Локальные войны после 1945
Локальные войны после 1945
После гибели «Эйлата»
Локальные войны после 1945 года не отличались большим количеством морских сражений. Боевые действия, в основном, шли на суше и в воздухе. Тем не менее, в ходе некоторых войн имели место достаточно активные действия на море. Впрочем, за исключением Фолклендской войны, они оказывались «параллельны» основным сражениям, не оказывая на исход войны серьезного влияния. 

В частности, именно так происходило во время арабо-израильских войн. Знаменитый бой у Порт-Саида 21 октября 1967 года, в ходе которого два египетских ракетных катера пр. 183Р потопили израильский эсминец «Эйлат», имел, скорее, моральное значение. Даже влияние его на морскую стратегию, в конечном счете, оказалось преувеличенным: «Эйлат» был построен в 40-е года, когда никаких ПКР еще не было в принципе, соответственно, он не мог отразить удар египетских катеров. Просто евреи несколько зарвались, сочтя себя непобедимыми и утратив всякую осторожность. Направив старый эсминец без прикрытия с воздуха к главной базе египетского флота, они получили то, чего заслужили.

Советская помощь арабам не сводилась только к поставкам вооружений, дело доходило до прямого участия в военных действия. Так, в начале 1968 года с трех десантных кораблей Черноморского флота под прикрытием сторожевого корабля и тральщика был высажен десант численностью около 400 морпехов с 4 танками Т-54, 10 плавающими танками ПТ-76 и 21 БТР-60 на азиатском берегу Суэцкого канала с целью сохранения контроля над входом в канал за Египтом. Израильтяне не рискнули мешать десанту.

Израильский эсминец «Эйлат»

Самой успешной операцией египетского флота (после потопления «Эйлата») стал набег эсминцев «Насер» и «Дамьетта» (советского пр. 30) с целью обстрела береговых объектов израильских войск в 40 км к востоку от Порт-Саида в ночь с 9 на 10 ноября 1969 года. По-видимому, израильтяне понесли очень серьезные потери, поскольку стараются не упоминать об этом событии. На отходе эсминцы подверглись безуспешной атаке 40 израильских самолетов. Разумеется, операцией руководили советники из СССР. Отчасти ее успех, конечно, объяснялся близостью объектов атаки к египетским базам.

В ходе Октябрьской войны 1973 года впервые развернулись бои между ракетными катерами. В этих боях у израильтян оказались гораздо лучше как тактика, так и техника. Их ПКР «Габриэль» собственного производства были гораздо меньше по размерам, чем арабские П-15 советского производства, но, как раз, для боя между катерами они подходили гораздо лучше. При этом у израильских катеров было более сильное артиллерийское вооружение, благодаря чему они успешно добивали поврежденные «Габриэлями» катера противника. 

В бою у Латакии в ночь с 6 на 7 октября 5 израильских катеров безнаказанно потопили 3 сирийских ракетных катера (1 пр. 205, 2 пр. 183Р), 1 торпедный катер пр. 123К, 1 тральщик пр. 254. Во время повторной атаки на Латакию в ночь с 10 на 11 октября были потоплены по 1 ракетному катеру пр. 205 и 183Р, а заодно – японское и греческое торговые суда.

Между ракетными катерами ВМС Израиля и Египта имели место три боя, кроме того, египтяне в первую ночь войны обстреливали ПКР израильские береговые объекты, причем достаточно успешно. В этих боях египтяне потеряли 4 катера пр. 205, а 2 катера пр. 183Р были потоплены в Порт-Саиде израильскими боевыми пловцами, которые, впрочем, погибли в ходе этой операции. Египет претендовал на несколько потопленных израильских ракетных катеров, но после войны все они оказались в строю. Единственной потерей ВМС Израиля стал сторожевой катер, потопленный египетской береговой артиллерией.

