Китай и Тайвань
Китай и Тайвань
Прощание с другим Китаем

Вопрос о возможности захвата Китаем Тайваня военным путем стоял с момента образования на Тайване в 1949 г. китайского государства, независимого от Пекина. На протяжении всей второй половины ХХ века вопрос этот был чисто риторическим, поскольку за Тайванем стояли США, кроме того, сам Тайвань был достаточно силен для того, чтобы отразить китайскую агрессию.

Ситуация радикально изменилась буквально за 10 лет. Это произошло настолько быстро, что до сих пор не вполне осознано даже на самом Тайване. Очень многие там до сих пор верят, во-первых, в помощь США, во-вторых, в возможность поддерживать баланс сил самостоятельно.

Однако, эти надежды иллюзорны. ВВП КНР сегодня, как минимум, в 10 раз выше, чем ВВП Тайваня. Научно-технологические возможности Китая, как минимум, не ниже, чем у Тайваня, а производственные мощности — даже не в разы, а на порядки больше. Поэтому ни о каком поддержании баланса не может быть и речи, преимущество Китая будет нарастать всё быстрее без малейших надежд на изменение ситуации.

Нет никаких оснований надеяться и на США. На Тайване, да и в самом Китае пока еще не поняли, что Америка уже сдала Тайвань, но еще не решила, как эту сдачу оформить и что за нее получить. О большой войне с Китаем не может быть и речи, она была возможна до тех пор, пока это ничем Америке не грозило. Сейчас такая война неизбежно обернется для ВС США огромными потерями, а для страны в целом — запредельными финансовыми расходами (даже если дело не дойдет до обмена ядерными ударами). Поэтому анонсированное Вашингтоном сдерживание Пекина будет заключаться в демонстрации готовности американских ВС к самым решительным действиям, если Китай начнет агрессию против соседей (включая Тайвань). Расчет Вашингтона состоит в том, что в его решимость поверят как Пекин, так и его соседи. На самом деле, в ближайшие годы противостояние США и КНР будет носить не военный, а психологический характер. Возможность экспансии Китая в соседние страны и регионы будет определяться исключительно тем, смогут ли в Пекине понять, что США не готовы к реальной войне против Китая. Впрочем, в любом случае соотношение экономических и военных потенциалов США и Китая будет неизбежно меняться в пользу Китая, что автоматически будет способствовать росту китайской решимости и дальнейшему снижению решимости американской.

Единственное, что пока позволяет Тайваню сохранять свою фактическую независимость — островное положение в совокупности с полным отсутствием у ВМС НОАК опыта проведения крупных десантных операций. Отразить высадку десанта гораздо проще, чем успешно провести его высадку.

Тем не менее, Китай уже сейчас добился подавляющего превосходства над Тайванем как на море, так и в воздухе, причем оно постоянно увеличивается. Чтобы понять это, достаточно рассмотреть состав сил сторон. Причем рассматривать сухопутные войска НОАК просто нет смысла. Сопоставлять их с тайваньскими — всё равно что сравнивать молоток и яйцо с точки зрения ударных возможностей.

В составе НОАК, кроме ВВС, имеется морская авиация, уступающая по численности лишь американской. Поэтому в дальнейшем под китайскими ВВС будет подразумеваться сумма собственно ВВС и морской авиации. Ударная авиация Китая включает примерно 140 бомбардировщиков средней дальности Н-6 и Н-6М (созданы на основе советского Ту-16), от 150 до 200 тактических бомбардировщиков JH-7, от 150 до 550 штурмовиков Q-5. Истребительная авиация насчитывает не менее 100 Су-30 и J-16, от 200 до 350 Су-27 и J-11 (китайская копия Су-27) различных модификаций, от 200 до 250 J-10, примерно 200 J-8 и от 700 до 800 J-7 (МиГ-21). Значительная разница в цифрах объясняется не только определенной информационной закрытостью Китая, хотя и гораздо меньшей, чем раньше, но и тем, что постепенно списываются Q-5, J-7 и J-8 ранних модификаций, одновременно выпускаются JH-7, J-16 (безлицензионная копия Су-30), J-11B (безлицензионная копия Су-27; ранее выпускалась лицензионная копия J-11А) и J-10. Поэтому количество самолетов крайне непостоянно, при этом выпуск новых самолетов вполне компенсирует списание старых. Вообще, КНР производит в год боевых самолетов больше, чем все страны НАТО (включая США) вместе взятые.

