Буксируемая артиллерия практически достигла предела своего развития еще в середине ХХ в. Даже в США и России до сих пор имеются на вооружении и, тем более, на складах орудия времен Второй мировой. В 50-е – 60-е гг. создавались лишь единичные образцы пушек. Уникальным исключением является американская гаубица М777, производство которой ведется с 2005 г. для ВС самих США и других англосаксонских стран. Ее преимущество – в малом весе (4,2 т), что позволяет перевозить гаубицу на внешней подвеске большинства вертолетов или буксировать легкими грузовиками.
Впрочем, мобильность гораздо лучше обеспечивают САУ, которым грузовик для буксировки вообще не нужен. С другой стороны, даже самую легкую САУ невозможно перевезти не только никаким вертолетом, но и никаким самолетом. Кроме того, САУ, как и буксируемая артиллерия, в значительной степени достигли предела своего развития. Наконец, для западных армий исчезла необходимость массированного применения артиллерии, поскольку крупномасштабных классических войн они больше не ведут и вести не собираются.
По этим причинам новых образцов САУ создается ненамного больше, чем буксируемых орудий. США вообще от них отказалась, до бесконечности модернизируя М109 (последней является модификация М109А6). Лишь в Германии создана новейшая САУ PzH-2000. Однако ей не повезло быть принятой на вооружение уже в 90-е, из-за чего для 4 стран НАТО, включая саму Германию, было произведено лишь немногим более 300 единиц этой САУ.
Зато, в соответствие растет популярность колесных САУ. В годы холодной войны единственным образцом таковых была южноафриканская G-6. В новом веке были созданы еще 2 типа колесных САУ – шведская "Арчер" и французская "Цезарь". Для самих Швеции и Франции их закуплено еще меньше, чем PzH-2000 (суммарно менее 150), но "Цезари" хорошо идут на экспорт в Азию (Саудовскую Аравию, Таиланд, Индонезию), туда их продано в 2,5 раза больше, чем для ВС самой Франции.
Россия, имея на вооружении большое количество старых САУ 2С1 и 2С3, в незначительных количествах производит относительно новую САУ 2С19 "Мста". Очень похожа на нее новейшая китайская САУ PZL-05, хотя Россия никогда не продавала "Мсту" Китаю. Создают новые САУ и другие азиатские страны. Так, в Японии принята на вооружение САУ "99", впрочем, в количестве всего 78 штук. Республика Корея создала очень мощную САУ К9, которой для национальных ВС закуплено более 500 единиц, эта же САУ, видимо, будет закуплена Турцией. Кроме того, в Корее создана в высшей степени оригинальная САУ, которая представляет собой старую буксируемую пушку, установленную в кузове армейского грузовика. Подобная конструкция является предельно простой и дешевой, позволяя продлить жизнь устаревшему оружию.
Дальнейшее развитие ствольной артиллерии будет происходить путем внедрения в старые системы корректируемых снарядов и управления огнем с помощью БПЛА. Принципиальной ошибкой может стать попытка перейти исключительно на управляемые и корректируемые снаряды для ствольной артиллерии. Это приведет к резкому удорожанию систем. Тем не менее, весьма велика вероятность, что на Западе именно это и произойдет. Пока, правда, все попытки создания подобных снарядов заканчиваются неудачей: снаряды оказываются очень дорогими при весьма низкой точности.
Что касается реактивной артиллерии, то в годы холодной войны в странах НАТО к ней относились крайне скептически из-за низкой дальности, точности и скорости снарядов. В СССР же считали, что эти недостатки в значительной степени компенсируются огромным количеством снарядов в одном залпе. После второго боя за о. Даманский 15 марта 1969 г., который советская сторона, по сути, выиграла благодаря единственному залпу одного дивизиона БМ-21 «Град», очень большой интерес к этому оружию стал проявлять и Китай, потерявший от этого единственного залпа целый полк. Лишь США в 80-е гг. также оценили реактивную артиллерию, создав очень мощную РСЗО MLRS. Она так и осталась единственной в НАТО, причем сейчас европейские страны от нее отказываются, поскольку подписали конвенцию о запрете кассетных боеприпасов.
