Забытые страницы Великой войны
Гибель "Паллады"
Линейный корабль "Слава" на рейде Кронштадта, 1910-е годы 

До этого дня в течение первых месяцев войны балтийцы лишились лишь трех тральщиков, два из которых даже не имели собственного имени и были номерными. Все три погибли в районе острова Даго, «Проводник» – 27 августа, №№ 07, 08 – 22 сентября.

Впоследствии БФ безвозвратно потерял за годы войны еще 20 боевых надводных кораблей, из которых только один – I ранга: линкор «Слава», и две подводных лодки. Кроме того, в состав потерь надо включить и более 20 вспомогательных судов. Погибло в бою, утонуло, пропало без вести, умерло от ран, попало в плен и было ранено 3395 моряков-балтийцев. 

Для сравнения: кайзеровский флот потерял один броненосный и два легких крейсера, 24 эсминца и миноносца, 5 сторожевиков, 16 тральщиков, подводную лодку и более 60 вспомогательных судов.

Парадоксы войны: из всей оравы подводных лодок Германии, что пытались орудовать на Балтике, погибла одна-единственная. Но именно та, что успешно атаковала наш броненосный крейсер «Паллада» 11 октября 1914 года. Лодка сгинула в Финском заливе в августе 1915 года, по предварительной версии, нарвавшись на минное поле недалеко от тех вод, в которых погибла «Паллада». Ее недавно обнаружили на дне залива около острова Ханко. Финский исследователь-подводник Валлин сообщил  прессе, что лодка сохранилась в превосходном состоянии.

Крейсер «Паллада»

Чего нельзя сказать об обломках «Паллады», также в свое время обнаруженных финскими специалистами неподалеку от побережья острова Ханко на глубине 60 метров. И тому есть простое объяснение. Лодка U-26 выпустила единственную торпеду с расстояния всего в 530 метров, уйти от удара крейсер попросту не успевал. Хуже того, торпеда, оснащенная 200-килограммовым зарядом, ударила в середину корпуса и попала в артиллерийские или минные погреба. Боезапас тут же сдетонировал, а следом взорвались и все 18 котлов крейсера, находившиеся под парами. Взрыв был такой силы, что, по описаниям офицеров шедшего в полутора кабельтовых (270 метров) от «Паллады» крейсера «Баян», над водой поднялось гигантское облако пара и водяной пыли, скрывшее обзор на полторы-две минуты. Когда же облако рассеялось, крейсера на поверхности уже не было. Как не было ни одного живого или мертвого моряка из экипажа в 594 человека. По морю плавали лишь мелкие обломки. 

Офицеры находившегося неподалеку крейсера «Аврора», пришедшему вместе с крейсером «Диана» на смену «Палладе» и «Баяну», свидетельствовали, что высота облака над местом гибели крейсера достигала километра. Находившиеся ближе «баяновцы», в частности, лейтенант Павел Лемишевский, 14 минутами ранее раздавшегося взрыва сменившийся с вахты и спустившийся в каюту, чтобы переодеться к обеду, вспоминал: 

«Не успел я это сделать, как услышал звуки как бы от пистолетного выстрела. Надевая на ходу китель и бинокль, выскочил на верхнюю палубу. Передо мной стоял столб дыма бурого цвета, смешанного с паром. Когда дым приподнялся, на месте «Паллады» никого не оказалось.  В бинокль были видны летающие фуражки, бумажки и разная мелочь...»  Сколько ни искали прибывшие к месту трагедии миноносцы останков людей с «Паллады» – все было безрезультатно. Спустя десять дней к берегу близ полуострова Ганге (ныне – территория Финляндии) прибило кусок дерева с привязанным к нему телом старшего артиллерийского офицера «Паллады» лейтенанта Леонида Гаврилова-2-го. 

Чуть ранее у острова Кокшер (ныне остров Кери, Эстония) на поверхность воды всплыла икона Спаса Нерукотворного, судовой образ крейсера, чудом сохранившийся после взрыва и не получивший ни одной царапины. Икона была тут же передана в петроградский храм Спаса-на- Водах, построенный в свое время в память о моряках, погибших в русско-японскую войну. Храм был построен в самом конце Английской набережной на Неве и освящен в присутствии императора и его семьи в 1911 году. За образец при строительстве был взят древний Дмитриевский собор во Владимире. В 1932 году храм по распоряжению ленинградских властей был взорван. Сейчас на его месте стоит часовня, как некая храмовая предтеча. А вот когда будет возрожден сам собор, пока неизвестно, несмотря на то, что комитет по воссозданию церкви начал работать еще в 1990 году. 