Дополнительное преимущество Китаю обеспечивает наличие сотен, если не тысяч БРСД и ОТР различных типов, а теперь еще и крылатых ракет морского, воздушного и наземного базирования. Причем большинство этих ракет размещено на материке напротив Тайваня и направлено именно на него.

Китайские ПЛАРБ, разумеется, не будут задействованы в войне против Тайваня, но и без их учета китайский подводный флот является крупнейшим в мире. Он насчитывает 8 ПЛА (по 4 пр. 091 и 093) и не менее 60 ПЛ (до 10 пр. 041А, 8 пр. 636ЭМ, по 2 пр. 636 и 877, 13 пр. 039G, 5 пр. 035G, 13 пр. 035, до 8 пр. 033). Все ПЛА и ПЛ пр. 041А, 636ЭМ и 039G вооружены ПКР. Старые ПЛ пр. 033 и 035 списываются, вместо них строятся ПЛ пр. 041А, начато строительство ПЛА пр. 095 и ПЛ пр. 043.

Авианосец «Ляонин» (несостоявшийся советский «Варяг») привлекает очень большое внимание внешних наблюдателей. Однако в связи со своеобразием конструкции (трамплин вместо катапульты) и фактическим отсутствием палубных самолетов (пока имеются всего 2 J-15) он навсегда останется учебно-экспериментальным кораблем, а не полноценной боевой единицей. Настоящие авианосцы собственной постройки появятся в Китае не ранее чем через 10 лет. Однако из-за географической близости Тайваня к материку НОАК для удара по острову будет более чем достаточно авиации берегового базирования и надводных кораблей основных классов.

Эсминцев в составе ВМС НОАК насчитывается 25: 2 пр. 956, 2 пр. 956ЭМ, 3 пр. 052С, 2 пр. 052В, 2 пр. 052, 2 пр. 051С, 1 пр. 051В, 2 пр. 051 «Люйда-3», 1 пр. 051 «Люйда-2» и 8 пр. 051 «Люйда-1» (еще один корабль пр. 051 передан Береговой охране). Все «Люйды» постепенно списываются, на замену им строятся эсминцы пр. 052С (еще 3 единицы, т.е. всего будет 6). Начиная с 3-го корабля данной серии они уже не несут российских систем вооружения. В частности, ЗРС С-300Ф с ПУ револьверного типа заменена на ННQ-9 с УВП. Одновременно начато строительство «китайских «Иджисов» — эсминцев пр. 052D, на которых будет размещена универсальная УВП на 64 ракеты различных классов (КРМБ, ПКР, ЗУР, ПЛУР). Их в составе ВМС НОАК будет, как минимум, 10 единиц (сейчас строятся первые 4). Китай станет четвертой страной в мире (после США, Японии и Республики Корея), имеющей корабли подобного класса. Они смогут входить как в авианосные соединения в качестве кораблей охранения, так и в оперативные группы для самостоятельных действий в открытом океане, в т.ч. на значительном удалении от берегов КНР, включая нанесение ударов по береговым целям. Это придает ВМС НОАК совершенно новое качество, которого китайский флот не имел никогда в современной истории.

Фрегатов китайский флот сейчас имеет 48: 15 пр. 054А, 2 пр. 054 и 31 пр. 053 шести разных модификаций (10 пр. 053Н3, 4 пр. 053Н2G, 6 пр. 053Н1G, 3 пр. 053Н2, 6 пр. 053Н1, 2 пр. 053Н). Кроме того, два старых фрегата пр. 053Н переданы Береговой охране, один фрегат того же проекта переделан в корабль поддержки десанта (вооружен РСЗО), один фрегат пр. 053НТ-Н используется как учебный. Фрегаты пр. 053 ранних модификаций постепенно списываются, строятся корабли пр. 054А (всего будет построено не менее 20). Наряду с традиционным для ВМС НОАК ударным вооружением (8 ПКР С-803 в контейнерных ПУ) корабли пр. 054А стали первыми китайскими фрегатами, имеющими адекватную для кораблей такого класса ПВО: УВП на 32 ЗУР HHQ-16 (созданы на основе российского ЗРК «Штиль»). Благодаря этому данные фрегаты станут универсальными эскортными кораблями, которые можно будет использовать для охраны авианосцев вблизи своих берегов и для усиления эсминцев в открытом океане. Китай уже сейчас обладает самым большим в мире флотом фрегатов. Очевидно, что их количество будет поддерживаться на уровне около 50 единиц при постоянном улучшении их качества. Более того, в данный момент темп ввода в строй кораблей пр. 054А превышает темп вывода кораблей пр. 053 двух ранних модификаций.

