Военная геральдика
Военная геральдика
Главная / Служу Отечеству! / Военная геральдика / Символика русской армии (XVIII - XX вв.)
Символика русской армии (XVIII - XX вв.)

Символы заключают в себе социально значимую информацию, определяют важные ценностные ориентиры, они стимулируют деятельность всех членов общества, играя роль мотивов. Символические корни наград значительно глубже и восходят к временам позднего палеолита, когда символы были упрощенным схематическим изображением отдельных предметов или явлений реального мира.

Первые правила организации визуальных знаков были установлены около 5 тысяч лет назад. С тех пор с символикой самым тесным образом связан весь процесс передачи информации человечеством от поколения к поколению. Символ же, какой бы нормой он не был представлен, является специфическим языком перевода реальности в знаковый мир.

Исторические корни современных наград уходят к древнегреческим и римским фалерам и венкам, знаменам и наградным цепям, к дружинам раннего средневековья, к монашеским, а впоследствии к духовно-рыцарским орденам. Заимствуя друг у друга символику, ритуалы и внешние формы их выражения, эти корни стали основой системы наград. Награды вообще представляют собой поощрения морального или материального характера за воинские отличия в боях. Разумную инициативу и усердие по службе в мирное время. Кроме наградных символов, которые в системном виде представляют собой систему наград, существуют и другие символы, отображающие некоторые морально-психологические установления вооруженных сил, а также подчеркивающие принадлежность личности к числу военнослужащих. К числу первых относятся боевые знамена. Символом принадлежности человека к вооруженным силам является ношение им военной формы одежды.

Боевое знамя воинской части

Боевые знамена на Руси существовали с незапамятных времен. История знамени своими корнями уходит в историю войн Святослава (965-972 гг.), уже тогда дружина имела свои стяги. «Выступи полк... и подняша стяг» (Игнатьевская летопись). Значение стяга в древнерусских ратях огромно. Перед началом сражения вокруг стяга в боевом порядке сроилось войско; когда битва распадалась на ряд отдельных рукопашных схваток, стяг служил для воинов ориентиром, местом сбора, указателем хода боя. Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша», это означало поражение, и за этим неизбежно следовало бегство войска. Поэтому в междукняжеских войнах к овладению княжеским стягом направлялись все усилия соперников; судьба стяга решала судьбу битвы, и вокруг него разыгрывалась самая жестокая сеча. Следовательно, испокон веку в нашей армии стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы.

Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до последнего человека. Подрубленный стяг означал гибель военачальника или поражение. Знамена врагов являлись самой дорогой военной добычей, в них была слава и гордость победителей.

На стяге первоначально вывешивалась эмблема князя; к концу ХIV в. на стягах начинают помещать образ Иисуса: «И велел государь сиречь знамя, на них образ господа нашего Иисуса Христа». (Никоновская летопись Куликовской битвы). Примерно тогда же в употребление входит термин «знамя». Оба названия «стяг» и «знамя» до ХIII в. существует параллельно. В XVII в. слово «стяг» уже не встречается, В XVI в. знамя уже было в каждом полку («большое знамя»); у сотен, на которые делились полки, были «меньше знамен».

Знамена жаловались царем Донскому и Запорожскому войску, выдавались воеводам для похода и для службы, посылались в Астрахань князьям Черкасским. Знамена отличались друг от друга по достоинству, символизируя степень важности их носителя.

В петровское время еще не было единого образца знамен, на знаменах имелись гербы тех городов, чьим именем были названы полки. В пехотных, гренадерских и морских полках с 1800 года, выделялось по одному знамени на роту. С 1802 года, по два на батальон, а с 1814 года по одному на батальон. Конец ХVIII - ХIХ в.в., в царствование Павла I , появляются новые образцы знамен, как для пехоты, так и для кавалерии. По штату знамен не полагалось егерским полкам, Гвардейскому экипажу, артиллерии, уланам (т. к. у них были флюгера на пиках с особой расцветкой побатальонно), гусарам в конце 1812 года и далее всю кампанию - конно-егерским полкам, казакам, но им (кроме артиллерии) могли выдаваться георгиевские знамена, штандарты, бунчуки. По имеющимся в отечественной истории сведениям, первый русский Военно-морской флаг с бело-сине-красной расцветкой был поднят на корабле «Орел» в 1668 году Трехцветный флаг с двуглавым орлом посредине с 1693 года был официальным символом московского царя и до 1700 года оставался военным флагом военно-морского флота России. В 1712 году им становится Андреевский флаг.

Требования к чести Боевого Знамени и Военно-морского флага были лаконичны и емко сформулированы Петром I: «Ни при каких обстоятельствах не спускать флаг перед неприятелем...» В одном из воинских уставов прямо говорилось: «Кто знамя свое или штандарт до последнего часу своей жизни не оборонит, оный не достоин, есть, чтоб он имя солдата носил». Полк, утративший знамя, подлежал расформированию, а офицеры и солдаты лишались в дальнейшем права носить форму русской армии.

Военный мундир

Мундиры различных полков имели отличительные особенности, так рядовые гвардейских полков носили темно-зеленый двубортный мундир с глухим стоячим воротником.

Различались полки по воротникам следующим образом:

  • Преображенский - красный (ярко-алый);
  • Семеновский - голубой (светло-синий с красной выпушкой);
  • Измайловский - темно-зеленый о красной выпушкой,
  • Литовский - красный, а также имел красные лацканы уланского типа.

Матросы лейб-гвардии флотского экипажа имели общеармейский мундир без фалд. Воротник и обшлага зеленые с белой выпушкой. Погоны красные, на воротнике и обшлажных клапанах обще гвардейские петлицы. Амуниция и снаряжение как у егерей.

Следует обратить внимание на то, что уже в то время имелась специальная форма одежды для кавалеров некоторых орденов. Так, в 1797 году была разработана орденское одеяние Александровских (награжденных орденом «Александра Невского») кавалеров. Костюм состоял из красной бархатной епанчи, подбитой белой тафтой, а также серебряным глазетовым крагеном. Звезда «Александра Невского» при этом помещалась на левой стороне груди. Костюм дополняла черная шляпа из узкой красной ленты «орденского» цвета.

В конце XIX начале XX вв. армейская символика приобретает стройную систему, обозначенную военной реформой Милютина (1862-1874 гг.). В 1881 году сильно упрощена форма всех пеших войск, причем даже Гвардия теряет лацканы. Мундиры застегиваются крючками, а не пуговицами. Вся армейская кавалерия переводится в драгуны и получает единообразную форму одежды.

С 1907 года вводятся - и до 1912 года подвергается некоторым изменениям новое обмундирование. Пешим войскам даны мундиры с пуговицами. Гвардии возвращены лацканы. Гренадерским частям даны обшлага клапанами, в армейской кавалерии восстановлены уланы и гусары. Основные элементы формы одежды: фуражка, шапка, мундир, погоны, шаровары, галстук, шинель, башлык.

10 июня 2015 00:00 3958
0
0