Последним на данный момент эпизодом морской войны между арабами и евреями стала атака группировки «Хезболла» с помощью береговой ПКР С-802 китайского производства (или ее иранской копии «Нур») против израильского корвета «Ханит» 14 июля 2006 года. Здесь повторилась история «Эйлата» - евреи оказались слишком самонадеянными и пропустили атаку, которую вполне могли отразить. Правда, последствия были менее фатальными – корвет получил умеренные повреждения, погибло лишь 4 моряка.

ВМС другой арабской страны, Ливии, в марте 1986 года приняли участие в коротком конфликте с ВМС США, в результате потеряв МРК пр. 1234Э советской постройки и ракетный катер типа «Комбатант-2» французской постройки. Оба были потоплены американскими палубными штурмовиками А-6 (по некоторым данным МРК потоплен не штурмовиками, а ПКР «Гарпун» с ракетного крейсера «Йорктаун»). А в 2011 году британские самолеты «Торнадо» потопили в Триполи ливийский фрегат советской постройки пр. 1159 и еще три ракетных катера типа «Комбатант-2».

Израильский ПКР «Габриэль» 

ВМФ СССР принимал прямое и достаточно активное участие в событиях на Африканском Роге в 70-е – 90-е года. В 1977 году началась война между Сомали и Эфиопией, причем обе эти страны числились союзниками СССР. Москва сделала выбор в пользу Эфиопии, что привело к необходимости эвакуации советских специалистов и членов их семей из Сомали. Для обеспечения безопасности этого процесса 20 ноября 1977 года в Могадишо был высажен советский морской десант, что действительно обеспечило безопасность эвакуации.
 
Эфиопия с помощью СССР и Кубы победила Сомали, после чего втянулась в тяжелую войну с собственной (на тот момент) мятежной провинцией Эритрея, на которую приходилось всё морское побережье Эфиопии. СССР предоставил Эфиопии огромное количество оружия и иногда воевал напрямую. Так, в декабре 1977 - январе 1978 года тихоокеанский эсминец “Веский” (пр. 56) обстреливал позиции эритрейцев в районе Массауа. В июне 1978 года в Массауа был высажен советский десант, который вступил в бой с эритрейцами, не позволив им взять город. При этом никаких потерь среди морпехов не было. Возможно, советские войска продолжили бы участвовать в этой войне, но тут начался Афганистан. Поэтому Москва ограничивалась поставками оружия и отправкой советников, а ВМФ СССР пользовался базой на острове Дахлак у побережья Эфиопии, то есть Эритреи.
 
Тяжелый кризис в СССР привел к сокращению помощи Эфиопии, благодаря чему эритрейцы установили контроль над всей провинцией и стали атаковать уже собственно Эфиопию. У них появилась достаточно современная техника, в т.ч. боевые катера, с помощью которых они получили возможность атаковать оказавшуюся в полной изоляции советскую ВМБ. В середине мая 1990 года произошел бой между черноморским тральщиком «Разведчик» (пр. 266М) и 4 эритрейскими катерами, в ходе которого, возможно, один из катеров противника был потоплен. 27 мая черноморский сторожевой катер АК-213 (пр. 205П) также вступил в бой с 4 катерами эритрейцев, потопив 2 или 3 из них. После этого противник не рисковал вступать в прямые морские бои с советскими кораблями. Но и Москва приняла решение эвакуировать ВМБ с Дахлака, поскольку ее существование утратило смысл. 19 октября 1990 года занимавшийся выводом базы конвой ВМФ СССР (МПК-118 «Комсомолец Молдавии» (пр. 1124М), тральщик «Параван», 2 БДК, танкер «Шексна») был обстрелян с берега артиллерией и РСЗО эритрейцев. Ответным огнем МПК батареи были подавлены, взорван склад боеприпасов. Этой был последний бой ВМФ СССР.

