Локальные войны после 1945
Локальные войны после 1945
Британские навсегда

Острова на юге Атлантики, называемые в Европе Фолклендскими, а в Латинской Америке Мальвинскими, продолжают оставаться латентной «горячей точкой», их статус остается спорным.

Острова были открыты дважды: в 1690 году англичанами, которые назвали их Фолклендскими, в 1694 году – французами, назвавшими острова Мальвинскими. Через 70 лет французы основали на островах колонию, а через год продали их Испании. В 1829 году они официально перешли к освободившейся от испанской колонизации Аргентине. Однако через 4 года англичане силой захватили архипелаг, основываясь на весьма сомнительном в данной ситуации праве первооткрывателя. Аргентина этих действий не признала, но отбить острова не могла. В 1966 году Генассамблея ООН призвала Лондон и Буэнос-Айрес урегулировать конфликт мирным путем, но сделано этого не было.

В 1982 году аргентинская военная хунта во главе с генералом Леопольдо Гальтиери довела страну до полной экономической катастрофы и решила спасти себя с помощью «маленькой победоносной войны». 2 апреля аргентинские войска захватили Фолкленды, а также остров Южная Георгия, легко сломив сопротивление маленьких английских гарнизонов. Гальтиери рассчитывал на имеющееся соглашение с США и на то, что Великобритания, которая также испытывала серьезные экономические проблемы, воевать не рискнет.

Расчет не оправдался. США, сохранив формальный нейтралитет, фактически поддержали англичан. А британский лидер Маргарет Тэтчер увидела в этой войне шанс для себя. Значительная часть английских ВМС была отправлена в экспедицию к островам. Уже в конце апреля англичане вернули Южную Георгию, а затем приступили к осаде Фолклендов. Технологическое превосходство британцев оказалось решающим фактором. В середине июня война закончилась их полной победой и возвращением всех островов. За это англичане заплатили потерей 2 эсминцев типа "Шеффилд", 2 фрегатов типа "Ардент", десантного корабля, контейнеровоза, 10 самолетов «Харриер», 23 вертолетов и 250 человек убитыми. Аргентинцы лишились подводной лодки, крейсера, трех вспомогательных судов, почти 100 самолетов и вертолетов и почти 700 человек убитыми. Поражение привело к быстрому краху режима Гальтиери и восстановлению в стране демократии.

Тем не менее, избранные демократическим путем аргентинские президенты власти Лондона над островами не признают. В частности, нынешний президент Кристина де Киршнер объявила возвращение архипелага национальной задачей. В этом плане она имеет абсолютную поддержку всех латиноамериканских стран, только в 2012 году заявления по этому поводу сделали все президенты и все министры обороны стран, рассоложенных к югу от Рио-Гранде. А в начале 2013 года в связи со 180-летием аннексии островов англичанами, Киршнер опубликовала в британских газетах открытое письмо с требованием вернуть острова. Что касается США, они теперь занимают подчеркнуто нейтральную позицию, призывая стороны решить вопрос мирным путем. Ситуацию подогревает то, что после многих лет разговоров о возможном наличии нефти на шельфе вокруг островов, англичане ее, наконец-то, на самом деле нашли и собираются добывать.

При этом в военном плане ситуация складывается достаточно интересная: после обвального сокращения ВС англичанам, по сути, нечем защищать острова.

В апреле-июне 1982 года англичане задействовали против Аргентины 5 из 12 своих ПЛА, 1 из 16 дизельных ПЛ, оба авианосца, 9 из 15 эсминцев, 17 из 46 фрегатов. На борту авианосцев находились 28 палубных СВВП "Си Харриер" и 15 "наземных" СВВП "Харриер-GR3", которые и обеспечили англичанам превосходство в воздухе в районе боевых действий.

