» ответную ракету сбивать нечем. Из-за этого все попытки атак ливийских, иракских и иранских катеров против американских ВМС, грузинских – против кораблей ЧФ заканчивались полным фиаско и значительными потерями среди «маленьких» без всякого ущерба «большим».

Таким образом, очень слабая ПВО и нулевая ПЛО практически обесценивают ударные возможности катеров и корветов. Сейчас очевидно, что корветы и катера имеют смысл лишь в ВМС малых стран, либо в районах с очень сложным побережьем (как, например, в Скандинавии, в Эгейском море, в Юго-Восточной Азии, в водах вокруг Корейского полуострова). Тем не менее, из-за наличия большого количества стран с ограниченными экономическими возможностями этот класс кораблей будет иметь свою стабильную «экологическую нишу». Тем более что такие страны воюют, как правило, между собой, а если в бою с обеих сторон сходятся корветы и катера, любая из них вправе рассчитывать на успех. Воздушная угроза в этом случае не является критической из-за ограниченной мощи ВВС сторон.

Легкие силы европейских флотов в период после окончания холодной войны развивались именно в соответствие с указанными тенденциями. В Швеции поступают на вооружение 5 корветов типа «Висбю», остаются в составе ВМС 2 из 4 построенных в начале 90-х корветов типа «Гётеборг» и 2 более старых корвета типа «Стокгольм». В Германии вместо корветов типа «Тетис», проданных в Грецию, введены в строй 5 корветов типа «Брауншвейг» (К130). Польша в начале 90-х получила 3 корвета типа «Оркан», строившихся для ВМС ГДР. В Дании в первой половине 90-х были введены в строй 14 не имеющих аналогов в мире корветов типа «Флювефискен», построенных по модульному принципу и используемых в трех основных вариантах: ударном (с ПКР), патрульном и минно-тральном. 3 корабля этого типа переданы Литве, остальные списаны в рамках радикального сокращения ВМС Дании. Хотя дальнейшего развития данный проект не получил, не получил, не исключена его реанимация где-нибудь в Азии.

Греция стала единственной европейской страной, в составе ВМС которой количество ракетных катеров возросло (до 24). В качестве ответа Турция имеет 27 ракетных катеров и строит 8 новейших корветов типа «Ада». Из 20 немецких ракетных катеров пр. 148 по 6 были проданы в Грецию и Чили, 5 – в Египет, остальные списаны. 6 катеров пр. 143 проданы в Тунис, остальные списаны, в строю ВМС Германии осталось 10 катеров пр. 143А. Все ракетные катера были списаны в Швеции (без замены) и Норвегии. В последней были построены 6 не имеющих аналогов в мире ракетных катеров на воздушной подушке типа «Скьёльд». В Греции для ВМС этой страны построено 5 РК типа «Роусен», кроме того, остались в строю 9 из 10 катеров типа «Комбатант-3». Финляндия продала в Египет все 4 РК пр. 205, в Хорватию – 2 из 4 РК типа «Хельсинки» (другие 2 списаны). Вместо них построены по 4 катера типов «Раума» (в начале 90-х) и «Хамина» (в 1998-2006). В самой Хорватии были построены 2 РК типа "Король".

США долгое время вообще не имели корветов и катеров. Лишь в период после окончания холодной войны было принято решение создать так называемый «корабль прибрежной зоны» (Littoral combat ship, LCS), являющийся, по сути, корветом. Этот корабль предназначался для решения множества задач – борьбы с кораблями и ПЛ противника, с пиратством, поддержки десантов, высадки групп спецназа. Попытки совместить так много совершенно разных требований в довольно небольшом корабле ни к чему хорошему привести не могло. Оба варианта LCS (построенный по традиционной схеме «Фридом» и футуристический тримаран «Индепенденс») имеют очень слабое вооружение (пушка среднего калибра, ЗРК самообороны, 1-2 вертолета) при непомерно высокой цене. Фактически, этот проект провалился. Первоначальные планы закупить 55 LCS до сих пор не отменены, но всё к этому идет. Так и не принято решение, какой из проектов лучше, низкими темпами продолжают строиться обе серии. Скорее всего, кораблей будет построено 24 или 32, поровну обоих проектов.

Интересно, что именно в США построены самые мощные корветы в мире – 3 корабля типа «Эйлат», которые составляют основу надводных сил ВМС Израиля. Эти корабли имеют вооружение, сопоставимое с вооружением некоторых эсминцев. Впрочем, данные корветы вполне уязвимы, как показало повреждение корвета «Ханит» китайской ПКР С-802 во время ливанской войны 2006 г. Количество ракетных катеров в составе ВМС Израиля сокращено до 10, хотя именно на их счету имеется максимум побед среди кораблей данного класса.

Китайские ракетные катера катамаранного типа Type 022 Houbei-class. Катера вооружены восемью противокорабельными ракетами YJ-83/C-802 с дальностью стрельбы 200-250 км.

Огромным "москитным флотом", по-прежнему, располагает Китай. Хотя он списал значительное количество старых катеров, вместо них на базе скоростных катамаранов австралийской фирмы Austal построено 83 самых мощных в мире ракетных катеров пр. 022. При скорости 40 уз. эти катера несут 8 новейших ПКР YJ-83 и артустановку АК-630. Начато также массовое строительство корветов пр. 056, уже введено в строй 6, всего будет не менее 20, а возможно и более 50. Со своей стороны, Тайвань предполагает начать строительство серии малозаметных корветов, вооруженных сверхзвуковыми ПКР для отражения возможной китайской агрессии. Более чем по сотне боевых катеров имеют обе Кореи. Корветы и катера составляют основу ВМС Ирана. В его составе - 3 старых корвета, 10 ракетных катеров французской постройки 70-х гг., 4 катера, построенных по аналогичному проекту в самом Иране в последние 8 лет, 10 ракетных катеров китайской постройки, а также несколько сотен сторожевых катеров. Все ракетные катера (в т.ч. западной постройки) вооружены китайскими ПКР С-802 и их иранскими копиями «Нур» (именно такой ракетой боевики «Хезболлы» нанесли серьезные повреждения «Ханиту»). На большинстве сторожевых катеров установлены либо малогабаритные китайские ПКР С-701, либо РСЗО БМ-21 «Град», либо разные ПТРК. Достаточно много корветов и ракетных катеров строится для арабских стран и государств Юго-Восточной Азии.

В целом, однако, тенденция такова, что чем сильнее ВМС данной страны, тем ниже в них доля корветов и катеров. Это видно на примере большинства европейских стран, Китая, Индии, Республики Корея, ряда стран ССАГПЗ и АСЕАН. «Экологическая ниша» малых боевых единиц очень ограничена и определяется экономическими и географическими обстоятельствами.

В связи с этим, мягко говоря, неочевиден смысл строительства корветов пр. 20380 и 20385 для ВМФ РФ. Для патрульных кораблей морской зоны у них слишком мощное ударное вооружение. Для большой войны у них слишком слабая ПВО. Если предполагается, что они должны действовать под прикрытием ВВС с берега, не проще ли было построить дополнительное количество ПКРК "Бастион"? Боевая эффективность была бы практически та же при гораздо меньшей цене и гораздо большей боевой устойчивости. Единственный ТВД, где ВМФ РФ нужны малые корабли – Каспийское море. Специально для Каспийской флотилии строятся корветы пр. 21630 (малые артиллерийские корабли) и 21631 (МРК), что вполне оправдано.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
29 октября 2013 14:16 2742
4
0