Ближний Восток и Северная Африка
Ближний Восток и Северная Африка
Трагедия и возможности

До последнего времени действия российской авиации в Сирии были вполне успешными. Она не несла потерь и сумела остановить отступление войск Асада, грозившее в ближайшее время перерасти в коллапс. Благодаря российским самолетам и вертолетам сирийская армия даже перешла в наступление. Впрочем, попытка наступать сразу по всем направлениям, в т.ч. противоположным, оказалась для измотанной 4-летней войной армии не вполне удачной. Были достигнуты лишь чисто тактические успехи, говорить о коренном переломе в войне пока не приходится.

В Москве достаточно быстро оценили обстановку и сделали единственно правильный вывод – увеличили группировку, начав задействовать Дальнюю авиацию с российской территории. Сирия стала, при этом, очень хорошим полигоном для испытания систем оружия, которые Россия до сих пор не применяла в боевых условиях. 

Однако надеяться, что всё будет идеально, мог только очень наивный человек. Россия наступила на интересы слишком многих стран. В первую очередь, это создатели и «генеральные спонсоры» «Исламского халифата» - Турция и Катар. Разумеется, на словах они тоже ведут «борьбу с терроризмом», но их истинная роль в сирийском конфликте – это уже даже не «секрет Полишинеля» (Саудовская Аравия, конечно, тоже не совсем в стороне, но она, всё-таки, больше поддерживает свое старое порождение – «Аль-Каиду» и ее производные, которые для «халифата» конкуренты, а не союзники). Аналогичным «уже даже не секретом» является нефтяной бизнес Анкары и «халифата»: Турция покупает у него нефть по демпинговым ценам как для внутреннего рынка, так и для реэкспорта уже по мировым ценам. После того, как российские самолеты начали целенаправленно отстреливать бензовозы, Турция просто не могла не ответить. Этим ответом и стало уничтожение Су-24. Кроме того, возможно, Анкара всерьез испугалась того, что французский президент действительно сможет добиться создания антихалифатовской коалиции, причем с участием России, что для Турции совершенно неприемлемо.

Обстоятельства данного инцидента не оставляют никаких сомнений в том, что самолет был сбит целенаправленно. Даже если полностью верить турецкой версии событий и игнорировать российскую версию, бомбардировщик находился в воздушном пространстве Турции менее минуты. Как минимум, за это время турки не успели бы поднять истребители в воздух – т.е. они были подняты заранее, организовав классическую «воздушную засаду». При этом Су-24 шел не вглубь воздушного пространства Турции, что действительно можно было бы расценить как угрозу, а параллельно границе, срезая ее выступ. Т.е., только войдя в ее воздушное пространство (если это на самом деле было), он сразу же из него выходил, заведомо не неся никакой, даже локальной угрозы Турции. Более того, он находился в воздушном пространстве Турции (исходя из турецкой версии) настолько короткое время, что турецкий истребитель заведомо начал атаку на Су-24, когда тот был еще над Сирией, а завершил, когда тот был уже над Сирией, т.е. его действия были абсолютно неправомерны. Кстати, за период после окончания Второй Мировой подобных «срезаний выступов» и «чирканий по границе» были тысячи на всех континентах, но никто при этом формальных нарушителей не сбивал даже в разгар холодной войны. 

Совершенно очевидно, что турецкий летчик не просто ни о чем не предупреждал российских, но и не включил бортовую РЛС, поскольку в любом из этих случаев (либо услышав предупреждение, либо зафиксировав работу по себе РЛС противника) российские самолеты немедленно повернули бы на юг (очевидно, со снижением), чтобы уйти от атаки. Т.е. турецкий F-16 вышел в заднюю полусферу Су-24 на визуальную видимость для пуска ракеты с ИК ГСН и, таким образом, прекрасно знал, что перед ним именно российские самолеты. Описанный сценарий является единственно возможным, повторим, даже если исходить из турецкой версии траекторий полета самолетов-участников инцидента. 