Сегодня у англичан нет никаких "Харриеров", ни палубных, ни наземных. Их списали в конце 2011 году (хотя 76 машин еще были боеспособны) и продали в США в качестве источника запчастей для американских AV-8В "Харриер" авиации морской пехоты. Авианосец у англичан остался всего один ("Илластриес"), но самолетов на нем нет. Уже поэтому организовать новую экспедицию к островам англичанам было бы затруднительно, без авиации много не навоюешь. Перспективы английского авианосного флота сегодня весьма туманны. Строятся два больших авианосца типа "Куин Элизабет" (первый войдет в строй не ранее 2016 года), но до сих пор не вполне понятно, сколько и каких (F-35B, F-35С или оба) палубных самолетов будет для них приобретено. Пока нет ни авианосцев, ни самолетов.

Гораздо скромнее стал британский подводный флот, в нем сейчас насчитывается 7 ПЛА (2 новейшие типа "Эстьют" и 5 типа "Трафальгар"), дизельных ПЛ давно уже нет. Число это меняться не будет, поскольку по мере ввода в строй новых ПЛА типа "Эстьют" (всего их предполагается построить 7) будут списываться "Трафальгары". Соответственно, в Южную Атлантику можно направить не более 2-4 ПЛА. Следует напомнить, что 31 год назад потопление английской ПЛА "Конкерор" аргентинского крейсера "Генерал Бельграно" полностью парализовало аргентинские ВМС, т.е. роль подводного флота в той войне была весьма высока

Хотя, разумеется, основную тяжесть войны вынесли надводные корабли – эсминцы и фрегаты. Сегодня они в не меньшем дефиците, чем подлодки. Эсминцев у Royal Navy осталось всего 6 (новейшие корабли типа "Дэринг"). Фрегатов типа "Норфолк" имеется 13, в некоем неопределенном будущем их планируется заменить аналогичным количеством фрегатов пр. 26. Таким образом, сегодня британские ВМС способны отправить к Фолклендам максимум 12 эсминцев и фрегатов, т.е. более чем вдвое меньше, чем в 1982 году. Еще раз напомним – теперь они будут без авиационного прикрытия.

В войне 1982 года десантные силы британского флота – 2 ДТД типа "Фирлесс" и 6 ТДК "рыцарского" типа – приняли участие целиком. Сегодня Royal Navy имеют в своем составе УДК «Океан», 2 ДВКД типа «Альбион» и 3 ДТД типа «Бэй». Т.е. кораблей стало меньше, хотя их суммарная десантовместимость даже несколько повысилась. Однако, у десанта возникнут проблемы с авиационной и артиллерийской поддержкой, да и сама морская пехота уменьшилась в численности и лишилась даже легких танков "Скорпион".

Таким образом, повторить поход 31-летней давности англичане не имеют возможности. США им помогать не будут, если уж они это не сделали в 1982 году, то теперь тем более не полезут в войну с латиноамериканской страной (слишком велика теперь доля "латиносов" в населении и личном составе ВС США). Максимум, что они смогут сделать для своего главного союзника – вернуть те "Харриеры", которые к тому моменту еще не будут разобраны на запчасти. Ну и, как и в ходе прошлой войны, помочь разведданными.

Тем не менее, опасаться британцам нечего, вернуть Фолкленды аргентинцы не в состоянии, поскольку у них дела обстоят гораздо хуже. На протяжении последних трех десятилетий эта страна, еще в начале ХХ века входившая в число наиболее развитых и процветающих в мире, переживает острейший экономический кризис, самым непосредственным образом сказавшийся на военном строительстве. Со времен фолклендской войны ее ВС находятся в состоянии перманентной деградации.

ВМС Аргентины после войны (в середине 80-х) получили корабли, заказанные в ФРГ еще до ее начала: 2 ПЛ пр. TR1700 (предполагалось построить 6, но две лодки были брошены на стапелях недостроенными из-за отсутствия средств, заказ на две отменен), 4 эсминца типа "Альмиранте Браун" и 6 фрегатов типа "Эспора" (последний из них вошел в строй лишь в 2005 г., из-за безденежья он строился 22 года!). Со времен войны до наших дней дожили 1 ПЛ пр. 209 и 3 малых фрегата типа "Драммонд". Этим список аргентинских боевых кораблей исчерпывается, имеется заметное отставание от ВМС Великобритании в количестве, а качественный разрыв просто огромен. Десантные силы аргентинского флота состоят из двух единиц: бывшего эсминца типа "Шеффилд" (был куплен у британцев еще до войны), переделанного для перевозки морской пехоты, и старого войскового транспорта. Ни тот, ни другой не способны высаживать десант на необорудованное побережье. Таким образом, хотя англичанам и нечем защищать острова, но аргентинцы не могут их захватить. Причем, как не парадоксально, ВМС Аргентины еще находятся в наиболее благополучном состоянии по сравнению с двумя другими видами ВС. Флот получал новые корабли хотя бы в 80-е, сухопутчики и летчики не удостоились и этого.

