Общие вопросы и тенденции
Общие вопросы и тенденции
Жовто-блокитный дракон

Китайско-украинское сотрудничество идет уже давно и отличается отсутствием политических ограничений. Китай по чисто географическим обстоятельствам не представляет для Украины военной угрозы (по крайней мере – в обозримом будущем), страны находятся в разных "весовых категориях" в экономике и политике, их интересы нигде не входят в противоречие между собой. Не существует никаких идеологических препятствий для сотрудничества. Для Украины огромный интерес представляют китайские инвестиции. Для Китая Украина – «мост» в Восточную Европу и источник технологий, которые хотя и отстают от европейских, но достаточно близки к российским, поэтому хорошо знакомы в КНР. Украина не боится передавать Китаю любые технологии, поскольку не видит в этой стране угрозы для себя или хотя бы экономического конкурента. 

Особый интерес представляет собой военно-техническое сотрудничество между КНР и Украиной.

Такое сотрудничество ведется с момента распада СССР. Отчасти, оно было дополнением к российско-китайскому сотрудничеству, поскольку многие комплектующие для российских боевых систем производились на Украине. Например, именно на Украине приобретались ракеты средней дальности «воздух-воздух» Р-27 для истребителей Су-27, газотурбинные двигатели для эсминцев российской и собственно китайской постройки, бомбосбрасывающие устройства для самолетов, ГАС для кораблей. 

Закупались системы, производимые только на Украине, например, в 2002 году были приобретены станции пассивной радиоразведки «Кольчуга». Было закуплено некоторое количество техники из запасов ВС Украины, доставшихся ей от Советской армии, например, БТР-70 и САУ 2С9.

Наконец, поскольку для России Китай является, как минимум, конкурентом на рынке вооружений, как максимум – военной угрозой, она не очень охотно продает Китаю технологии производства вооружений, особенно - новейшие. Поэтому Китай практически не скрывает, что считает именно Украину важнейшим альтернативным источником получения таких технологий. 

Примером этого является закупка кораблей на воздушной подушке. Речь идет о самых больших в мире КВП пр. 12322 "Зубр". Эти корабли производятся как в России, так и на Украине. Изначально Китай вел по этому поводу переговоры с Россией, однако та поставила условие закупки не менее 10-15 КВП. Украина же согласилась продать всего 4 корабля и передать Китаю всю техническую документацию на них. 

Неоценима помощь со стороны Украины в создании китайского авианосного флота. За 28 млн. долларов (при «стандартных» ценах несколько млрд. долларов), т.е., по сути, даром, КНР приобрела в этой стране недостроенный авианосец «Варяг», который стал «Ляонином». Интересно, что при закупке было заявлено, что «Варяг» будет переделан в плавучее казино. Переоборудование и достройка авианосца в Китае шли при активном участии украинских инженеров. Также на Украине был приобретен прототип российского палубного истребителя Су-33. Россия отказалась продавать Китаю такие самолеты, опасаясь копирования. В Китае этот прототип, известный как Т-10К, был скопирован под названием J-15, уже начато его серийное производство. Также с помощью Украины создан китайский учебный центр палубной авиации на о. Хулудао, очень напоминающий аналогичный комплекс НИТКА в Крыму. КНР заинтересована в приобретении украинских судовых двигателей для авианосцев, которые будут строиться в самом Китае, поскольку пока Китай не способен сам строить газовые турбины соответствующей мощности. В частности, Пекин высказывает интерес к закупке украинских корабельных газотурбинных установок типов УГТ-16000 и УГТ-2500.

Необходимо отметить создание китайско-пакистанско-украинского танка МВТ-2000 «Аль Халид». На нем установлен украинский дизельный двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. (аналогичные двигатели устанавливаются на украинских танках Т-84, производных от Т-80). Кроме того, предполагается установка на этих танках украинских ПТУР «Комбат». 

Двигателестроение является, пожалуй, основной сферой украинско-китайского военного сотрудничества, поскольку в этой области КНР пока существенно отстает, а позиции Украины были очень сильны. Кроме танковых дизелей, Украина пошла на официальную продажу Китаю технологий производства газовых турбин для военных кораблей. Также Китаю была продана технология производства ионно-плазменных двигателей к космическим аппаратам.

Наибольший интерес для Китая представляет производство авиационных реактивных двигателей. Украина продала КНР технологию обслуживания двигателей АЛ-31Ф для истребителей Су-27 и Су-30. Это в перспективе поможет Китаю полностью освободиться от зависимости от России в плане закупок авиационной техники. 

