Индонезия обладает уникальным географическим положением,
очень большой территорией, расположенной только на островах, еще большей
акваторией и огромным населением. При этом внутри страны существует масса
латентных внутренних конфликтов, регулярно переходящих в открытую форму
(например, сепаратизм Ачеха). Кроме того, страна находится в крайне
нестабильном регионе, где возможны самые разнообразные конфликты между
государствами и их коалициями (в т.ч. и не относящимися к региону Юго-Восточной
Азии).
Вышеописанные особенности страны предъявляют очень сложные
требования к ВС Индонезии. Необходимо, с одной стороны, постоянно держать
достаточно сильные группировки сухопутных войск на всех основных островах, с
другой стороны, иметь очень значительные мобильные силы для усиления этих
группировок при возникновении соответствующей необходимости. Естественно, что
мобильность сухопутных войск может быть обеспечена только при наличии очень
большой военно-транспортной авиации и еще более значительных десантных сил ВМС.
Для обеспечения их действий, а также для защиты территории и акватории страны,
имеющих огромные размеры и протяженность, необходимы очень сильные ВВС и ВМС.
Можно сказать, что именно географические особенности страны требуют для
Индонезии иметь гораздо большие ВС, чем для сухопутной страны, аналогичной по
площади.
ВС Индонезии являются, формально, довольно большими. Тем не
менее, на данный момент они категорически не отвечают описанным выше
требованиям. Именно из-за этого в последнее время руководство страны предпринимает
значительные усилия для исправления ситуации. При этом оно стремится
максимально диверсифицировать закупки вооружений по странам-импортерам.
До последнего времени Индонезия не имела основных танков.
Вместо этого использовались многочисленные легкие танки (советские ПТ-76,
французские АМХ-13, английские «Скорпион»). Эти машины хорошо подходят для
применения в индонезийских джунглях, но обладают низким боевым потенциалом и
сильно устарели. Лишь недавно началось приобретение относительно современных
немецких основных танков «Леопард-2А4» (сейчас поступило не менее 52, всего
будет 103). Дополнением к ним и заменой части легких танков является новейшая
БМТВ «Тарантул» южнокорейского производства c 90-мм пушкой (закуплено 22
единицы). Вся остальная бронетехника, хотя и весьма многочисленная, серьезно
устарела. Это относится и к немецким БМП «Мардер», закупленными вместе с
«Леопардами» в количестве 50 единиц.
Танк «Леопард-2А4»
Артиллерия до последнего времени состояла исключительно из
буксируемых орудий и минометов, в основном также устаревших, при этом в ней не
было ни САУ, ни РСЗО, обеспечивающих современной артиллерии реальные
мобильность и огневую мощь. Лишь в последнее время были закуплены 37 новейших
французских колесных САУ «Цезарь» (на данный момент поступило примерно 20 из
них) и 86 РСЗО – 50 собственных NDL-40, 36 бразильских «Астрос-2». Эти системы
являются вполне современными, но их слишком мало.
Несмотря на недавнее приобретение новых польских ПЗРК
«Попрад» и китайских QW-3, а также швейцарских систем ПВО «Скайшилд», ничтожным
потенциалом обладает наземная ПВО Индонезии, она не обеспечивает даже прикрытия
важнейших объектов, не говоря уж об огромном воздушном пространстве страны в
целом. У Индонезии нет ЗРК средней и, тем более, большой дальности, имеются лишь
51 устаревший английский ЗРК «Рапира» малой дальности, 300-400 ПЗРК, до 500
зенитных орудий.
Армейская авиация в совокупности с авиацией полиции достаточно многочисленна, но, в основном, устарела, ее реальный боевой потенциал очень низок. Имеется всего 5 ударных вертолетов (российских Ми-35П), из транспортных вертолетов относительно новыми являются российские Ми-17В5 (до 17 единиц).
Вертолет Ми-17В-5
Таким образом, сухопутные войска Индонезии ни по количественным, ни по качественным параметрам совершенно не отвечают предъявляемым к ним требованиям, они требуют заметного увеличения количества частей и почти полного перевооружения.
Ситуация в ВВС гораздо хуже, по сути, ее можно считать катастрофической. На данный момент в них имеется всего 59 боевых самолетов, что, с учетом размеров страны, эквивалентно полному отсутствию у нее ВВС. Причем из этих 59 самолетов 15 – легкие противопартизанские штурмовики бразильского производства ЕМВ-314 (современные, но с незначительной боевой нагрузкой, малой дальностью полета, не способные действовать при наличии у противника хоть какой-то ПВО), 11 – крайне устаревшие американские легкие истребители F-5 и 9 – ненамного более новые F-16 первых модификаций (А/В). Сейчас из США поступают истребители F-16C/D, уже получено 8, всего будет 24. Но и эти самолеты современными считать нельзя, они построены в 80-е гг. и давно находились в США на хранении. Кроме того, F-16 – легкие истребители, их дальность полета и боевая нагрузка достаточно ограничены. Поэтому для такой огромной страны как Индонезия их требуется иметь не менее 100, а оптимально – 200-300, но никак не 17 или даже 33 (столько станет после поступления всех F-16C/D). Таким образом, с точки зрения ТТХ (значительная боевая нагрузка, мощная РЛС, большая дальность полета) всерьез соответствуют потребностям ВВС Индонезии лишь 16 российских самолетов – 2 Су-27СК, 3 Су-27СКМ, 2 Су-30МК, 9 Су-30МК2. Однако при столь ничтожном их количестве никаких реальных задач они решать не способны. Крайняя малочисленность боевой авиации усугубляется наличием всего двух заправщиков КС-130В с весьма ограниченными возможностями.
