Черчилль в конце 40-х удивлялся тому, зачем Франция пытается удержать Вьетнам, когда Великобритания спокойно отдала Индию. Однако и Британия после Второй Мировой вела две большие колониальные войны, причем, как и Франция, одну в Африке, другую – в Юго-Восточной Азии. Правда, если Франция обе войны проиграла, то Великобритания обе выиграла. Однако обе эти победы оказались совершенно бесполезны.
В Африке британцы с конца 40-х боролись с повстанцами «мау-мау» (они же – Кенийская армия земли и свободы) в Кении. Поначалу их деятельность сводилась к отдельным набегам на белых фермеров, но постепенно масштаб партизанской войны рос, численность группировки достигала 30-50 тысяч человек. В октябре 1952 года английский губернатор ввел в Кении чрезвычайное положение. Британцы тоже начали совершать набеги на повстанцев, в рамках которых, в частности, стерли с лица Земли два пригорода Найроби. Затем англичане начали вводить зоны безопасности в районах обитания племен (кикуйю, эмбу, меру), считавшихся сторонниками «мау-мау».
С апреля 1954 года английское командование развернуло операцию «Наковальня». Как в Найроби, так и в «нелояльных» районах началось повальное прочесывание местности (при поддержке авиации) и поголовная проверка документов. Прилагалось максимум усилий для изоляции повстанческих районов и лишения их продовольствия. Для борьбы с мау-мау, кроме собственно английских войск, использовались те из повстанцев, кто перешел на сторону правительства. При этом обе стороны демонстрировали исключительную жестокость по отношению друг к другу, причем «цивилизованные британцы» были в этом смысле ничуть не лучше «черных дикарей».
Впрочем, если война против партизан ведется последовательно и решительно, да еще и без моральных комплексов (т.е. с особой жестокостью), то она практически всегда приводит к победе. К концу 1955 года было убито по разным данным от 11,5 тысяч до 70 тысяч повстанцев, еще 60 тысяч находилось в концлагерях. Английских солдат погибло примерно 200, а также до 500 африканцев, сражавшихся на стороне англичан. Кроме того, повстанцы убили около 2 тысяч мирных жителей, лояльных колонизаторам. В 1956 году повстанцы были окончательно разгромлены, их лидер захвачен и расстрелян. Чрезвычайное положение было отменено лишь в 1960 году. Однако общее недовольство населения англичанами лишь нарастало. В декабре 1963 года Кении была предоставлена независимость, кровопролитие 50-х оказалось бесполезным и бессмысленным.
Другую колониальную войну англичане вели в Малайе (материковая часть нынешней Малайзии). В значительной степени она стала следствием Второй Мировой. В декабре 1941 года японцы настолько легко и быстро захватили этот регион, что местное население сразу и навсегда утратило уважение к колонизаторам. Тем более что вернулись британцы в Малайю только потому, что Япония капитулировала в целом, а не отбили ее в бою. Японцев здесь также рассматривали как оккупантов, но после их изгнания антияпонские повстанцы переключились на англичан. Главной повстанческой силой стала маоистская Коммунистическая партии Малайи (КПМ), опиравшаяся, в первую очередь, на местных китайцев (они составляли примерно 40% населения Малайи). Она избрала классическую партизанскую тактику захвата сначала сельской местности, затем полной изоляции городов, а затем полного разгрома колонизаторов и их местных пособников.
