Шанхайская организация сотрудничества, включающая сегодня в
качестве полноправных членов Китай, Россию, Киргизию, Казахстан, Таджикистан и
Узбекистан, была создана в 1996 г. как «Шанхайская пятерка» с узкой
практической целью – урегулирование пограничных вопросов между Китаем с одной
стороны и странами бывшего СССР с другой (поэтому Узбекистан, не имеющий
границы с КНР, изначально не был членом организации). После того, как вопрос, в
целом, был решен, организация не была распущена, преобразовалась в 2001 г. в
ШОС, после чего, как всегда бывает в подобных ситуациях, начался поиск ею
смысла своего существования.
Страны-участницы ШОС с точки зрения потенциалов можно
разделить на 3 пары: Китай и Россия (сверхдержавы глобального уровня, полное
совпадение интересов которых невозможно, несмотря на декларируемое
стратегическое партнерство); Казахстан и Узбекистан (страны, претендующие на
роль доминирующей силы в Центральной Азии и конкурирующие в этом плане между
собой); Таджикистан и Киргизия (очень слабые несостоявшиеся государства,
являющиеся, по сути, не субъектами, а объектами политики).
В середине 2000-х гг. Россия стремилась превратить ШОС в
«Анти-НАТО», т.е. в организацию, в первую очередь, военного характера,
связанную обязательствами по взаимной обороне и прямо противостоящую НАТО и
США. Однако больше ни одна страна не выразила желания придать организации
военную антизападную направленность. В конце концов, Россия также утратила
интерес к данной идее, окончательно переориентировавшись на ОДКБ (где, впрочем,
российские войска могут всерьез рассчитывать на помощь лишь со стороны ВС
Казахстана). В результате силовая составляющая ШОС приняла направленность,
желательную для Китая: борьба с терроризмом и экстремизмом, под которыми в
Пекине подразумевают действия сепаратистов в СУАР и Тибете. За последние 15 лет
ШОС провела множество антитеррористических учений (в которых, правда, почти
никогда не участвуют ВС Узбекистана), осуществляла совместные операции по
борьбе с контрабандой наркотиков и трансграничной организованной преступностью.
Таким образом, вся силовая составляющая ШОС окончательно смещается в сторону
решения внутренних проблем, в т.ч. на защиту режимов стран-участниц от
возможных внутренних выступлений.
Участие в саммите глав государств-членов ШОС
Если Москва долгое время рассматривала ШОС как потенциальный
военный блок, но не добилась в этом плане, как было сказано выше, никаких
успехов, Пекин ориентировался, в первую очередь, на экономическую сферу,
добившись в этом плане полного успеха. Благодаря активному экономическому
продвижению в Центральную Азию, важнейшей составляющей которого является
кредитование экономик стран этого региона, Китай уже в значительной степени
вытеснил из него Россию (по крайней мере – в экономике).
Особенно большие проблемы у России возникли в энергетической
сфере в связи с тем, что Узбекистан, Казахстан и не входящая в ШОС Туркмения
стали поставщиками нефти и газа в Китай и, таким образом, прямыми конкурентами
России в данной сфере. Возможно, что в будущем будут построены нефте- и
газопроводы из Ирана в Китай через территорию Центральной Азии. Такая ситуация
позволяет Китаю диктовать цены на энергоносители (поскольку он является
единственным покупателем при 4 или 5 продавцах), что для России, с учетом
значительных затрат на добычу и транспортировку нефти и газа в Восточной Сибири
и на Дальнем Востоке, может обернуться прямой убыточностью их экспорта в
Китай.
В итоге на сегодняшний день Китай де-факто стал лидером ШОС,
выигрывая у России как на «чужом поле» (в военно-силовой сфере), так и на
«своем поле» (в экономике). Из-за-этого уже несколько лет Москва занимается
внутри организации саботажем китайских экономических инициатив. В частности,
продолжается бесконечная дискуссия по поводу Банка развития и Фонда развития
ШОС. Россия ранее предложила Китаю войти в состав Евразийского банка
развития на паритетных правах с РФ, а в дальнейшем еще расширить
состав его участников и преобразовать в банк ШОС, возражая против
создания Банка развития ШОС с нуля, поскольку в нем заведомо будет доминировать
Китай. В итоге вопрос до сих пор остается нерешенным. С другой стороны,
концепция «Шелкового пути», главного внешнеэкономического проекта КНР, получила
официальное признание со стороны всех участников, что можно считать важнейшей
победой Пекина. При сохранении существующих тенденций ШОС неизбежно превратится
в инструмент Пекина, обеспечивающий ему сначала экономическое, а затем и
военно-политическое доминирование в Центральной Азии, которая, в этом случае,
станет для Пекина не только источником энергоресурсов и полем для
демографической экспансии, но и «мостом» на Ближний Восток, что позволит
завершить глубокое стратегическое окружение Индии.