Сухопутные войска представляют собой свалку западной и собственной техники 50-х – 70-х годов. Впрочем, даже этот "музей" высадить на Фолкленды не удастся. Наземная ПВО, фактически, вообще отсутствует, что облегчается лишь тем фактом, что англичане, как было сказано выше, теперь не имеют авианосной авиации.

Полная катастрофа постигла ВВС Аргентины. Еще 31 год назад отмечалось, что превосходство в количестве самолетов и героизм аргентинских летчиков не компенсировали качественного отставания аргентинской авиации. Даже в начале 80-х французские истребители "Мираж-3" и "Мираж-5", их израильские копии "Даггер" и американские штурмовики А-4 "Скайхок" были слишком старыми, а итальянские штурмовики МВ-339 и "Пукара" местного производства предназначались для борьбы с партизанами, а не с современными боевыми кораблями. Лишь французские "Супер Этандары" были на тот момент достаточно современными, именно они потопили с помощью ПКР "Экзосет" эсминец "Шеффилд" и контейнеровоз "Атлантик Конвейор", не понеся при этом потерь (самолетов других типов Аргентина потеряла 61).

За истекшие три десятилетия не изменилось ничего, если не считать замену в конце 90-х полостью выработавших ресурс "Скайхоков" на… другие "Скайхоки", построенные в США в начале 70-х и прошедшие небольшую модернизацию. На вооружении ВВС Аргентины по-прежнему состоят те же "Миражи", "Даггеры", "Скайхоки", "Пукары" и "Супер Этандары", только их общее количество сократилось с более чем 200 в начале 1982 года до 115 сегодня (87 в строю, 28 на хранении). Таким образом, Аргентина до сих пор не имеет ни одного истребителя не только 4-го, но даже 3-го поколения. Самым "новым" из аргентинских самолетов (последним из "Супер Этандаров") – 29 лет, большей же части ее ВВС – сильно за 40, некоторым машинам даже за 50. Поэтому англичанам, случись вдруг война, "Харриеры" не понадобятся. Эсминцы типа "Дэринг" построены специально для решения задач ПВО, уничтожить древнюю аргентинскую "армаду" с помощью новейших ЗУР "Астер" (по 48 на каждом корабле) для них будет не просто, а очень просто. Если несколько аргентинских самолетов случайно уцелеет, их добьют "Норфолки" с помощью ЗРК "Си Вулф" (по 32 ЗУР на корабле). Необходимо подчеркнуть, что все английские ЗУР на эсминцах и фрегатах размещены теперь в УВП. Таким образом, даже половина английских кораблей этих классов (3 "Дэринга" и 7 "Норфолков") будет иметь 368 ЗУР, одновременно готовых к пуску – втрое больше, чем у Аргентины есть самолетов.

Правда, в последнее время Аргентина решила таки приобрести хотя бы истребители 3-го поколения в количестве примерно 15-20 единиц. Теперь она выбирает между очень сильно подержанными истребителями французского производства «Мираж-F1», недавно выведенными из состава ВВС Испании, и не менее сильно подержанными истребителями «Кфир», давно выведенными из состава ВВС Израиля. Сложно понять, зачем в дополнение к имеющемуся металлолому закупать новый металлолом, баланса сил это не изменит.

Соответственно, что бы не говорили в Буэнос-Айресе о "национальной задаче", на ее решение нет денег. А декларации и требования, не подкрепленные военной силой, никому не интересны. Поэтому острова в обозримом будущем останутся британскими.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
08 апреля 2014 09:03 2222
2
0