Война во Вьетнаме началась формально именно на море – с так называемого Тонкинского инцидента. Якобы, 2 августа 1964 года торпедные катера Северного Вьетнама атаковали в Тонкинском заливе два американских эсминца. До сих пор неясно, был ли этот эпизод на самом деле или американцы его выдумали, чтобы начать войну, или американцам померещилось. В ходе дальнейших боевых действий морских боев не было из-за несопоставимости сил сторон. Лишь в апреле 1972 года, когда ВС Северного Вьетнама начали генеральное наступление с целью полного разгрома противника, 2 МиГ-17 атаковали американскую эскадру (1 крейсер, 3 эсминца), которая вела обстрел северовьетнамских войск на побережье. Хотя эти небольшие самолеты-истребители совершенно не были приспособлены для ударов по крупным боевым кораблям, им удалось нанести серьезные повреждения эсминцу «Хайгби», выведя из строя кормовую артиллерийскую башню. Американцы заявляют, что сбили 1 МиГ, вьетнамцы это отрицают. В любом случае, эта была первая после Второй Мировой войны успешная воздушная атака на корабли ВМС США. 

Советский эсминец проекта 56  «Веский»

При этом в Южно-Китайском море имеет место многолетний конфликт по поводу принадлежности островов Парасельских и Спратли. Пекин в соответствии со своими национальными традициями претендуют на всё море целиком. Разумеется, остальные прибрежные страны с этим не согласны, но прямое сопротивление оказывает лишь Вьетнам. 

В январе 1974 года произошло сражение за Парасельские острова между ВМС Китая и Южного Вьетнама. С китайской стороны в бою участвовали 6 сторожевых катеров (4 советской постройки пр. 122, 2 отечественных пр. 037 «Хайнань»), с южновьетнамской – 3 фрегата и 1 корвет американской постройки. Все корабли были весьма старыми и примитивными. Реальное превосходство в силах было на стороне вьетнамцев, но бой выиграли китайцы, потопив корвет противника, после чего фрегаты бежали. Почти все китайские катера были серьезно повреждены.

В марте 1988 года произошел бой за острова в архипелаге Спратли между ВМС Китая и теперь уже объединенного Вьетнама. Впрочем, боем это назвать сложно: 3 китайских фрегата, то есть полноценных боевых корабля, атаковали 2 вьетнамских грузовых судна и 1 десантный корабль (американской постройки 40-х годов). Оба грузовых судна были потоплены, десантный корабль тяжело поврежден и выбросился на остров. Однако, несмотря на несопоставимость сил, вьетнамцы оказали китайцам крайне ожесточенное сопротивление, не дав им захватить остров, несмотря на гибель кораблей. Корабли ВМФ СССР, базировавшиеся в Камрани, несмотря на наличие юридических обязательств, никакой помощи вьетнамцам не оказали. Точно так же, как в январе 1974 года корабли ВМС США с Субик-Бэя на Филиппинах, никак не помогли южным вьетнамцам, несмотря, опять же, на обязательства.

Советский сторожевой катер проекта 205П

Все перечисленные выше морские бои не оказали реального влияния на исход соответствующих войн, либо просто были изолированными эпизодами. 
Весьма активно велись боевые действия на море во время индо-пакистанской войны в декабре 1971 года. В первый же день войны (4 декабря) в Бенгальском заливе индийский эсминец «Раджпут» (британской постройки 40-х годов) потопил пакистанскую подлодку «Гази» (американской постройки 40-х годов). В ночь с 4 на 5 декабря 3 индийских ракетных катера пр. 205 в охранении двух фрегатов пр. 159 (все – советской постройки) произвели набег на Карачи, потопив с помощью ПКР П-15 эсминец «Хайбер», тральщик «Мухафиз», а также либерийский транспорт с американскими боеприпасами для пакистанской армии. Эсминец «Шах Джахан» был тяжело поврежден и сразу после войны отправлен на слом. Надо отметить, что оба пакистанских эсминца, как и израильский «Эйлат», были построены в Великобритании в 40-е года, когда о ПКР и речи не было. Тем не менее, успех индусов привел к временной абсолютизации ракетных катеров. В ночь с 8 на 9 октября индийские ВМС силами уже 4 катеров повторили набег на Карачи, были потоплены панамское, либерийское, английское и греческое суда, сожжено не менее половины цистерн с топливом в порту.