Сейчас, однако, становится ясно, что реактивная артиллерия является чрезвычайно перспективной. Уже в обозримом будущем РСЗО могут заменить и ствольную артиллерию, и тактические ракеты, и даже, отчасти, авиацию. Использование РСЗО по наземным площадным целям гораздо выгоднее, чем применение по ним авиации. Ведь при этом нет риска потери чрезвычайно дорогостоящего самолета и еще более дорогостоящего в обучении экипажа, не тратится также весьма дорогое топливо. Расходуются лишь боеприпасы, причем и они у РСЗО дешевле авиационных боеприпасов. Недостаточная точность стрельбы РСЗО компенсируется большим количеством снарядов, выпускаемых в одном залпе. Кроме того, сейчас и снаряды РСЗО становятся корректируемыми.
Резкое увеличение дальности стрельбы, способность применять как НУРС, так и УР, возможность модульного принципа построения (варьирование количеством ПУ и их калибром) и использование "личных" БПЛА, причем запускаемых самими РСЗО, делают эти системы исключительно удобными и универсальными. Крупнокалиберные РСЗО по своим поражающим характеристикам приближаются к ОМП, что совершенно недостижимо для ствольной артиллерии и для (О)ТР в неядерном оснащении.
Сегодня очевидным "передовиком" в развитии реактивной артиллерии стал Китай. Она еще в 70-е – 80-е гг. была наиболее сильной стороной сухопутных войск НОАК. В стране создано множество образцов РСЗО, как на базе советских, так и полностью собственных. Логично, что именно в Китае создана самая мощная и дальнобойная РСЗО в мире WS-2 (6х400 мм), первые модификации которой имеют дальность стрельбы 200 км, а последние (WS-2D) – 350-400 км. Ни американские MRLS и HIMARS, ни российский "Смерч" (не говоря уж об "Урагане") даже близко не стоят по ТТХ к WS-2.
Благодаря наличию этой системы Китай получил возможность полностью отыграться за Даманский, вернув нам "долг с процентами". Из глубины Маньчжурии WS-2D способна мгновенно уничтожить все части ВС РФ в районах Владивостока-Уссурийска, Хабаровска и Благовещенска-Белогорска. А из приграничных районов Маньчжурии (но всё равно с китайской территории) эта РСЗО уничтожит российские войска и авиабазы в районе Читы и стратегические предприятия Комсомольска-на-Амуре. При этом малоразмерные снаряды WS-2D имеют гиперзвуковую скорость, их подлетное время даже на максимальную дальность не превысит 5 минут. Российская ПВО не то, что поразить, даже обнаружить их не сумеет. Тем более, абсолютно невозможно будет обнаружить развертывание РСЗО на китайской территории, поскольку их ПУ напоминают обычные грузовики (даже направляющие имеют очень подходящую для маскировки под кузов грузовика коробчатую форму). Для сравнения можно сказать, что американские "Томагавки", имеют большую дальность полета, но скорость у них дозвуковая, поэтому подлетное время на максимальную дальность составляет не 5 мин., а 2 часа. К тому же их ПУ (крейсера и эсминцы) уж точно не подо что не замаскируешь. Больше же ничего, даже отдаленно сравнимого по ТТХ с WS-2, у стран НАТО нет.
В целом можно отметить, что ствольная артиллерия морально устарела, поэтому ее разработка и производство постепенно сворачиваются. С другой стороны, жизненный цикл артиллерийских орудий гораздо больше, чем у бронетехники и авиации. Кроме того, орудие, выпущенное в 40-е гг. ХХ в. может также успешно поразить цель, как произведенное в начале ХХI в. Из-за этого имеющиеся артиллерийские арсеналы еще достаточно долго оставаться на вооружении, особенно в странах Азии и Африки. Роль же РСЗО, скорее всего, очень значительно вырастет, они станут "третьим столпом" классической армии наряду с танками и авиацией.