145 лет назад, 30 января 1872 года, родился выдающийся русский изобретатель, создатель первого авиационного ранцевого парашюта Глеб Котельников.
В честь этого памятного дня хотелось бы опубликовать стихотворение о первом прыжке с парашютом!
Не позабыть! Все было в первый раз,
Как первый поцелуй или признанье:
Паденье с неба, мира созерцанье
И купола, спасающие нас.
Лечу-хлопок, как выстрел на ветру,
Внизу полей качаются квадраты.
Проснулись пацанами поутру,
А в небе стали взрослыми ребята.
Наверно, победили мы тогда
Самих себя, не только чувство страха.
И ту, насквозь промокшую рубаху,
Я ощущаю даже сквозь года.
В том самом первом, пусть не затяжном,
На всем километровом протяженьи
Всем телом ощутил я притяженье
Планеты, на которой мы живем.
Прекрасно это чувство высоты,
Когда паришь по небу, словно птица,
Когда ты можешь синевы напиться
И с небом разговаривать на «ты».
Так в первый раз мне было суждено
И восхититься и поверить слепо,
Что существует притяженье неба,
Но в нас самих оно заключено.
До изобретения парашюта РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) летчики спасались с помощью длинных сложенных "зонтов". Они не укладывались в ранец, а привешивались к самолету или аэростату снаружи. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта.
Свой парашют Котельников разработал всего за 10 месяцев и провел первое показательное выступление 19 июня 1912 года. Устройство имело круглую форму, укладывалось в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдёргивал вытяжное кольцо. Сначала провели испытания с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дёрнул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся, а его сила торможения передалась на автомобиль, заставив заглохнуть двигатель.
Первое испытание парашюта не с манекеном, а с живым человеком прошло 5 января 1913 года в Руане. Студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский прыгнул с парашютом РК-1 с моста через Сену. Высота прыжка составляла 60 метров. Изобретение Котельникова сразу получило признание за рубежом, а на вооружение в российскую армию было взято лишь с началом Первой мировой войны.