Германская почтовая открытка периода Первой мировой войны с изображением момента взрыва крейсера Паллада от попадания германской торпеды

Полное мрачных подробностей описание взрыва «Паллады» сохранилось и в германских военно-морских архивах. В частности, рассказывается о том, что сразу после взрыва члены экипажа лодки U-26 слышали многочисленные удары по ее корпусу, а также несколько подводных взрывов уже погрузившихся в море остатков русского крейсера. Позже догадались, что на корпус лодки падали мелкие обломки «Паллады». Лодка после атаки еще не успела погрузиться на глубину, а ее командир капитан-лейтенант фон Беркгейм планировал совершить второй торпедный залп теперь уже по крейсеру «Баян». Но град обломков и артиллерийский обстрел с «Баяна» заставил U-26 нырнуть на глубину 20 метров и оставаться там в ожидании, пока «Баян» отойдет на безопасное расстояние. 

К сожалению, русский крейсер даже не предпринял попытки контратаковать германскую лодку, его командир капитан  I ранга Александр Вейс предпочел начать спасательную операцию, хотя спасать, очевидно, было некого.

Тогда U-26 ушла из-под контроля русских кораблей. Месть настигла ее экипаж из 30 человек спустя 11 месяцев на русской минной банке. Балтийскому флоту пришлось принести в жертву почти шесть сотен своих моряков, чтобы стали ясны новые аспекты морской войны, в частности, подводной, развязанной германцами всюду, где это было только возможно. Если смотреть на гибель «Паллады» под таким, сугубо прагматическим углом зрения, то можно утверждать, что смерть ее экипажа была хоть и полной трагизма, но не лишенной военного смысла и пользы делу. Командующий флотом адмирал Николай фон Эссен распорядился максимально внимательно относиться к обеспечению линейных кораблей и крейсеров достаточным охранением при выходе в море. Вот какой приказ-обращение был подписан адмиралом спустя месяц после гибели «Паллады»: «Последние недели войны ясно указали, что на некоторых морских театрах, к которым относится Балтийский, подводные лодки, мины заграждения и воздухоплавательные аппараты получают большое значение. Эти факторы не были достаточно изучены нами перед войной, поэтому обращаю внимание всех господ офицеров на желательность серьезного ознакомления с вопросами, связанными с подводным плаванием, минным заграждением и воздухоплаванием. Знание дела не только может разъяснить многие заблуждения и неверные представления, но и вызовет предложение различных способов активной и пассивной борьбы с этими элементами морской войны».

Это было тем более важно и своевременно по той причине, что германские лодки не успокаивались. В самом начале ноября 1914 года одна из них атаковала миноносцы «Разящий» и «Сторожевой». К счастью, без какого-либо успеха.

Бронепалубный крейсер I ранга «Паллада» перед войной

В заключение – несколько слов о том, что представляла из себя  «Паллада». Правильнее и полнее называть ее броненосным крейсером Российского императорского флота типа «Баян». А еще точнее – «Паллада» II, так как свое имя крейсер получил в память о погибшем бронепалубном крейсере I ранга «Паллада», расстрелянным в бухте Порт-Артура в 1904 году  огнем японской артиллерии. Правда, в 1905 году после окончания войны японцы умудрились поднять затопленный крейсер на поверхность, отремонтировать и включить в состав своего флота под названием «Цугару», где он и числился до 1922 года.

Новая «Паллада» строилась на Адмиралтейской верфи Петербурга и была спущена на воду в 1906 году. В боевой строй кораблей Балтийского флота она вступила в 1911-м. На вооружении крейсер имел 32 орудия, 2 из которых – 203 мм, торпедные аппараты и пулеметы. Штатный состав экипажа – 883 человека, из них 23 офицера. Однотипными кораблями являлись броненосные крейсера «Баян» (опять-таки «Второй», названный в память о потопленном в гавани Порт-Артура в 1904 году) и «Адмирал Макаров». 

Несмотря на то, что «Паллада» взорвалась в самом начале войны, она успела совершить свой подвиг в волнах Балтики. 26 августа 1914 года сильный туман загнал на мель у острова Оденсхольм (ныне остров Осмуссаар в северной Эстонии) германский легкий крейсер «Магдебург». Несмотря на все попытки выручить корабль, немцам это не удалось. Смогли снять лишь часть экипажа с борта, после чего артиллерийский огонь с крейсеров «Паллада» и «Богатырь» заставили германские спасательные команды вернуться на свои корабли. А те, в свою очередь, удалились от греха. И все бы ничего, но вместе с остальными членами команды «Магдебурга» в плен попали и сверхсекретные морские коды германского флота, которые командир крейсера хоть и приказал уничтожить, но за выполнением приказа проследить не сумел. Он, кстати, тоже угодил в русский плен. Сигнальные книги с «Магдебурга», захваченные матросами «Паллады» и «Богатыря» с успехом использовались русским военно-морским флотом. Но особенно пригодились в союзном России британском Адмиралтействе, так как масштабы морской войны между английским и кайзеровскими флотами были на порядок внушительнее, чем на Балтийском море. О том, что сверхсекретные коды оказались в руках противника, немцы узнали лишь после войны.
            
Михаил Быков,
Специально для «Почты полевой». 

20 октября 2014 00:00 3021
0
0