Традиционно очень развит в Китае «москитный флот». Сегодня он включает 119 ракетных катеров (83 скоростных катамарана пр. 022, 6 пр. 037-II, 30 пр. 037-IG) и до 250 сторожевых катеров. Определенной сенсацией последнего года стало массовое строительство в Китае кораблей пр. 056. Еще год назад о них вообще ничего не было известно. Первый корабль данного типа был заложен в мае 2012 г. Сегодня два таких корабля находятся в строю, два на испытаниях, семь достраиваются на плаву, не менее двух строятся на стапелях. Общее количество кораблей в серии заведомо превысит 20 единиц (может дойти и до 50). Подобный темп строительства не имеет аналогов в послевоенной истории ни в одной стране мира. Он особенно впечатляет с учетом того факта, что строятся достаточно крупные корабли (водоизмещение около 1,5 тыс. т, длина 95 м). В самом Китае они классифицируются как фрегаты, в зарубежных источниках — как корветы. Корабли пр. 056 по своим размерам на самом деле являются промежуточными между двумя этими классами кораблей. С учетом ограниченной дальности плавания (примерно 2 тыс. миль) правильнее отнести их к корветам. Однако вряд ли вопрос их классификации имеет принципиальное значение. Очевидно, что корабли пр. 056 должны заменить большую часть устаревшего «москитного флота», строившегося в КНР в 60-е — 80-е гг. ХХ в. Чрезвычайно показательно, что даже в этом случае китайское руководство при радикальном качественном обновлении не идет на количественное сокращение, если учесть массовое строительство самых мощных, скоростных и совершенных в мире ракетных катеров пр. 022. Корабли пр. 056 имеют на вооружении 4 ПКР, катера пр. 083 — 8 ПКР. При этом ПВО корветов весьма слабая — 1 ЗРК FL-3000N (8 ЗУР на ПУ), схожий с немецко-американским ЗРК RAM. Этот ЗРК предназначен только для самообороны корабля от ПКР и не способен поражать боевые самолеты (по крайней мере, невозможно представить себе тактическую ситуацию, при которой боевой самолет зайдет в зону поражения данного ЗРК). ПВО катеров пр. 022 вообще носит чисто символический характер. Однако это, видимо, не является проблемой с точки зрения китайского флотского командования. Корветы и катера заведомо будут действовать вблизи своих берегов под прикрытием авиации с берега и/или в одних боевых порядках с описанными выше эсминцами пр. 052С/D и фрегатами пр. 054А, имеющими сильную ПВО.

Десантные силы ВМС НОАК достаточно велики, они включают 3 ДВКД пр. 071, 30 больших и до 60 средних десантных кораблей. Каждый ДВКД несет до 800 морских пехотинцев и 50 единиц бронетехники, которые могут перебрасываться с корабля на берег с помощью имеющихся на борту ДВКД 4 десантных катеров на воздушной подушке и 4 вертолетов. Ожидается строительство китайских УДК. Кроме того, в десантной операции против Тайваня может быть задействовано значительное количество гражданских судов (вплоть до рыболовных).

Вообще очень важно подчеркнуть, что китайские ВМС завершили эпоху экспериментального малосерийного строительства надводных кораблей основных классов. Командование китайских ВМС определилось с оптимальными вариантами эсминцев, фрегатов и корветов и приступило к их крупносерийному строительству. Нельзя также не отметить беспрецедентно высокие возможности китайской кораблестроительной промышленности, которые она сейчас демонстрирует. В настоящий момент на верфях и на плаву строятся и достраиваются одновременно 6 эсминцев, 4 фрегата, не менее 9 корветов, а также около 10 атомных и дизельных ПЛ и не менее 1 ДВКД, т.е. как минимум 30 единиц только боевых кораблей. Подобные темпы строительства флота недоступны даже для США, с любой другой страной просто отсутствует возможность для сравнения. Нынешние темпы строительства ВМС Китая уступают лишь американским темпам в годы Второй Мировой войны, однако корабли того времени были несравненно проще нынешних.

ВС Тайваня представляют собой «армию одной войны». К несчастью для этой страны, противником в этой войне станет НОАК.