9 октября пакистанцы взяли частичный реванш: их подлодка «Хангор» (новейшая на тот момент французской постройки типа «Дафнэ») потопила индийский фрегат «Хукри» (опять же корабль британской постройки 40-х годов). На сегодняшний день это единственная победа дизельной ПЛ за весь период после 1945 года (возможно, вторым случаем стало потопление южнокорейского корвета «Чхон Ан» в марте 2010 года, но точных подтверждений того, что его потопила северокорейская ПЛ, всё же нет). 
Индийский авианосец «Викрант» (британской же постройки с английскими же штурмовиками «Си Хок» на борту) в охранении трех фрегатов действовал в Бенгальском заливе. Его «Си Хоки» потопили значительное количество транспортных судов, а также речных боевых кораблей и катеров в Восточном Пакистане, который в результате этой войны стал независимой Бангладеш. Впрочем, здесь индусы работали в полигонных условиях, поскольку единственную на этом ТВД подлодку (ту самую «Гази») и всю боевую авиацию пакистанцы потеряли в первый же день войны.

Советский сторожевой катер проекта 122

В целом, в ходе войны 1971 года боевые действия на море имели, в отличие других войн, стратегическое значение: индусы парализовали действия ВМС и морскую торговлю Пакистана, что способствовало их быстрой общей победе.

Фолклендская война апреля-июня 1982 года была единственной после 1945 года, в которой морская составляющая доминировала. Изначально воевавшая «на своем поле» Аргентина имела значительно превосходство как на море, так и в воздухе. Но на стороне Великобритании оказалось техническое и тактическое превосходство. Переломным моментом войны стало потопление английской атомной подлодкой «Конкеррор» аргентинского крейсера «Хенераль Бельграно» (пока это единственная в истории морских войн победа ПЛА). В каком-то смысле здесь повторилась история «Эйлата» и «Хайбера»: крейсер был введен состав ВМС США под названием «Феникс» в 1938 году (продан в Аргентину в 1951 году), когда никто не мог себе представить появления атомных подлодок. Однако гибель крейсера полностью «вырубила» аргентинский флот. Лишь подлодка «Сан Луис» (на тот момент новейшая немецкой постройки пр. 209) несколько раз выходила в атаку на корабли английских ВМС, но успеха не добилась. Все остальные потери оба флота понесли от авиации. Аргентинцы потеряли подлодку (американской постройки 40-х годов), патрульный корабль и транспортное судно (еще один патрульный корабль и одно транспортное судно были захвачены англичанами на Фолклендах). Англичане потеряли два эсминца типа «Шеффилд», два фрегата типа «Амазон», контейнеровоз «Атлантик Конвейер» и десантный корабль. Один из эсминцев (сам «Шеффилд») и контейнеровоз были потоплены ПКР «Экзосет», выпущенных со штурмовиков «Супер Этандар» (и то, и другое – французского производства), остальные 4 корабля – обычными авиабомбами с «Миражей» и «Скайхоков». Множество английских кораблей получили попадание авиабомб, но очень значительная их часть не взорвалась (это были старые бомбы американского производства). Однако английские «Харриеры» (которые благодаря своей «вертикальности» могли взлетать не только с авианосцев, но и с эсминцев и фрегатов) и корабельные ЗРК выбили большую часть аргентинской авиации, что обеспечило им полное превосходство в воздухе непосредственно над Фолклендами, а блокада аргентинского гарнизона островов была организована с первых дней войны. Всё это и обеспечило англичанам победу.
  