Восстание началось в июне 1948 года. При этом поначалу повстанцы занимались прямым террором, убивая не столько англичан, сколько их сторонников из числа местного населения. Затем они перешли к партизанской войне. Англичане имели в Малайе 10 пехотных батальонов (2 британских, 6 гуркхских, 2 малайских), 10 тысяч полицейских, до 100 боевых самолетов. Они занялись прочесыванием местности в поисках партизан, но в густых местных джунглях эффект от этого оказался нулевым, поскольку лагеря КПМ были прекрасно замаскированы. Тогда англичане выбрали новый вариант действий – они начали переселять китайских крестьян в специальные деревни, изолированные от повстанцев, где им предоставлялись земельные участки в собственность. Таким образом, из-под КПМ выбивалась экономическая и социальная база (именно от крестьян повстанцы получали людей, одежду, деньги, продовольствие, разведданные). Однако это мероприятие требовало много времени и усилий, при этом встречало очень сильное противодействие со стороны партизан. Поэтому партизанская деятельность КПМ расширялась, охватывая всю территорию Малайи и принося повстанцам реальные успехи. Программа переселения китайцев в специальные деревни также была не слишком эффективной, ибо эти деревни очень сильно напоминали концлагеря (вплоть до окружения колючей проволокой), причем строились, часто, на совершенно неплодородных землях. Поэтому эффект часто оказывался обратным: социальная база партизан лишь росла.
В октябре 1951 года повстанцы добились выдающегося успеха, убив британского генерального комиссара в Малайе Генри Гарни (он и был автором концепции специальных деревень). После этого англичане долго и бессмысленно бомбили и обстреливали окрестные джунгли, а затем снесли несколько ближайших китайских поселков. Китайцы всё больше ненавидели англичан и поддерживали партизан, малайцы (они составляли около половины населения региона), в свою очередь, ненавидели китайцев, разрушавших страну, но всё более активно требовали независимости, поскольку англичане не могли справиться с партизанами. Лондон же совсем не хотел уходить из Малайи, дававшей метрополии очень много каучука и олова.
Впрочем, именно в 1951 году к власти в Великобритании вернулся Уинстон Черчилль, человек в высшей степени жесткий и решительный. Назначенное им новое руководство колонии, с одной стороны, начало предоставлять всё больше прав малайцам, с другой, всё сильнее «закручивать гайки» в отношении китайцев. В частности, были предприняты меры по лишению партизан продовольствия, причем снабжение продовольствием малайцев ставилось в зависимость от активности партизан. Таким образом, применялась политика «разделяй и властвуй», а некоторые методы англичан очень напоминали гитлеровские, хотя именно Великобритания входила в число главных победителей Гитлера всего шестью годами ранее. По сути, специальные деревни обеспечивались продовольствием на уровне физиологического минимума, чтобы крестьяне не могли ничего унести партизанам.
Но, как было сказано выше применительно к Кении, упорная и последовательная жестокость давала результаты: партизаны действительно начали голодать. При этом, узнав о голодающем партизанском отряде, англичане с помощью малайцев затравливали его до полного уничтожения. Это привело к дроблению сил КПМ и их значительному ослаблению. Кроме того, англичане провели повальную перепись и паспортизацию населения, что чрезвычайно затруднило передвижение партизан по стране. В целом, к 1954 году численность отрядов КПМ сократилось на две трети, а количество погибших от их нападений – почти в пять раз по сравнению с 1951 годом. При этом численность местных войск, сформированных из малайцев, достигла 250 тысяч человек.
К концу 50-х партизанское движение в Малайе практически сошло на нет, количество убитых партизанами военных и полицейских исчислялось единицами в год, хотя в начале 50-х счет потерь силовых структур шел на сотни. В свою очередь, численность партизан опустилась ниже 500 человек, хотя в максимуме превышала 10 тысяч.
В июле 1960 года в Малайе было отменено чрезвычайное положение. По официальным британским данных потери за время войны составили 519 военнослужащих, 1346 полицейских, 2473 лояльных власти мирных граждан. Повстанцев было убито 6711, 1289 захвачены, 2704 сдались сами. Правда, совершенно не факт, что все убитые повстанцы на самом деле были повстанцами, а не мирными жителями. Этих самых мирных жителей было насильственное переселено полмиллиона. Важнейшим фактором успеха англичан стало целенаправленное разжигание межнациональной розни между китайцами и малайцами.
Как и Кения, Малайзия получила независимость в 1963 году, т.е. всего через три года после бессмысленной английской победы.