Локальные войны после 1945
Локальные войны после 1945
Сирийский опыт
Участие в сирийской гражданской войне стало крупнейшей зарубежной операцией современных ВС России.

Развертывание группировки ВС РФ в Сирии производилось в течение сентября 2015 г. Часть личного состава, оборудования, снаряжения и боеприпасов перебрасывалась большими десантными кораблями (БДК) и вспомогательными судами ВМФ РФ из Новороссийска в 720-й пункт материально-технического обеспечения (720-й ПМТО) в сирийском порту Тартус, другая часть – военно-транспортной авиацией через воздушное пространство Ирана и Ирака. Переброска боевой авиации на аэродром Хмеймим в провинции Латакия на средиземноморском побережье Сирии была проведена по тому же воздушному маршруту под прикрытием стратегических учений ВС РФ «Центр-2015». Первоначально авиационная группировка включала 18 фронтовых бомбардировщиков (6 Су-34, 12 Су-24М), 12 штурмовиков Су-25СМ, 4 истребителя-бомбардировщика Су-30СМ, 12 ударных вертолетов Ми-24П, несколько многоцелевых вертолетов Ми-8. С земли аэродром прикрывали подразделения 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота, 7-й десантно-штурмовой (горной) дивизии ВДВ, а также средства ПВО - ЗРК «Бук-М2» и ЗРПК «Панцирь-С1». 

Кроме того, во всех объединениях, соединениях и частях ВС Сирии вплоть до батальона в боевых действиях принимали участие российские военные советники. Также в Сирии были задействованы силы специального назначения ВС РФ.

Боевые действия по поддержке ВС Сирии российская авиационная группировка начала 30 сентября 2015 года. В течение первых полутора месяцев этих действий выяснилось, что российское командование переоценило боеспособность ВС Сирии, поэтому развернутой авиационной группировки недостаточно для достижения поставленных целей. Кроме того, 24 ноября истребитель ВВС Турции F-16С сбил в воздушном пространстве Сирии российский бомбардировщиков Су-24М, один из летчиков которого погиб. В ходе спасательной операции был также потерян вертолет Ми-8, при этом погиб морской пехотинец из состава спасательной группы. В силу перечисленных обстоятельств и возникновения прямой угрозы столкновения с ВС Турции было принято решение об усилении как авиационной группировки, так и наземной ПВО места ее базирования. В районе аэродрома Хмеймим была развернута ЗРС С-400, кроме того, для усиления ПВО группировки были задействованы крейсера пр. 1164 (сначала крейсер «Москва» из состава Черноморского флота, затем крейсер «Варяг» из состава Тихоокеанского флота), оснащенные ЗРС «Форт» (морской аналог С-300П). В начале 2016 года ПВО была усилена 4 истребителями Су-35С. В декабре 2015 года и феврале 2016 года на аэродром Хмеймим были переброшены дополнительно 9 фронтовых бомбардировщиков (4 Су-34, 5 Су-24М). Для ударов по антиправительственным формированиям с ноября 2015 года были задействованы боевые самолеты, базирующиеся на территории РФ – 11 стратегических бомбардировщиков (6 Ту-160, 5 Ту-95МС), 12 тяжелых бомбардировщиков Ту-22М3, 8 фронтовых бомбардировщиков Су-34. При этом стратегические бомбардировщики впервые применили в боевых условиях крылатые ракеты Х-101 и Х-555. Фронтовая авиация применяла в ходе боевых действий всю номенклатуру авиабомб и управляемых ракет, состоящих на вооружении ВКС РФ, причем благодаря наличию на бомбардировщиках прицельно-навигационного комплекса «Гефест» обычные авиабомбы фактически применялись как управляемые высокоточные боеприпасы.

Кроме авиационных средств поражения, в ходе операции ВС РФ в Сирии были применены крылатые ракеты морского базирования «Калибр-НК» с кораблей Каспийской флотилии (сторожевой корабль пр. 11661 «Дагестан», малые ракетные корабли пр. 21631 «Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг») и с подводной лодки Черноморского флота пр. 636.3 «Ростов-на-Дону» (она применила ракеты по целям в Сирии из акватории Средиземного моря). 

Для разведки целей были широко использованы космические и беспилотные средства. 

С 15 марта 2016 года начался вывод основной части российской авиационной группировки из Сирии. Тем не менее, на аэродроме Хмеймим остались по 4 истребителя Су-35С и Су-30СМ, 12 бомбардировщиков Су-24М и 4 Су-34, ударные и многоцелевые вертолеты, в т.ч. по 2 ударных вертолета Ка-52 и Ми-28Н. Также не были выведены силы, прикрывающие аэродром с земли, в т.ч. все средства наземной ПВО. 