На новейших китайских учебных самолетах также устанавливаются украинские двигатели: на L-15 - АИ-222-25F, на К-8 – АИ-25ТЛК (в перспективе – АИ-25ТЛШ). Интересно, что АИ-222-25F устанавливаются и на наиболее новом российском учебном самолете Як-130. Не менее интересно, что сначала на К-8 стояли американские двигатели TFE-731-2A-2A. Более того, украинская компания «Мотор Сич», производящая все указанные двигатели, заявила о намерении предложить Китаю выпустить совместно авиадвигатель 5-го поколения, который позволит создать самый современный боевой самолет в мире. 

На основе КРВБ Х-55, купленных на Украине, Китай создал целое семейство крылатых ракет CJ-10/DH-10. 

Украина проявила готовность углублять сотрудничество с КНР в сфере авиастроения. В частности – в разработке региональных и транспортных самолетов (в первую очередь в проектах самолетов ARJ 21 и Y8F600), а также подготовке специалистов. Речь идет о соглашении относительно участия АНТК им. Антонова (единственного из бывших советских авиационных ОКБ, оставшимся за пределами России) в создании первого китайского тяжелого транспортного самолета.

Наибольший интерес в последнее время представляет украинско-китайское сотрудничество в области сельского хозяйства. Объективно говоря, плодородная земля – это сегодня единственный по-настоящему ценный ресурс, который остался у Украины. Хотя продажа земли на Украине запрещена, коррупционные схемы позволяют легко обходить любые запреты, если заинтересованная сторона хорошо платит. 

В 2012 году Киев и Пекин создали китайско-украинский фонд инвестирования, который намерен аккумулировать 6 миллиардов долларов для вложений в украинское сельское хозяйство. 

Осенью 2013 года появились сообщения о том, что Китай подписал с Украиной контракт на аренду трёх миллионов гектаров (т.е. 30 тыс. кв. км, что примерно равно площади Бельгии или Армении) сельскохозяйственных земель за 3 млрд. долларов. Контракт действует на протяжении 99 лет с правом любой из сторон при желании его расторгнуть, но не ранее истечения первых 50 лет. По истечению этого срока контракт может быть расторгнут либо продлен. За продление через 50 лет Украина получит еще 3 млрд. долларов.  

Данная информация была быстро опровергнута украинской стороной, агрохолдиногом KSG Agro. Якобы, речь не идет о продаже земли (этого, впрочем, никто и не говорил) и не об аренде, а лишь о «совместной деятельности». Однако данная формулировка представляется слишком расплывчатой. 

Необходимо отметить, что три миллиона гектаров - это 5% общей площади Украины или 9% ее пахотных земель. Имеется неофициальная информация, что Китай на этом останавливаться не собирается и планирует арендовать еще от 9 до 17 миллионов гектаров земли. Арендованные территории получат статус экстерриториальности, т.е. будут находиться под юрисдикцией КНР, а не Украины.

Ранее Китай уже заключил контракты на аренду земель сельхозназначения в Бразилии, Аргентине и нескольких африканских странах. Но нигде речь не шла об экстерриториальности, а суммарная площадь всех арендованных земель в Африке и Латинской Америке составила 2 млн. га, т.е. меньше, чем в одной Украине. 

Сделка становится вдвойне уникальной, если посмотреть, какая организация арендует землю с китайской стороны (причем в данном случае украинская сторона не отрицает того, кто является ее китайским контрагентом). В Африке и Латинской Америке земли арендуют китайские агрохолдинги, единственным занятием которых является именно сельское хозяйство. Владельцем же 5% территории Украины станет Синьцзяньский производственно-строительный корпус – особая структура НОАК (Народно-освободительная армия Китая), т.е. китайских ВС. Как известно, СПСК осуществляет (совместно с НОАК и НВП) оккупационные функции в СУАР, одновременно занимаясь экономической деятельностью, в первую очередь – сельским хозяйством и строительством. 

Таким образом, НОАК в случае заключения описанной сделки получит в свое распоряжение значительную территорию практически в центре Европы. Кроме использования для собственно сельского хозяйства, на этих территориях могут быть построены промышленные и, главное, военные объекты. В первую очередь ими будут аэродромы, способные принимать и обслуживать самолеты любых типов, а также центры радиоэлектронной разведки, позволяющие прослушивать всю Европу и всю европейскую часть РФ, как минимум, до Урала.

Гражданская война на Украине и переход Крыма в состав России создали Китаю целый ряд проблем. Под очень сильным ударом оказалась реализация проекта глубоководного порта на западе Крыма. Это, в свою очередь, наносит серьезнейший удар по всему проекту «Нового шелкового пути» и по возможности вывоза зерна с Украины. Этот самый «Новый шелковый путь» является в данный момент одним из важнейших геополитических проектов Пекина и носит открыто антироссийский характер. Он направлен на то, чтобы окончательно и бесповоротно «убить» Транссиб и Севморпуть в качестве евразийских транзитных коммуникаций. В рамках данного проекта предусматривается, в частности, строительство через Центральную Азию железной дороги с европейской шириной колеи. Глубоководный порт в районе Евпатории рассматривался в качестве важнейшего узла на «Шелковом пути». Чтобы вернуться к проекту строительства этого порта, Китай должен официально признать факт принадлежность Крыма России, что в высшей степени затруднительно. 

