Общие вопросы и тенденции
Общие вопросы и тенденции
Минимальные потребности

Как известно, в результате развала СССР и крушения социалистической экономики Россия оказалась в глубоком кризисе, который самым непосредственным образом затронул ее Вооруженные силы.

В частности, практически прекратились поставки в войска новой боевой техники. В сколько-нибудь значимых количествах они продолжались до 1994 года (дорабатывался советский задел). Затем на протяжении полутора десятилетий новую технику получали лишь РВСН. Это позволило сохранить статус России в качестве великой державы и гарантировать ее от крупномасштабной внешней агрессии.

Тем не менее, постепенно стало ясно, что абсолютизировать роль ядерного оружия нельзя. Оно неприменимо в противопартизанских и антитеррористических войнах (типа войны в Чечне) и в локальных войнах ограниченного масштаба (типа войны с Грузией в 2008 году). Более того, крупномасштабная внешняя агрессия против России возможна только со стороны стран или групп стран, которые сами обладают ядерным оружием. Соответственно, применение против них своего ядерного оружия обернется взаимным гарантированным уничтожением и гибелью человеческой цивилизации. Поэтому ядерное оружие должно быть последним аргументом, а не первым и единственным.

Это означает, что России необходимы обычные силы, причем, учитывая огромные размеры территории страны и разноплановость внешних угроз, они не могут быть «небольшими компактными». При этом почти вся техника, произведенная в СССР, уже практически выработала свой ресурс, устарела морально и физически. Поэтому ВС РФ необходимо полномасштабное тотальное перевооружение. При этом модернизация старой техники не может заменить приобретение новой.

Поступление новой техники ВС значимых масштабах началось в 2009-2010 годах. Оно столкнулось с рядом трудностей в сфере ВПК (в первую очередь, речь идет о нехватке производственных мощностей и кадров, изношенности станочного парка). Тем не менее, за прошедшую условную пятилетку удалось добиться определенных успехов. В войска за этот период, судя по открытым данным, поступила следующая новая техника:

  • 4-5 бригад (по 12 ПУ в каждой) ОТРК «Искандер».
  • Примерно 260 танков Т-90А, не менее 200 БТР-82А.
  • Не менее 30 САУ 2С34 «Хоста», не менее 24 РСЗО «Торнадо», не менее 15 огнеметных РСЗО ТОС-1 «Буратино» и ТОС-1А «Солнцепек».
  • 18 самоходных ПТРК «Хризантема».
  • Не менее 12 ЗРК «Тор-М1-2» для ПВО сухопутных войск.

32 фронтовых бомбардировщика Су-34, 24 истребителя-бомбардировщика Су-30 (16 Су-30СМ, 8 Су-30М2), 22 истребителя Су-35С и 36 МиГ-29СМТ, 45 учебных самолетов Як-130.

Около 150 боевых вертолетов (10 Ка-50, 44 Ка-52, не менее 54 Ми-28Н, не менее 16 Ми-35М), не менее 10 тяжелых транспортных вертолетов Ми-26, более 100 многоцелевых вертолетов Ми-8 и Ми-17.

13-14 дивизионов (7 полков) ЗРС С-400 (по 8 ПУ в дивизионе) и не менее 30 ЗРПК «Панцирь-С1».

1 атомная подводная лодка с баллистическими ракетами пр. 955, 1 многоцелевая атомная ПЛ пр. 885, 1 дизельная ПЛ пр. 677, 1 сторожевой корабль (фрегат) пр. 11540, 3 сторожевых корабля (корвета) пр. 20380, 2 сторожевых корабля пр. 1166, 3 малых артиллерийских корабля (МАК) пр. 21630, 2 малых ракетных корабля (МРК) пр. 21631 (корабли последних трех проектов строятся специально для Каспийской флотилии).

1 дивизион берегового противокорабельного ракетного комплекса (ПКРК) «Бастион» (12 ПУ), до 3 дивизионов берегового ПКРК «Бал» (до 12 ПУ).

В настоящее время продолжается производства ОТРК «Искандер», БТР-82А, САУ «Хоста», РСЗО «Торнадо» и ТОС-1А, ЗРК «Тор-М1-2» и «Тор-М2», боевых самолетов Су-34, Су-30, Су-35С, боевых вертолетов Ка-52, Ми-28Н, Ми-35М, транспортных Ми-26 и многоцелевых Ми-8 и Ми-17, ЗРС С-400 и ЗРПК «Панцирь». Для ВМФ строятся атомные и дизельные ПЛ пр. 955, пр. 885 и пр. 677, фрегаты пр. 11356 и 22350, корветы пр. 20385, МРК пр. 21631, новые тральщики и десантные корабли. Ведутся работы над перспективными системами – боевыми платформами «Армата», «Бумеранг» и «Курганец» для сухопутных войск, истребителем 5-го поколения Т-50 и другими.

Сейчас по производству боевой техники Россия превосходит все европейские страны НАТО вместе взятые, а по некоторым классам – все страны НАТО, включая США, вместе взятые. От Китая, впрочем, Россия по данному показателю довольно сильно отстает.

Следует еще раз подчеркнуть, что, как было сказано выше, по целому ряду причин ВС РФ необходимо тотальное перевооружение. Соответственно, совершенно абсурдно говорить о какой-то «милитаризации экономики» и «гонке вооружений». Речь идет о жизненной необходимости. И внешне внушительные объемы закупок новой техники еще очень далеки даже от минимальных потребностей.

Необходимо отметить также принципиальную недопустимость противопоставления военных расходов социальным и, тем более, выставление ВС в качестве некоего экономического «паразита», ссылаясь на пример СССР, который, якобы, погубили именно непомерные военные расходы.

Безусловно, излишние военные расходы наносят ущерб экономике страны. Впрочем, применительно к СССР еще никто точно не смог определить, какую роль в его крахе сыграли именно военные расходы, а какую – общая неэффективность экономической модели и завышенные социальные и внешнеполитические обязательства. Но почему-то совсем забывается, что у ВС есть совершенно конкретная экономическая роль.

Во-первых, ВС защищают страну от внешней агрессии, ущерб от которой заведомо на много порядков превысит военные расходы (вплоть до варианта полного уничтожения страны и, соответственно, ее экономики, включая и все социальные расходы).

Во-вторых, ВС обеспечивают интересы страны на мировой арене, обеспечивая, в частности, продвижение ее экономических интересов. Соответственно, армия ни в коем случае не является никаким паразитом. И всё общество должно это совершенно четко понимать. Блестящим подтверждением этого стали крымские события. Россия смогла добиться своего только потому, что она в военном отношении была на порядок сильнее украинской и, как минимум, не слабее натовской группировки в Европе. Это позволило победить без войны.

Настоящим же экономическим паразитом является та армия, на которой экономят. Потому что она не способна выполнять возложенные на нее задачи. Соответственно, все истраченные на нее деньги оказываются выброшенными на ветер, а экономия оказывается иллюзорной. Например, на ВС очень сильно экономила Украина. И очень дорого заплатила за эту экономию.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
24 марта 2014 11:59 3302
3
0