Шри-Ланка традиционно имеет репутацию тропического рая для туристов. Однако в этой стране на протяжении многих лет шла жесточайшая гражданская война, имевшая ряд весьма интересных в военном отношении аспектов.
Войну вело тамильское (индуистское) меньшинство против сингальского (буддистского) большинства населения острова. Тамилы составляют около 20% населения Шри-Ланки и проживают на севере страны. При этом их вес в экономике гораздо выше доли в населении. С другой стороны, сингальское большинство занималось активным выдавливанием тамилов из политической системы страны. В итоге тамилы начали требовать сначала создания федерации, а затем и полного отделения и образования единого государства с южным индийским штатом Тамилнад, который населен преимущественно тамилами. В начале 70-х возникла группировка «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ), которую возглавил Веллупилаи Прабхакаран. Она развернула вооруженную борьбу против власти и полиции Шри-Ланки. В ответ в столице Коломбо начались тамильские погромы с массой жертв и беженцев. В результате в середине 80-х на острове развернулась полномасштабная война. ТОТИ очень активно применяли тактику террора, в т.ч. суицидального. Т.е. использование «живых бомб» отнюдь не является монополией мусульман. Наоборот, индуисты-тамилы подали им в этом «замечательный» пример.
После приобретения Шри-Ланкой независимости в 1948 году под названием Цейлон, был принят древний флаг королевства Канди, который представлял собой красное поле с золотым львом, зажавшим в лапе саблю («сингальский лев»). Лев олицетворяет прародителя цейлонцев. В 1951 году на флаг были добавлены зелёная и оранжевая полосы, символизирующие мусульманское и индуистское меньшинства соответственно, а красное поле представляет буддистское большинство. В 1972 году, когда страна была переименована в Шри-Ланку, четыре листка священного буддийского дерева пайпул (фиговое) были добавлены в углы красного поля. Листки символизируют любовь, сострадание, взаимопонимание и самообладание.
В июне 1987 года ланкийская армия была в шаге от победы над ТОТИ, сумев захватить почти весь полуостров Джафна (оплот тамильских партизан на северо-востоке Шри-Ланки). Однако на стороне тамилов в конфликт вмешалась Индия, объявившая войну Шри-Ланке. Военные потенциалы сторон были абсолютно несопоставимы, поэтому Коломбо вынужден был уступить. На остров прибыли индийские войска, тамилам были предоставлены очень значительные права. Но дальше стало совсем интересно. Сингалы, крайне недовольные случившимся, теперь уже сами развернули террористическую войну против правительства. С другой стороны, индусы очень быстро поссорились со своими «подзащитными» тамилами и начали с ними воевать. В 1990 году индусы покинули остров, потеряв более 1,1 тысяч военнослужащих убитыми. «Вдогонку» в мае 1991 года тамильская смертница убила индийского премьер-министра Раджива Ганди.
Победив индусов, тамилы полностью зачистили север острова от сингалов, а заодно и от мусульман. Численность ТОТИ достигла 10 тысяч человек, хорошо вооруженных и закаленных в боях. Их война с ланкийской армией возобновилась летом 1990 года ТОТИ очень уверенно закрепились на полуострове Джафна. Лишь к концу 1995 году, проведя морскую десантную операцию, правительственные войска захватили большую часть полуострова. Еще почти год понадобился им на захват другого оплота сепаратистов – города Килиноччи. Тем не менее, окончательной победы добиться не удалось, армия увязла в тяжелых позиционных боях, неся огромные потери. За это время ТОТИ умудрились создать собственный флот, состоящий из малоразмерных скоростных катеров. Наличие у партизан ВМС – явление исключительно редкое, почти уникальное. Вспоминаются разве что «морские гёзы» периода борьбы Голландии за независимость от Испании. На море тамилы использовали ту же тактику, что и на суше – атак самоубийц (на катерах) против кораблей и катеров ВМС Шри-Ланки. Кроме того, флот был нужен для контрабандных перевозок различных грузов (в первую очередь, естественно, оружия) с материка, т.е. из Индии и Мьянмы. Для этих целей ТОТИ смогли приобрести несколько небольших грузовых судов.
Первую успешную атаку флот «тигров» провел в мае 1991 года, когда их взрывающийся катер потопил вооруженное вспомогательное судно ланкийских ВМС. В августе 1993 года был потоплен сторожевой катер израильского производства типа «Двора», в сентябре 1994 года – патрульный корабль, один из двух самых больших в ВМС Шри-Ланки. Чуть позже тамильские боевые пловцы взорвали два ланкийских сторожевых катера китайской постройки типа «Шанхай». В 1995-1998 годах «тигры» потопили еще 6 «Двор», 1 «Шанхай», десантный катер, несколько вспомогательных и торговых судов.
Более того, наличие собственного флота обеспечило «тиграм» возможность высаживать собственные десанты. С помощью морского десанта весной 2000 года им удалось захватить перешеек на полуострове Джафна и окружить находящуюся там группировку ланкийской армии. В ходе этой операции ТОТИ потопили еще 2 «Дворы», причем одну из них – огнем трофейного танка Т-55 с берега. Впрочем, всего через пару месяцев блокада была прорвана. Тем не менее, сепаратисты сумели вернуть почти все территории, потерянные в 1995-1996 годах.
Большую известность приобрела атака тамилов на авиабазу ВВС Шри-Ланки Катанаике в июле 2001 года. Диверсионная группа, проникнув на базу, уничтожила два истребителя израильского производства «Кфир», один фронтовой бомбардировщик МиГ-27 (получен с Украины), два купленных в России многоцелевых вертолета Ми-17 и три учебных самолета китайского производства К-8. Поскольку база Катанаике составляет единый комплекс с международным аэропортом Коломбо, диверсанты «заодно» сожгли 4 пассажирских аэробуса (2 А-330, 1 А-320 и 1 А-340) авиакомпании «Лион Эйр», находящейся в совместной собственности Шри-Ланки и ОАЭ.