Весьма значительной был морская составляющая ирано-иракской войны. На ее начальном этапе имели место бои между ракетными катерами – иракскими пр. 205 и иранскими французского типа «Комбатант-2». Еще в первый месяц войны (в сентябре 1980 года) было потоплено 4 иракских катера пр. 205 (2 – иранскими катерами, 2 – авиацией). 28 ноября 1980 года в западной части Персидского залива случилось крупнейшее в ходе войны воздушно-морское сражение, в котором крупную победу одержал Иран. Его ракетные катера потопили 2 иракских катера пр. 205, а самолеты F-4 и F-5 – еще 3 ракетных катера пр. 205 и 4 торпедных катера пр. 183, а также сбили 6 иракских МиГ-23, 1 МиГ-21 и вертолет SA321 французского производства. Иран потерял лишь один ракетный катер (потоплен ПКР П-15 с иракских катеров) и 1 F-4 (сбит иракским МиГ-23). В результате этого боя ВМС Ирака, по сути, прекратили свое существование. 

После этого война на море продолжилась в форме атак авиации обеих сторон (а с иранской стороны – и боевых кораблей и катеров) на танкеры, идущие из портов противника. Национальная принадлежность танкеров значения не имела. В ходе войны была произведена 451 атака на суда в Персидском заливе (283 со стороны Ирака, 168 - со стороны Ирана). Погибло 11 судов, повреждено 340. Иракцы в этой войне были гораздо активнее. Например, в марте 1988 года их бомбардировщики Ту-22 подожгли 2 иранских супертанкера: “Авай” (дедвейт 316.379 тонн) и “Санандай” (253.837 тонн), при этом погибло более 50 человек. Более того, 17 мая 1987 года иракский «Мираж-F1» поразил двумя ПКР «Экзосет» американский фрегат «Старк» (типа «Оливер Перри»), погибло 35 моряков. Фрегат не затонул только потому, что одна из ракет не взорвалась. 

Тем не менее, США не просто поддерживали Ирак в ходе этой войны, но с осени 1987 года начали воевать на его стороне. В сентябре 1987 года американцы повредили, после чего захватили и взорвали иранский десантный корабль. Все обвинения в атаках на торговые суда шли только в адрес Ирана, даже иракскую атаку на «Старк» американцы проглотили. При этом нельзя забывать, что и причиной войны стала прямая агрессия Ирака с целью захвата юго-западных районов Ирана, наиболее богатых нефтью. Но и это Саддаму Хусейну простили.

17 апреля 1988 года ВС Ирака развернули генеральное наступление против иранских войск на южном (главном) участке фронта. По удивительному совпадению на следующий день ВМС США провели в Персидском заливе крупную операцию против ВМС Ирана. С американской стороны в операции участвовали атомный авианосец «Энтерпрайз», 2 крейсера, 4 эсминца, 4 фрегата. В результате были потоплены фрегат, ракетный и сторожевой катера ВМС Ирана, еще один фрегат тяжело поврежден, уничтожены 2 иранские нефтяные платформы. Это оттянуло часть иранских сил с фронта и, безусловно, помогло успеху иракского наступления. 

Вдохновленный американской поддержкой Саддам Хусейн всего через два года после окончания войны с Ираном совершил новую агрессию – против Кувейта. В ходе этой агрессии иракскими войсками были захвачены 6 из 8 ракетных катеров ВМС Кувейта, что воссоздало иракский флот.

Но тут выяснилось, что против Ирана агрессию совершать можно, а против Кувейта – ни в коем случае. Ирак был разгромлен в январе-феврале 1991 года в ходе «Бури в пустыне». При этом английской и американской авиацией были потоплены все бывшие кувейтские ракетные катера.

Советский МРК проекта 1234Э

Таким образом, в ходе локальных войн подтвердилось, что главным противником флота является авиация. В ходе Октябрьской и Ирано-иракской войн имели место бои между ракетными катерами, а единственным «классическим» артиллерийским морским боем стал бой у Парасельских островов (можно считать таковым еще бой АК-213 против эритрейских катеров). По-видимому, в дальнейшем также возможны бои между катерами ВМС развивающихся стран, принципиально не влияющие на исход войн. Если же случатся крупные морские сражения, то только в том случае, если одним из их участников станут ВМС Китая. 

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
28 июля 2014 11:33 3553
0
0