За 5,5 месяцев первой фазы операции (до вывода части авиационной группировки) российские самолеты совершили до 7 тыс. боевых вылетов, при этом, по данным командования группировки, уничтожено 7,5 тыс. различных целей. При поддержке российской авиации ВС Сирии освободили до 10 тыс. кв. км территории и до 400 населенных пунктов. Наибольших успехов удалось добиться на севере Сирии, в районе второго по величине города страны Алеппо. К востоку от этого города сирийские войска сумели нанести серьезное поражение силам «Исламского халифата», в частности, была деблокирована авиабаза Квейрис, находившаяся в осаде противника более двух лет. К северо-западу от Алеппо правительственные войска совместно с курдскими формированиями полностью перерезали коммуникации «умеренной оппозиции» и «Джебхат ан-Нусры», по которым они получали снабжение из Турции. Кроме района Алеппо, серьезных успехов ВС Сирии добились в провинции Латакия. Курдские вооруженные формирования, также получавшие поддержку российской авиации, значительно расширили свою зону контроля на северо-востоке Сирии, что вызвало крайне отрицательную реакцию Анкары и породило угрозу прямой турецкой интервенции в Сирию при возможной поддержке со стороны ВС Саудовской Аравии

В других районах Сирии правительственные войска и их союзники даже с российской помощью добились лишь ограниченных тактических успехов. 

27 февраля 2016 года при активном посредничестве США и РФ в Сирии вступило в силу перемирие, которое не распространялось на «Джебхат ан-Нусру» и «Исламский халифат».

Потери ВС РФ к этому моменту составили 6 или 7 чел. убитыми, 1 бомбардировщик Су-24, 1 вертолет Ми-8. Подобный уровень потерь следует считать очень низким. 

По данным «Сирийской обсерватории по правам человека» в период с 30 сентября 2015 года по 18 марта 2016 года потери «Исламского халифата» от действий российской авиации составили 1276 чел. убитыми, других оппозиционных сил, включая «Джебхат ан-Нусру» - 1567 чел. убитыми. Учитывая, что «Сирийская обсерватория по правам человека» отражает исключительно точку зрения оппозиции, приведенные цифры следует считать нижним пределом величины, реальные потери антиправительственных сил могут быть значительно более высокими. Кроме того, как «Исламский халифат», так и другие оппозиционные формирования потеряли большую часть боевой техники, ранее захваченной ими у ВС Сирии и Ирака. Также в значительной степени была разрушена система нелегальной продажи нефти «Исламским халифатом» в Турцию, которая обеспечивала значительную часть его внешнего финансирования.

С 15 марта оставшаяся часть авиационной группировки РФ сосредоточилась на поддержке действий ВС Сирии против формирований «Исламского халифата». Совершив до конца месяца более 500 вылетов, она способствовала успеху операции сирийских войск по освобождению г. Пальмира в центральной Сирии, что имело большое значение как с военной, так и с политической точки зрения. В целом, однако, интенсивность работы российской авиации снизилась в несколько раз по сравнению с периодом до середины марта.

12 апреля из-за ошибки пилотирования был потерян боевой вертолет Ми-28Н, его экипаж, состоящий из двух человек, погиб. В мае в бою погиб еще один российский морпех.

С точки зрения соотношения задействованных сил, понесенных потерь и достигнутых результатов операцию ВС РФ в Сирии можно считать исключительно успешной. Кроме того, в ходе операции были испытаны новые боевые системы и отработаны способы их применения. 

Однако с политической точки зрения результаты операции невозможно в данный момент оценить однозначно, поскольку ее масштабы были искусственно снижены до достижения решительного стратегического перелома в сирийской войне в пользу правительственных сил и их союзников. По сути, успешно захваченная ранее инициатива была добровольно отдана противнику, благодаря чему «Ан-Нусра» и «Свободная Сирийская армия» сумели вернуть часть утраченных позиций. Замыслы организаторов этой войны и спонсоров сирийской оппозиции (Турции, аравийских монархий, США) в результате военного вмешательства России были серьезно нарушены, но не разрушены полностью. Перспективы мирного политического урегулирования ситуации в Сирии совершенно неочевидны, учитывая непримиримость позиций и степень взаимного ожесточения сторон. «Исламский халифат», хотя и понес существенные людские, материальные и территориальные потери, остался весьма серьезной военно-политической силой, он по-прежнему контролирует значительную часть территорий Сирии и Ирака. 

В то же время, российское военное вмешательство привело к значительному улучшению ситуации в Сирии по сравнению с моментом начала данной операции. Кроме того, Россия сохранила юридическую и физическую возможность восстановить свою военную группировку на территории Сирии и, тем более, наносить авиационно-ракетные удары по сирийским антиправительственным формированиям с собственной территории и воздушного пространства, с кораблей и подводных лодок ВМФ.
 
Таким образом, дать окончательную оценку результатов участия ВС РФ в сирийской гражданской войне можно будет дать только через определенный период времени.




Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа
30 мая 2016 09:59 2249
0
0