К началу 2002 года силы сторон иссякли и они согласились на перемирие. Тем не менее, как во время боевых действий, так и в ходе перемирия стороны активно наращивали военный потенциал, закупая оружие легально и нелегально где только можно. Основными поставщиками вооружений для Коломбо стали Израиль и Украина. Впрочем, Украина одновременно вооружала и ТОТИ. В итоге тамильские сепаратисты, контролировавшие север и северо-восток острова, создали полноценные ВС с флотом, бронетехникой и ПВО (часть этой техники была захвачена у ланкийской армии, часть приобретена за рубежом), разве что без авиации. Многократно усилились и ВС Шри-Ланки, которые до начала войны представляли собой чисто символическую величину.
В целом, перемирие было использовано обеими сторонами лишь для подготовки к возобновлению войны. Отдельные столкновения и теракты происходили постоянно, а летом 2006 года началась вторая полномасштабная война. За время перемирия у ТОТИ произошел внутренний политический раскол, чем воспользовались правительственные силы. Они достаточно быстро заняли северо-восток острова и начали «додавливать» противника на севере. Здесь ТОТИ очень хорошо укрепились, поскольку много лет контролировали данный регион. Это серьезно затрудняло наступление правительственных войск, но полностью сорвать его не могло.
В начале 2009 года ланкийская армия вторично и уже окончательно взяла Килиноччи. Затем была захвачена последняя база ВМС ТОТИ Чалай, после чего сепаратисты лишились флота, от которого полностью зависели в плане снабжения. В середине мая всё было кончено, правительственные войска захватили всю территорию, контролировавшуюся тамилами, уничтожив их лидеров, включая ставшего «живой легендой» Прабхакарана.
В целом, «двухсерийная» война продолжалась более 15 лет. В ходе нее погибло более 110 тысяч чел.: около 23,5 тысяч военнослужащих и полицейских, до 27 тысяч бойцов ТОТИ, до 60 тысяч мирных жителей.
ВВС Шри-Ланки за годы войны потеряли по различным причинам (сбиты или уничтожены на земле сепаратистами, потеряны в катастрофах в районах боевых действий) 3 бомбардировщика МиГ-27, 5 истребителей (4 израильских «Кфира», 1 китайский J-7), 7 легких штурмовиков (2 аргентинских IA-58, 5 итальянских SF-260), 4 китайских учебных самолета К-8, 10 транспортных самолетов (3 Ан-24/26/32, 2 английских HS748, 3 китайских Y-12 и 2 Y-8), 9 боевых вертолетов Ми-24 (как и МиГ-27, были приобретены на Украине), 15 транспортных и многоцелевых вертолетов (5 Ми-17, 10 Белл-212). Как было сказано выше, из этого числа 6 самолетов и 2 вертолета были уничтожены во время атаки «тигров» на базу Катанаике. Из остальных были сбиты тамилами (в основном – из ПЗРК «Стрела-2»), как минимум, 1 IA-58, 1 SF-260, 2 HS748, 1 Y-8, 1 Ан-24, 1 Ан-26, 3 Ми-24, 1 Ми-17.
ВМС Шри-Ланки от действий ТОТИ, а также от штормов и цунами потеряли 2 патрульных корабля, 16 сторожевых катеров (13 типа «Двора», 3 типа «Шанхай»), 3 десантных катера, множество вспомогательных и транспортных судов.
Установить потери сторон в наземной технике не представляется возможным.
Главной причиной поражения ТОТИ стала принципиальная ошибка, от которой еще в 60-е предостерегал знаменитый теоретик и практик партизанской войны Че Гевара. Он учил тому, что для партизан очень опасно пытаться начать действовать как регулярная армия с жесткой структурой и тяжелой техникой. Это сразу дает значительное преимущество правительственной армии, которая готова к таким действиям гораздо лучше, чем партизаны. Другой ошибкой сепаратистов стала их исключительная жестокость, которая оттолкнула от них значительную часть даже тамильского мирного населения (не говоря уже о сингалах) и привела к внутреннему расколу, чем и воспользовались правительственные силы. В итоге к концу войны ТОТИ получали поддержку почти исключительно из-за рубежа, но не от собственного населения.
Интересно, что тамильские сепаратисты с удивительной точностью повторили все ошибки своих чеченских «коллег». Те тоже, выиграв у российских войск первую войну, создали регулярную армию, коей и пытались вести вторую войну, а своей крайней жестокостью оттолкнули от себя значительную часть чеченцев (не говоря уж об остальных гражданах России) и довели дело до внутреннего раскола. Это привело к тому, что в ходе второй войны ВС РФ в союзе с частью бывших сепаратистов достаточно быстро разгромили боевиков в открытом бою, после чего у тех практически не осталось ресурсов на «нормальную» партизанскую войну.
В целом, война на Шри-Ланке подтвердила тот факт, что, вопреки очень распространенному заблуждению, партизанская война крайне редко приводит к победе. Даже очень посредственные армии (ланкийская, перуанская, ангольская), в конце концов, «дожимают» партизан. Единственное, что для этого нужно – политическая воля правительства. Проигрывают партизанам почти исключительно армии западного типа – из-за психологической слабости как самих военнослужащих, так и власти и населения западных стран. Россия проиграла первую чеченскую не только и не столько из-за тогдашнего состояния своих ВС, сколько из-за максимальной на тот период вестернизации общественного сознания. Уже в начале ХХI в. это прошло.