Президент Белоруссии Александр Лукашенко, находящийся у власти с 1994 года, проводит весьма специфическую внешнюю и внутреннюю политику, что создает для него большие проблемы в отношениях не только с Западом, но и с Россией. Поэтому особую ценность для Лукашенко представляют отношения с Китаем, который он провозглашал своим важнейшим стратегическим союзником. Для Китая союз с Белоруссией представляет интерес с точки зрения выхода на европейские рынки через создания логистических центров и совместных предприятий, стратегического окружения России и приобретения военных технологий, которые по различным причинам не удается получить у России.
Военно-техническое сотрудничество представляет для сторон взаимный интерес. Белоруссия не рассматривает Китай ни как потенциального противника, ни как конкурента на рынке вооружений. Для нее продажа вооружений и технологий в Китай носит чисто коммерческий, при том весьма выгодный характер. Китай же приобретает у нее отдельные образцы вооружений и технологий, которые по тем или иным причинам не может купить в России. Особый интерес для Китая представляют системы связи, навигации и управления, оптоэлектронные приборы, прицелы, лазерные приборы, отдельные образцы ракет и систем наведения, большегрузные автомобили и тягачи. Кроме того, на белорусских предприятиях может ремонтироваться и модернизироваться практически любая техника (бронетанковая, ракетная, авиационная) советского производства. Имеется опыт производства отдельных чисто белорусских образцов вооружений. Так, на 140-м ремонтном заводе был создан принципиально новый образец бронетехники – разведывательно-диверсионная машина 2Т. КБ «Радар» разработало РЛС метрового диапазона «Восток». В стране создан ЗРК малой дальности «Тетраэдр», способный уничтожать любое высокоточное оружие на конечном участке полета.
Следует отметить, что продукция ВПК Белоруссии ограниченно востребована ВС самой Белоруссии, поскольку они избыточны по своим размерам с точки зрения обеспечения обороноспособности страны, при этом имеют ограниченное финансирование и продолжают в значительной степени ориентироваться на российский, а не свой ВПК. Поэтому для белорусских предприятий исключительно важен поиск иностранных заказчиков. Китай в этом плане чрезвычайно интересен хотя бы по соображениям наиболее высокой платежеспособности и заинтересованности в самых современных технологиях по всему производственному спектру. Кроме того, как уже было сказано, ни у Пекина, ни у Минска нет никаких политических ограничений в сфере военно-технического сотрудничества.
Военно-техническое сотрудничество между КНР и Белоруссией началось в 1995 году подписанием межправительственного соглашения о сотрудничестве в военно-технической области. Соглашением предусматривалось создание Координационного комитета по сотрудничеству в области вооружений и военной техники. За первые 10 лет было заключено и реализовано больше 200 различных контрактов в рамках этого сотрудничества. В частности, речь идет о ремонте истребителей J-11 (Су-27) ВВС НОАК на белорусских заводах и о поставке в Китай из Белоруссии запчастей, оборудования и документации для такого ремонта.
Одним из важнейших проектов стала разработка топографического прибора высокой точности передающего типа, не имеющего аналогов в мире, выполняемую белорусским ОАО «Пеленг» совместно с Китайской академией космической техники. Надо отметить, что именно «Пеленг» является производителем СУО для танков Т-90С.
При непосредственном участии Белоруссии в КНР была создана система управления, контроля, связи и разведки ВВС НОАК. Сейчас стороны работают над ее модернизацией в плане совершенствования программного обеспечения и расширения пропускной способности каналов обмена данными.
С июня 1998 года в китайских городах Ухань и Сяогань действует совместное белорусско-китайское предприятие «Санцзян-Волат компани Лтд». Оно специализируется в области производства шасси специальных автомобилей и специальных автомобилей серии МЗКТ и серии WS. Мощность производства составляет 250–300 автомобилей в год. А с 2010 года на территории Республики Беларусь приступило к работе совместное общество с ограниченной ответственностью «Волат-Санцзян» по производству гидромеханических передач, укомплектованных микропроцессорными системами управления с электронной плавностью переключения передач, средствами диагностики, органами управления и информации.