Еще более ничтожна морская разведывательная авиация: при
наличии гигантской акватории страны, на нее имеется всего 4 разведывательных
самолетов (3 «Боинг-737», 1 CN-235М-220МРА).
Как было сказано выше, Индонезии необходима очень сильная
транспортная авиация для обеспечения мобильности войск. В реальности же в ВВС
страны нет ни одного тяжелого транспортного самолета и всего 39 средних (19
С-130, 4 L-100-30, 7 CN-235-110, 9 С-295М). Они могут обеспечить переброску
лишь крайне незначительного количества войск почти без какой-либо тяжелой
боевой техники.
Таким образом, если сухопутные войска Индонезии требуют значительного увеличения и тотального перевооружения, то ВВС, фактически, необходимо просто создавать с нуля, поскольку сейчас они не отвечают даже самым минимальным потребностям обороноспособности страны.
Штурмовик ЕМВ-314
ВМС, в отличие от ВВС, нельзя считать нулевыми, но и они очень невелики, исходя из размеров страны, полностью расположенной на островах. Так, в них имеется всего две уже довольно старые немецкие ПЛ пр. 209/1200, впрочем, для Индонезии строятся по немецкой лицензии в Республике Корея три гораздо более современные ПЛ пр. 209/1400. Однако и после их поступления на вооружение подводный флот Индонезии будет недопустимо мал.
Самые крупные надводные боевые корабли, фрегаты типа «Ахмад Яни» (голландской постройки типа «Ван Спейк», 6 единиц) очень сильно устарели, хотя после модернизации один из них вооружен новейшими российскими сверхзвуковыми ПКР «Яхонт», остальные пять – китайскими ПКР С-802. В Голландии строятся для Индонезии новейшие фрегаты типа «Сигма», но их будет всего два-четыре. Имеется 43 корвета и ракетных катера, но и этого слишком мало, учитывая небольшую дальность плавания этих боевых единиц. К тому же 15 корветов (постройки бывшей ГДР) не несут ударного ракетного вооружения. Таким образом, с учетом фрегатов, лишь 34 единицы индонезийского флота оснащены ПКР, что, разумеется, крайне мало. К тому же «полноценные» ЗРК малой дальности имеют лишь 3 корвета типа «Бун Томо», ПВО фрегатов и 23 корветов ограничена ПЗРК, остальные корабли и катера вообще не имеют ПВО. С учетом описанного выше почти полного отсутствия у страны ВВС, устойчивость ВМС Индонезии от ударов с воздуха является, по сути, нулевой.
Десантные силы ВМС, как и военно-транспортная авиация, совершенно не отвечают требованиям обеспечения мобильности войск. Имеется лишь 20 устаревших ТДК с очень ограниченной грузоподъемностью, а также 4 новейших ДТД типа «Макассар» южнокорейской постройки, но в данном случае слишком ограничено их количество. При этом имеется довольно большая морская пехота. Однако почти вся ее техника, как и у сухопутных войск, серьезно устарела. Исключение составляют лишь российские 54 БМП-3Ф и 12 БТР-80А. Формально достаточно велика морская авиация, по отдельным параметрам она сопоставима с ВВС страны. Однако около 30 базовых патрульных самолетов и примерно 20 средних транспортных самолетов – опять же, слишком мало, при этом большинство машин серьезно устарело.
Фрегаты типа «Ван Спейк»
Таким образом, в целом для ВС Индонезии необходимо закупать огромное количество современной техники абсолютно всех классов, что, теоретически, делает ее одной из самых привлекательных стран для экспортеров вооружений. При этом у Индонезии практически нет никаких политических ограничений с точки зрения импорта вооружений. Она приобретала и приобретает оружие у Голландии (бывшая метрополия), США, Канады, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Швейцарии, Швеции, Испании, Италии, Польши, Чехии, Бразилии, Китая, Сингапура, России, Украины. Чрезвычайно активно развивается военно-техническое сотрудничество Индонезии с Республикой Корея, причем здесь идет речь не только и не столько о чистом импорте, но и о совместных разработках и производстве вооружений. Индонезия имеет достаточно большой собственный ВПК, хотя он способен производить технику почти исключительно по иностранным лицензиям. Республика Корея, в свою очередь, пытается активно сотрудничать в сфере совместной разработки вооружений с такими же, как она сама, новыми индустриальными странами Азии. В первую очередь, это именно Индонезия, а также Турция.