Изменить ситуацию могло бы вхождение в ШОС новых членов,
позволяющее «разбавить» влияние в ней Китая. При этом лишь в 2014 г. на саммите
ШОС состоялось принятие типового Меморандума об обязательствах
государства-заявителя в целях получения статуса государства – члена Шанхайской
организации сотрудничества и Порядка предоставления статуса государства – члена
Шанхайской организации сотрудничества. На данный момент ШОС расширяется очень
активно, при этом в нем есть несколько «ступеней» членства. Индия и Пакистан,
которые ранее числились наблюдателями, в данный момент проходят процедуру
вступления в полноправные члены, которая должна завершиться в 2017 г. К
остающимся наблюдателями Монголии, Ирану и Афганистану в 2015 г. добавилась
Белоруссия, ранее имевшая статус «партнера по диалогу». «Партнерами» остаются
Шри-Ланка и Турция, на саммите 2015 г. к ним добавились сразу 4 страны –
Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал, в 2016 г. заявки на «партнерство по
диалогу» подали Сирия, Египет и Израиль. Таким образом, сейчас в ШОС шесть
полноправных членов, два «почти полноправных», четыре наблюдателя и девять
«партнеров по диалогу».
Впрочем, прием в состав ШОС Индии и Пакистана может привести к тому, что они полностью заблокируют работу организации (где все решения принимаются консенсусом) по причине острейших взаимных противоречий, которые в последнее время имеют тенденцию к дальнейшему обострению. Более того, среди партнеров по диалогу теперь появилась еще одна пара непримиримых врагов – Армения и Азербайджан. К ним добавляется еще и Турция, член НАТО, полностью враждебная Армении. Новых противоречий добавят страны, принятые в 2016 г.: Сирия, союзная уже являющемуся наблюдателем (и претендующему на полноправное членство) Ирану, находится в состоянии смертельной вражды с Турцией и Израилем.
После того, как Индия и Пакистан в следующем году станут полноправными членами ШОС, внутри организации почти наверняка возникнут два неформальных блока, негласно противостоящих друг другу – Россия и Индия против Китая и Пакистана. Эти блоки начнут «подковерную борьбу» за страны Центральной Азии. Узбекистан практически однозначно присоединиться к китайско-пакистанскому блоку, Казахстан, скорее всего (но не наверняка) – к российско-индийскому, насчет Таджикистана и Киргизии сказать крайне сложно. Таджикистан недавно вошел в состав четырехсторонней коалиции, созданной в китайском Урумчи (вместе с Китаем, Пакистаном и Афганистаном), т.е. он явно уходит от России к Китаю. Киргизия же пока в военно-политическом плане остается пророссийской, хотя в ее экономике уже полностью доминирует Китай. Если нынешние наблюдатели и «партнеры по диалогу» тоже захотят перейти в разряд полноправных членов, возникнут новые коллизии. Можно предположить, что к российско-индийскому блоку будут тяготеть Монголия, Армения и Сирия, позиционирование остальных стран предсказать крайне сложно. Впрочем, многие малые страны попытаются традиционно играть на противоречиях больших, стремясь извлечь из этих противоречий максимум выгод для себя.
Правда, ШОС и сейчас не отличается какой-то заметной
созидательной деятельностью, если не считать таковой китайскую экспансию в
Центральную Азию. В случае раскола на два враждебных блока с организацией можно
будет произвести только одно по-настоящему полезное действие – распустить ее.
Но этого совершенно точно сделано не будет, во-первых, по политическим
соображениям, во-вторых, из-за сопротивления бюрократии. В итоге ШОС может принести
России очень большой вред, всех масштабов которого мы сейчас еще просто не
способны оценить.