Соответственно, ни о какой «защите суверенитета Турции» здесь нет и речи, налицо заранее спланированная акция с целью уничтожения российского бомбардировщика, это абсолютно однозначно. Нет особых сомнений и в том, что это именно «месть за бензовозы» под предлогом защиты сирийских турок. 

Российское руководство, похоже, не ожидало от Анкары подобного шага. Это при том, что прекрасно знало о вышеупомянутых «секретах Полишинеля», которые даже и не секреты. Не могло оно не знать и то, что по всем принципиальным геополитическим вопросам (это не только Сирия, но и Крым, а также ситуация в Закавказье) позиция Анкары не просто не совпадает с позицией Москвы, но прямо ей противоположна, а сложная геополитическая игра Турции по созданию нового варианта Османской империи идет полностью вразрез с интересами России. Видимо, в Кремле всерьез верили в то, что газ, туризм и некоторая антизападная фронда Эрдогана делают нас партнерами и чуть ли не союзниками. Из-за этого грубую ошибку совершило и командование российской группировки в Сирии: оно было обязано обеспечить сопровождение ударных самолетов, работающих вблизи турецкой границы, истребителями, тем более что они в Сирии есть (4 Су-30). Если бы это сопровождение было, никакой атаки со стороны турок однозначно не случилось бы.

Гибель двух российских военнослужащих в ходе данного инцидента является трагедией, но войн без потерь не бывает, а профессия военного подразумевает повышенный риск гибели. Потерю бомбардировщика, изготовленного еще в СССР, и не сильно дорогого многоцелевого вертолета ВС РФ уж точно переживут. В остальном же Россия может извлечь из происшедшего очевидную пользу. 

Во-первых, хочется надеяться, что политическое руководство России избавится от всех иллюзий по поводу «партнера» в лице Анкары и начнет относиться к ней адекватно. 

Во-вторых, Россия получает фактический карт-бланш на любые действия против «умеренной прозападной оппозиции», представители которой убили летчика Су-24, расстреляв его в воздухе (это военное преступление), а затем и морпеха в спасательном Ми-8. 

В-третьих, случившееся разрушает давнюю идею Турции о создании на севере Сирии «освобожденной бесполетной зоны». Совершенно очевидно, что Россия не признает этой зоны, распространяя на нее боевые действия (в т.ч. и против ВС Турции, если таковые там окажутся). Более того, переброска в Сирию ЗРС С-400 позволит уже нам создать вполне реальную бесполетную зону почти над всей территории Сирии, при этом в радиусе ее поражения оказывается и значительная часть Турции. Это коренным образом меняет всю военную ситуацию в Сирии. Заявления Эрдогана о том, что уничтожение турецких самолетов над Сирией он расценит как агрессию против Турции совершенно изумительны с точки зрения международного права, но, почти наверняка, так и останутся заявлениями.

Инцидент с самолетом в очередной раз подчеркнул абсолютную виртуальность нынешнего НАТО. Эта виртуальность уже в полной мере проявилась в ситуациях с Грузией и Украиной, но ее формально можно было списать на то, что эти страны, несмотря на безоговорочную прозападную ориентацию, всё же не являются членами альянса, соответственно, юридических обязательств перед ними НАТО не несет. Турция членом НАТО является, при этом ее ВС – вторые по боевому потенциалу после американских. В последние годы Анкара весьма вольно относилась к своему членству в альянсе, но сбив Су-24, немедленно о нем вспомнила и потребовала защиты. Ответ был абсолютно ожидаемым, точнее – единственно возможным: НАТО выразило словесную поддержку Анкаре и предложила ей самой решать свои проблемы в отношениях с Москвой. 

Какие ответные меры применит Россия против Турции и до какой степени использует открывшиеся перед ней новые возможности в Сирии – сейчас ответить невозможно. Но можно с уверенностью сказать, что Анкара совершила большую ошибку, сбив российский бомбардировщик.



Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа
30 ноября 2015 12:22 1243
0
0