Забытые страницы Великой войны
Забытые страницы Великой войны
Война зверей
Солдат и его лошадь в противогазах
Лошади, голуби, ослы, ястребы, слоны, мыши, верблюды, собаки, кошки, мулы, канарейки, северные олени, обезьяны и даже черепахи – все они воевали в Первую мировую войну.
Первая мировая война – это война новых технологий. В ходе войны испытали и поставили на конвейер новые виды оружия: подводные лодки, огнеметы, химикаты, бронепоезда и бронемашины, автоматы. Танки, наконец. Обрели свое место в армиях созданные чуть раньше минометы и торпеды. Основой основ на передовой стали пулеметы. Но воевала не только техника и люди. Воевали и животные.
Что до лошадей – то это вполне естественно. В начале ХХ века существовали три основных рода сухопутных войск: инфантерия (пехота), артиллерия и, само собой, кавалерия. И пусть военные историки справедливо утверждают, что именно эта война стала «коллективной похоронкой» такого рода войск, как кавалерия, число всадников в сражающихся армиях исчислялось сотнями тысяч. Только в русской императорской армии кавалерийские части насчитывали свыше 200 тысяч человек. А где всадник – там и лошадь.
По самым скромным оценкам в ходе ПМВ погибло не менее 8 миллионов кавалерийских лошадей. Британская статистика утверждает, что с островов на материк было переправлено не менее миллиона лошадей. После войны в Британию вернулось только 62 тысячи голов.
А ведь кроме сугубо кавалерийских функций лошади несли и другие. Прежде всего, кони использовались, как основное транспортное средство, несмотря на то, что уже существовал автомобильный и железнодорожный транспорт.
Пес по кличке Стабби
В некоторых регионах (Закавказье, Персия, Египет, Месопотамия, Индия, Юго-Восточная Азия, арктические зоны) основным видом транспорта помимо лошадей служили животные, которые в этих местах всегда в войнах использовались подобным образом. Ослы, верблюды, слоны, северные олени. Известна история осла Симпсона (Симпсон – фамилия санитара), который вместе с человеком-начальником вывез сотни раненых с передовой во время войсковой операции на турецком полуострове Галлиполи. Осел вместе с санитаром погиб во время боя.
Но есть любопытные факты, когда экзотические животные использовались на фронте далеко от мест их естественного обитания. Например, слон из Гамбургского зоопарка воевал в 1915 году в качестве транспортного средства во Франции, под городом Валансьен, помогал строить укрепления. Слониха Лиззи служила в британском тылу, обслуживая один из военных заводов Уорда.
В ПМВ использовались не только крупные животные, способные что-либо и кого-либо перевозить. Многофункциональными бойцами были собаки. Они тоже были заняты перевозками - в санитарных частях на передовой. Есть фотокадры, подтверждающие, что собачьи упряжки вывозили с поля боя раненых солдат. Но не меньшее количество доказательств свидетельствует о том, что собаки служили в частях связи и в саперных частях. А также были задействованы в разведке. Так, пес по кличке Стабби (Коротышка) занимался в составе британских частей на передовой тем, что «оповещал» солдат о грядущей газовой атаке. К слову, Стабби стал единственным из 20 тысяч псов, служивших на Западном фронте, получившим воинское звание «сержант». После войны он в качестве героя был представлен президенту США Вудро Вильсону.
Британский солдат достает из ранца собаки бинты для перевязки
Собаки-связные выполняли роль посыльных подчас лучше, чем с этой же задачей справлялись телефоны, радио и другие технические средства связи. Кроме того, большое количество псов использовалось в санитарных командах. Они снаряжались специальными сумками с медикаментами и в ходе боя отправлялись на линию атаки, чтобы доставить легкораненым солдатам средства первой медицинской помощи.
Задействовали специально обученных собак и в поиске взрывчатых веществ на минных полях и других объектах, заминированных отступившим противником. Помогали собаки и в разрешении уникальных проблем. На стыке 1916-1917 годов на позициях Восточного фронта в районе Сморгони появилось огромное количество волков, лишенных привычных способов добычи пищи и нападавших на солдат. Для уничтожения этого врага в русских частях были сформированы специальные команды, выступившие на войну с волками вместе с четвероногими солдатами.
Системное использование собак в русской армии началось с приказа о создании весной 1915 года «Школы санитарных и сторожевых собак» во Львове. Чуть позже после австрийского наступления школа переместилась в Киев. Было утверждено специальное наставление для этого «учебного» заведения. В частности, оно гласило: «При надлежащем отношении и хорошем обучении собака может стать незаменимым помощником в секрете на передовой линии, для обнаружения неприятельских разведывательных и подрывных партий, для передачи донесений в случаях порыва телефонной связи под сильным вражеским огнем и для поиска и вытаскивания с поля боя раненых воинов”. В 1916 году в школе числилось 97 собак их них: 19 эрдельтерьеров, 12 доберманов, 3 гончие, 37 среднеевропейских овчарок, 21 бельгийская овчарка.
Голубь с портативным фотоаппаратом экспериментально использовался во время войны немцем Юлиусом Нойброннером
Теперь – абсолютная экзотика. В ПМВ приняли участие черепахи и павианы.
Каким образом воевали две морские черепахи в составе австралийского корпуса во время Галлиполийского сражения 1915-1916 годов в Турции, сведений нет. Но то, что каким-то образом воевали – факт. Иначе на каком основании Блейка и Али-пашу увековечили бы в Имперском военном музее в Лондоне? Любопытно, что в 2012 году британская газета «Сан» сообщила о том, что хозяйка Блейка в силу объективных обстоятельств не может ухаживать за ветераном ПМВ и ищет ему нового хозяина. Дополнительно говорится о том, что Блейк за последние сто лет стал хуже видеть, но интереса к противоположному полу не потерял. «Сан» - издание, отличающееся желтизной, но дыма без огня не бывает.
Бабуин Джеки оказался на войне в составе 3-го Южно-Африканского пехотного полка по прихоти своего хозяина добровольца Альбера Марра. Но в обиде не был, вместе с солдатами во время боев находился в окопах, переживал артобстрелы и атаки противника. В мирные дни отдавал честь офицерам и с достоинством носил полковую форму и знаки отличия. В 1916 году, когда его хозяин получил ранение, до прихода санитаров вылизывал его рану, а в 1918-м сам получил ранение в ногу. Пережил ампутацию и, восстановившись, вернулся домой. Был произведен в капралы, награжден медалью и носил три нашивки за боевые ранения. Соответственно, получал военную пенсию.
Случился экзотический случай и в русской армии. В 1915 году в Морское министерство обратился знаменитый дрессировщик Владимир Дуров с предложением подготовить для русского флота группу боевых тюленей в количестве 20 голов. Предложение было принято, так как к тому времени адмиралы уже задумались о том, что к диверсионной работе вполне можно привлечь дельфинов, морских львов, морских котиков и тюленей. Через некоторое время группа была практически готова к выполнению задания. Но в один прекрасный день все тюлени погибли от отравления. Есть мнение, что за этой трагедией стояла германская разведка…
Михаил БЫКОВ,
специальной для «Почты Полевой».
08 декабря 2014 00:00
15290