Сухопутные войска Тайваня настолько уступают китайским в количественном и качественном отношении, что вообще не заслуживают обсуждения, без особой натяжки их можно считать нулевыми. Если китайский десант хотя бы в одном месте зацепится за плацдарм и начнет его расширять, тайваньцы с чистой совестью могут капитулировать.

ВВС Тайваня формально очень велики. В их составе 326 истребителей 4-го поколения, т.е. больше, чем у любой европейской страны. Это 144 F-16 (116 А, 28 В), 56 «Мираж-2000-5» (47 EI, 9 DI) и 126 «Чин Куо» (101 А, 25 В). Все они были приобретены в 90-е гг. Имеется также до 250 старых F-5, из которых в строю не более 100, остальные в резерве. К боевым можно также отнести 58 штурмовиков АТ-3, которые, впрочем, больше используются в качестве учебных. Таким образом, по общему количеству боевых самолетов (с учетом резервных) ВВС Тайваня входят в пятерку сильнейших в мире (после США, КНР, РФ и Индии), что, однако, является крайне слабым утешением. В ХХI веке они не получили ни одного самолета и никаких перспектив в этом плане нет. Китай, как было показано выше, уже имеет от 500 до 700 истребителей 4-го поколения, добавляя почти по сотне каждый год. Причем любой китайский истребитель качественно превосходит любой тайваньский, да и просто гораздо новее физически. Кроме того, у Китая есть более 500 ударных самолетов и не менее 1000 старых истребителей. Соответственно, ни о каком балансе, ни количественном, ни качественном, речи быть просто не может. Поэтому ничего, кроме смеха, не вызывают ведущиеся много лет разговоры о возможности закупки Тайванем в США 66 истребителей F-16C/D. Даже если эта сделка состоится (что крайне маловероятно, Вашингтон не рискнет ее провести), ее можно описать русской пословицей «как мертвому припарки».

Подводный флот Тайваня, состоящий из 2 ПЛ голландской постройки 80-х гг. и 2 ПЛ американской постройки 40-х гг., на фоне китайского можно считать несуществующим. Что касается надводного флота, то Тайвань имеет 4 американских эсминца типа «Кидд», по 8 американских же фрегатов типов «Оливер Перри» и «Нокс», 6 французских фрегатов типа «Лафайет», около 90 ракетных корветов и катеров. Именно на ракетные корветы, построенные по технологии «стелс», со сверхзвуковыми ПКР «Сюн Фэн-3» собирается делать ставку в ближайшем будущем командование ВМС Тайваня, надеясь с их помощью нанести значительные потери силам вторжения. Это тактика кажется единственно правильной, но и она становится всё более иллюзорной. Учитывая гарантированное превосходство ВВС и ВМС НОАК в воздухе и под водой, китайские фрегаты, корветы и катера легко задавят массой тайваньский флот, включая его новые корветы. Китаю даже не понадобится вводить в бой наиболее современные эсминцы, он сбережет их для будущих океанских походов в составе авианосных соединений. Обещанная поставка Тайваню из США еще четырех фрегатов типа «Оливер Перри» (крайне неудачных кораблей из-за слабости вооружения) — это еще одни припарки мертвому. Как и F-16, они уже не могут повлиять на баланс сил, время безнадежно упущено. Из-за несопоставимости производственных мощностей столь же несопоставимыми становятся военные возможности сторон.

Автор данной статьи всего пять лет назад считал исход китайской десантной операции против Тайваня совершенно непредсказуемым и видел совершенно реальные возможности Тайваня отразить агрессию даже без помощи США. И не предполагал, что ситуация так быстро и кардинально изменится.

На самом деле, сейчас Китай не захватывает Тайвань силой только потому, что надеется сделать это мирным путем. Гоминьдан из некогда непримиримого противника КПК превратился в ее «пятую колонну», способствуя мирному экономическому поглощению Тайваня Китаем. Это поглощение идет ударными темпами. Естественно, прагматичный Пекин ни в коем случае не будет резать курицу, несущую золотые яйца. Ему гораздо выгоднее будет присоединить процветающий Тайвань с его огромными валютными резервами и развитыми технологиями, а не разрушенный войной. И только если по каким-то причинам произойдет «сбой программы», Китай быстро и жестко решит вопрос силой. Впрочем, лет через 10 его превосходство станет настолько очевидным и подавляющим, что «сбой программы» будет невозможен. Тайвань просто не рискнет сопротивляться, а США окончательно забудут свои «гарантии безопасности» острову.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
02 сентября 2013 09:14 1977
1
0