Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
Новая ось
Постепенное ослабление военной мощи и, соответственно, геополитического влияния США и рост мощи и влияния Китая приводят к появлению новых геополитических союзов. Порой, впрочем, это не столько создание нового союза, сколько более явное оформление и расширение союзов уже сложившихся ранее. В частности, речь идет об оси Пекин – Исламабад – Эр-Рияд, которая имеет шанс продлиться до Анкары.

Пакистан на протяжении, как минимум, 40 лет является важнейшим стратегическим союзником Китая и импортером китайского оружия. По китайской лицензии в стране производятся танки «Аль-Халид» и истребители JF-17. Китай внес чрезвычайно значительный вклад в пакистанские ядерную и ракетную программы. Характер отношений между Пекином и Эр-Риядом менее очевиден, однако, есть основания думать, что они гораздо теснее, чем принято считать, причём Пакистан является в данном случае «связующим звеном». Китай, Пакистан и Саудовская Аравия вместе с США и Великобританией в 80-е годы ХХ века были членами неформальной антисоветской коалиции во время присутствия советских войск в Афганистане, при этом Пакистан был основной базой этой коалиции. Пакистанская ядерная программа была осуществлена на саудовские деньги при существенной технологической поддержке Китая. Китай полностью поддерживает интересы Пакистана в Афганистане (как стратегического тыла на случай войны с Индией) и сам активно проникает в эту страну, отодвигая на запад периметр своей безопасности и получая доступ к его природным ресурсам.

Весьма симптоматичным является факт приобретения Саудовской Аравией в Китае в те же 80-е годы БРСД «Дунфэн-3». Это единственный в истории прецедент продажи оружия такого класса из одной страны в другую. Ракеты могут нести как ядерную, так и обычную БЧ, при этом хорошо известно, что использование ракет средней дальности в неядерном снаряжении неэффективно. Поэтому нельзя исключать, что ядерные БЧ для саудовских ракет либо уже поставлены Китаем, либо могут быть поставлены в любое время. В абсолютной конфиденциальности подобной сделки можно не сомневаться, учитывая закрытый тоталитарный характер режимов как в Пекине, так и в Эр-Рияде. В связи с этим следует отметить, что в Саудовской Аравии сейчас проживает уже более 150 тыс. китайцев. Другим возможным вариантом является приобретение Саудовской Аравией ядерных БЧ в Пакистане, причем в последнее время о такой возможности заговорили почти открыто.

Кроме того, нельзя не отметить такой важнейший фактор китайско-саудовских отношений, как нефть. Саудовская Аравия уже давно занимает первое место по объему поставок нефти в Китай. И уже 5 лет верно и обратное – Китай является главным покупателем саудовской нефти, обойдя в этом качестве США.

Уже достаточно давно стало заметным сближение Пекина и Анкары. Турция начала приобретать новейшее китайское оружие, либо производить его по лицензии. Причем речь идет об оружии, имеющем стратегическое значение в данном регионе – тактических ракетах В-611 (турецкое название - J-600T) и РСЗО WS-1 (Т-300). Исключительно важное значение имели состоявшиеся осенью 2010 г. совместные военно-воздушные учения ВВС Китая и Турции, проходившие в течение двух недель на турецкой авиабазе Конья. В них принимали участие турецкие истребители американского производства F-16 и китайские Су-27 (J-11), причем между ними отрабатывались маневренные воздушные бои. Это первые в истории подобные учения НОАК и ВС страны – члена НАТО. Вполне очевидно, что желание Китая установить контроль над регионом Ближнего и Среднего Востока и хорошо заметное в последние 12 лет изменение внешнеполитического вектора Турции, заключающееся в значительном охлаждении отношений с США и улучшении отношений с исламскими странами, естественным образом ведут к сближению Анкары и Пекина.

Китайская РСЗО WS-1

В свою очередь, Саудовская Аравия и Турция в настоящее время являются важнейшими союзниками в борьбе против президента Сирии Асада и его сторонников. Сирийская оппозиция воюет с территории Турции, а основную финансовую поддержку получает от Саудовской Аравии. Весьма своеобразна в этой ситуации роль Пекина. У нас почему-то принято считать, что Китай вместе с Россией и Ираном полностью поддерживает Асада. На самом деле, даже на уровне риторики этой поддержки почти незаметно. А на практике новейшие китайские ПТРК и ПЗРК в больших количествах появились у боевиков оппозиции. Внятных официальных объяснений у этого феномена до сих пор нет. Реальное объяснение вполне очевидно – ПТРК HJ-8 и ПЗРК FN-6 напрямую покупает у Китая Саудовская Аравия и передает боевикам. Причем в Пекине это прекрасно понимают. Но для китайцев важнее, во-первых, деньги, во-вторых, нефть, главным поставщиком которой в КНР, как было сказано выше, является именно Эр-Рияд.

На Россию всё это имеет самое непосредственное влияние.

Китайский ПТРК HJ-8

Так, Пакистан с Россией не граничит и вообще находится довольно далеко от нее, тем не менее, это наш давний, проверенный и испытанный враг, как минимум, со времен нашей афганской войны. Самая очевидная угроза со стороны Пакистана сегодня – поддержка им афганских талибов, которые после ухода натовцев из Афганистана могут создать нам большие проблемы в Центральной Азии (в худшем варианте – и на нашей собственной территории). Угроза почти столь же очевидная – возможность прихода к власти в Пакистане исламских радикалов. Пакистанские ракеты до России пока не долетают, но новые ракеты с китайской помощью разрабатываются очень активно. Следующее их поколение уже будет доставать до Сибири и Урала. При этом надо понимать, что в отличие от нынешних иранских властей, суннитские радикалы, получи они доступ к ядерным ракетам, вполне способны пойти на шаги откровенно самоубийственного характера. Суицидальный терроризм – чисто суннитское порождение, а если в массовом порядке самоподрывами занимаются отдельные индивидуумы, никто не сказал, что на это не может пойти целое государство.

Впрочем, даже нынешний Пакистан, в котором радикалы к власти еще не пришли, уже, как было сказано выше, почти не скрывает готовности продать Саудовской Аравии ядерные заряды для упомянутых БРСД «Дунфэн-3», уже сейчас способных достать до юга России. При этом в Саудовской Аравии радикалы (ваххабиты), по сути, находятся у власти уже сейчас. Правда, королевская семья слишком любит роскошь и не хочет ею жертвовать, но есть в этой стране настоящие «отморозки», причем очень высокопоставленные.

Китайский истребитель J-11

Сирийская гражданская война выявила факт открытого противостояния России со странами, поддерживающими суннитских радикалов. Кроме того, Анкара и Москва поддерживают противоположные стороны в Карабахском конфликте (Азербайджан и Армению соответственно).

А уж что касается Китая, то это вообще главная угроза для России – слишком ему нужны наши территории и ресурсы.

Таким образом, возникающая вдоль всей нашей южной границы геополитическая ось может создать для России в обозримом будущем очень большие проблемы.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа

16 июля 2014 11:11 1618
0
0