Видимо, будет, как минимум, отложен описанный выше эпический проект с арендой 3 млн. га украинских сельхозземель, часть которого также приходилась на Крым, хотя нельзя быть уверенным, что он окончательно отменен.

Тем не менее, смена власти в Киеве отнюдь не разрушила украинско-китайские отношения. Так, 15 мая 2014 года Верховная рада Украины ратифицировали 257 голосами Договор о дружбе и сотрудничестве с Китаем. 

Сотрудничество в области сельского хозяйства продолжается. Например, экспорт кукурузы из Украины в Китай за период январь-август 2014 года составил 3.517 тыс. т, что на 154,45% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В сентябре состоялось четвертое заседание подкомиссии по вопросам сотрудничества в области сельского хозяйства между Украиной и КНР. Во время встречи министр аграрной политики и продовольствия Украины Игорь Швайка поблагодарил представителей Китая за сотрудничество, в то время как «из-за военного вторжения Российской Федерации много делегаций приостановили работу с Украиной». Он предложил увеличить товарооборот между Украиной и Китаем до 1 млрд. долларов (в 2013 г. было 700 млн.), «тем более, что Украина, наконец, избавилась от рабской привязанности к Российской Федерации. Наше партнерство с Китаем честное и построено на взаимовыгодных условиях». Представители китайской делегации отметили, что высоко ценят торгово-экономическое сотрудничество между двумя государствами и надеются на продолжение продуктивной работы в сфере сельского хозяйства. «Сотрудничество Украины и Китая растет ежегодно. Объем сельскохозяйственных товаров, которые ваше государство экспортирует в Китай, вырос на 300% и составил более 500 млн. долларов в 2013 году. Мы заинтересованы в максимальном увеличении показателей», - отметили представители китайской делегации.

Кроме самого факта продолжения сотрудничества здесь весьма интересны заявления украинского министра Швайки (он представлял крайне правую партию «Свобода») о том, что Китай продолжает работать с Украиной, хотя многие страны прекратили сотрудничество с ней, и что развитию отношений с Китаем должно способствовать избавление от «рабской привязанности к РФ». Очевидно, с китайской стороны никаких возражений по этому поводу не последовало. 

Нельзя не отметить документ, размещенный 21 июля 2014 года на сайте Министерства коммерции (внешней торговли) Китая «Обзор и перспективы развития китайско-украинских торгово-экономических связей». Чрезвычайно интересен заключительный абзац данного документа: «Невзирая на сегодняшние социальные потрясения и экономический спад, имея хорошую основу, богатые ресурсы, плодородные земли и трудолюбивый 45-милионный народ, Украина без сомнений сможет возродиться и достигнуть процветания за короткий период времени. Торгово-экономическое сотрудничество между Украиной и Китаем будет способствовать стабильному и быстрому развитию, процветанию двух стран и улучшению жизни двух народов». Нет ни малейших сомнений в том, что в китайских официальных документах ни одно слово не может быть написано случайно. В частности, это касается упоминания о «45-миллионном народе» Украины. В подчеркивании численности населения страны не было ни малейшей необходимости, исходя из содержания документа. Единственный смысл – Пекин этой фразой демонстрирует, что считает Крым частью Украины (без Крыма ее население составляет 43 млн.).

В марте 2015 года эта позиция Пекина была подтверждена на высшем уровне. Премьер Госсовета КНР (т.е. премьер-министр, второе лицо в Китае) Ли Кэцяна на пресс-конференции по итогам 3-й сессии ВСНП (парламента КНР) 12-го созыва заявил, что Китай занимает объективную и справедливую позицию в украинском вопросе и уважает независимость, суверенитет и территориальную целостность этой страны. «Об этом я заявил в ходе недавней встречи в Европе с президентом Украины. Он спросил, можно ли довести до всеобщего сведения эти слова. Я ответил, что нет проблем, можно опубликовать мое оригинальное высказывание в прессе», -- сказал китайский премьер. Что касается вопроса Крыма, продолжил Ли Кэцян, то причины его возникновения сложные, Китай также призывает к политическому решению путем диалога. Это однозначно означает, что Китай не признает факта присоединения Крыма к России.

Что касается военно-технического сотрудничества, то через какое-то время оно может возобновиться в «обратном направлении» - в виде поставок китайской боевой техники на Украину (скорее всего, через посредников, а не напрямую). Уже активно обсуждается возможность поставок из Китая на Украину планеров самолетов L-15, которые на Украине будут насыщаться оборудованием и использоваться в качестве легких штурмовиков. Именно таких самолетов ВС Украины очень не хватает в Донбассе.


Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
23 марта 2015 10:58 1811
0
0