Следует напомнить, что специальные автомобили серии МЗКТ, выпускаемые на Минском автомобильном заводе («МАЗ») имеют очень значительное распространение в ВС РФ и других постсоветских стран, на них базируются многие образцы ракетной техники, в т.ч. и новейшие, только начинающие поступать на вооружение. Так, шасси МЗКТ-7930 разработано для монтажа вооружения и военной техники полной массой до 25 т, его транспортирования по всем видам дорог и местности и обеспечения боевого применения. На эти шасси монтируется ПУ и ТЗМ оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» и «Искандер-Э»; боевая машина и транспортная машина РСЗО «Ураган-1М»; машина обеспечения боевого дежурства стратегического ракетного комплекса «Тополь-М»; РЛС ЗРС С-400; ПУ противокорабельного берегового комплекса «Бал-Э»; мостоукладчик ТММ-6 «Гусеница-2» и др. А шасси МЗКТ-79221, серийное производство которого начато в 2005 г., разработано под монтаж пусковой установки и транспортной машины российского мобильного ракетного комплекса стратегического назначения «Тополь-М», их транспортирования по всем видам дорог и разведанной местности и обеспечения боевого применения. Таким образом, очевидно, что белорусские автомобили исключительно важны для ВС РФ, с другой стороны, МАЗ обладает очень высокими возможностями по производству специальной автотехники. В качестве еще одного примера такой техники можно привести шасси МЗКТ-8021, которое сегодня используется для монтажа ПУ 5П73-2М ЗРК «Печора-2М» и ряда других образцов ракетной техники. Также на шасси автомобилей серии МАЗ-543 устанавливаются все машины ЗРС С-300ПС и ПМ (ПУ, КП, РЛС, ТЗМ), включая и те, что были поставлены Россией в Китай, ТЗМ РСЗО «Смерч» и т.д.
В Китае на основе автомобилей МАЗ и шасси МЗКТ созданы автомобили WS2400, WS2050, WS2300, WS2500, WS2900, YW-701А. Они стали базами для мобильного армейского КП, для тактического ракетного комплекса «Дунфэн-11», для РСЗО А-100, для ЗРПК LD-2000. Можно отметить, что в СССР в 80-е года на том же шасси автомобиля МАЗ-543 был создан мобильный комплекс со стратегическими крылатыми ракетами большой дальности, однако несколько его экземпляров были уничтожены по советско-американскому договору об РСМД. Разумеется, технология производства такого комплекса сохранилась.
В связи с быстрым развитием ракетной программы КНР именно эта сторона военно-технического сотрудничества с Белоруссией представляет сегодня наибольший интерес для Китая. Белоруссия согласилась передать Китаю ряд технологий, связанных с работой тяжёлых шасси для ракет.
Очевидно, что с белорусской помощью НОАК будет в первую очередь совершенствовать свои возможности по ведению сетецентрической войны (для этого в Белоруссии будут приобретаться системы и технологии в области управления, навигации, связи, наблюдения, в т.ч. космические, и программное обеспечение для них) и создавать мобильные ракетные комплексы различного класса. Возможно и финансирование Китаем военных НИИ и КБ Белоруссии, которые обладают значительным научным потенциалом. Это позволит Китаю окончательно ликвидировать зависимость от России в военно-технической области и придать новые возможности НОАК и китайскому ВПК.
Начали развиваться и военные связи КНР и Белоруссии, причем в весьма серьезных формах. Так, в июле 2011 года 83 китайских спецназовца прибыли в Белоруссию, где провели совместные учения с десантниками 38-й мобильной бригады ВС этой страны. А в ноябре-декабре 2012 года уже белорусские спецназовцы провели аналогичные 12-дневные учения в Китае. Это были не типичные «показушные» антитеррористические учения, а совершенно реальная совместная отработка боевых задач. После этого учения стали ежегодными, последние на данный момент прошли на белорусской территории в июне 2015 года.
В последнее время военно-техническое сотрудничество двух стран пошло и в обратном направлении – Белоруссия начала получать китайскую боевую технику, либо создавать свою на ее основе. Первым таким примером стало создание РСЗО «Полонез» на основе китайской WS-32. РСЗО «Полонез» уже была продемонстрирована на параде в Минске 9 мая 2015 года.
Таким образом, китайско-белорусские отношения развиваются весьма серьезно и поступательно, причем для обеих стран они представляют собой альтернативу отношениям с Россией.