Разумеется, в первую очередь Индонезии необходимы истребители большой дальности. В данном случае идеальным вариантом является Су-35С просто потому, что ВВС страны уже эксплуатирует его «ближайших родственников» - Су-27 и Су-30 (как Су-30, так и Су-35 являются глубокой модернизацией Су-27). Единственная возможная альтернатива в этом классе – F-15, но пока его поставки в Индонезию не обсуждаются. Более того, в этом вряд ли есть смысл. Во-первых, индонезийским летчикам будет сложнее его осваивать, чем Су-35. Во-вторых, собственно истребительные версии F-15C/D уже давно сняты с производства, закупать самолеты выпуска начала 80-х из наличия ВВС США совершенно абсурдно. Более современный F-15Е является в большей степени ударным самолетом, чем истребителем, но у Индонезии уже есть Су-30. Джакарта уже официально заявила о намерении приобрести 10 Су-35С, осталось лишь изыскать на это средства, что будет, видимо, серьезной проблемой.
Дополнением к истребителям большой дальности могли бы стать легкие истребители. Здесь возможными вариантами являются расширение закупок F-16 (возможно, не только подержанных, но и новых), приобретение шведских «Гриппенов», российских МиГ-35, южнокорейских FA-50, китайско-пакистанских JF-17 или китайских J-10.
Боевая машина ЗРПК «Панцирь-С1»
Также Индонезии крайне необходимы транспортные самолеты.
Здесь существует много различных вариантов (С-17, С-130, А400М, Ил-476, КС-390
и т.д.), поэтому конкуренция может быть очень жесткой. При этом непонятно,
какую концепцию выберет сама Индонезия.
Очень велики потребности Индонезии в ударных вертолетах.
Проще всего ей продолжать закупки Ми-35П, хотя, разумеется, очень сильным
конкурентом здесь является «Апач». Европейский «Тигр» вряд ли может с ними
бороться.
Необходимо строительство в Индонезии полноценной наземной
ПВО, поскольку сейчас у страны ее, как было сказано выше, по сути, нет. Причем
требуется приобретение ЗРК и ЗРС во всем диапазоне высот и дальностей. Полный
их спектр (ЗРПК «Панцирь-С1», ЗРК «Тор» и «Бук», ЗРС С-300 разных модификаций)
может предоставить только Россия. У США есть ЗРС большой дальности «Пэтриот»,
но нет ЗРК малой и средней дальности, у Европы обратная ситуация. Естественно,
разумнее строить единую систему, разработанную и поставленную одной страной,
чем «надергивать» разные ЗРК из разных стран. Впрочем, здесь также совершенно
неясно, чего хочет индонезийское руководство.
ВМС страны нуждается, в первую очередь, в ПЛ и фрегатах. Здесь конкуренция может быть очень большой. По ПЛ – между Германией, Швецией, Францией, Японией, Китаем и Россией, по фрегатам – между США, Голландией, Германией, Францией, Италией, Испанией, Россией и Китаем. Типы могут предлагаться самые разные, в т.ч. и специально разработанные под данный заказ. Опять же, совершенно неясно, чего хочет руководство Индонезии. Также стране очень нужны десантные корабли, здесь будут конкурировать США, Голландия, Франция, Испания, Италия, Республика Корея.
Потребности в основных танках, видимо, будут закрыты на
обозримое будущее закупкой вышеупомянутых «Леопардов». Однако очень велики
потребности в БМТВ, БМП, БТР, САУ, РСЗО. Возможных вариантов по
странам-экспортерам и типам техники здесь очень много, тем более что в случае с
бронетехникой и артиллерией (как и с кораблями) теоретически возможно создание
нового типа техники под конкретного заказчика.
Самой большой неопределенностью являются запросы руководства
Индонезии. Во-первых, неясно, каковы его финансовые ресурсы. У страны были
очень большие доходы от экспорта нефти, правда, и расходы на различные цели
тоже весьма велики, а нефть теперь отнюдь не такая дорогая, как всего четыре
года назад. Во-вторых, непонятно, есть ли у него внятная концепция военного
строительства. Нынешние закупки носят несколько хаотичный характер с точки
зрения подбора типов. Главное же, неясно, почему новая техника (за исключением
танков) приобретается в столь малых количествах. По сути, это часто лишает
закупки всякого смысла. Малое количество техники не позволяет войскам решать
реальные боевые задачи, при этом делает потерю даже одного экземпляра техники
крайне болезненной с военной, финансовой и психологической точек зрения.
Но в любом случае, индонезийский рынок вооружений по всем
описанным выше причинам является исключительно привлекательным, поэтому борьба
за него между всеми основными экспортерами боевой техники в ближайшее время
будет неизбежно ужесточаться.