Забытые страницы Великой войны
Флот империи
Броненосец «Полтава»

«У России только два союзника – ее армия и флот». Эти слова императора Александра III давно превратились в афоризм.

После русско-японской войны один из «союзников», а именно – флот, пребывал в весьма плачевном состоянии. И казалось, потери, понесенные в Цусимском проливе, возместить будет крайне сложно. А если и удастся, то на это потребуется не один десяток лет. Шутка ли, в общей сложности в 1904-1905 годах было потерян 71 боевой и вспомогательный корабль! Погибли в сражении, были затоплены, или захвачены японцами:

14 эскадренных броненосцев: «Петропавловск», «Севастополь», «Пересвет», «Победа», «Полтава», «Ретвизан», «Александр Суворов», «Бородино», «Император Александр III», «Орел», «Ослябя», «Наварин», «Сысой Великий», «Император Николай I»; 
3 броненосца береговой обороны: «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков»; 

7 крейсеров 1 ранга: «Баян», «Варяг», «Паллада», «Рюрик», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Светлана»;
9 крейсеров 2 ранга: «Боярин», «Новик», «Забияка», «Всадник», «Разбойник», «Джигит», «Гайдамак», «Изумруд», «Урал»;

6 канонерских лодок: «Гремящий», «Отважный», «Гиляк», «Бобр», «Кореец», «Сивуч»; 
25 миноносцев, 2 минных транспорта и 5 транспортов. 

Для сравнения, за годы Первой мировой войны Россия потеряла 54 корабля и вспомогательных судна.

В финансовом выражении Россия в Русско-японской войне потеряла свыше 130 миллионов рублей  по статье «потопленные и взятые в плен корабли». Что касается людских потерь, то только 2-я Тихоокеанская эскадра в Цусимском проливе навсегда лишилась почти трети моряков. 

Броненосец «Цесаревич»

К 1906 году Балтийский флот насчитывал: 

2 броненосца («Слава», «Цесаревич»); 

1 броненосец старой постройки («Александр II»); 

2 броненосных крейсера («Россия», «Громобой»);

4 крейсера 1-го ранга («Олег», «Богатырь», «Диана», «Аврора»). 

А также: 20 минных крейсеров, 11 миноносцев типа «Сокол», 10 миноносцев типа «Циклон», 40 номерных миноносцев. 

В составе Черноморского флота к 1906 году находились: 

8 броненосцев - «Чесма», «Синоп», «Екатерина II*, «Георгий Победоносец», «XII Апостолов», «Ростислав», «3 Святителя», «Пантелеймон», 2 крейсера «Кагул» и «Очаков»,  старый крейсер — «Память Меркурия», 3 минных крейсера: «Капитан Сакен», «Гридень», «Козарский», 13 эскадренных миноносцев, 10 миноносцев, 2 минных транспорта, 6 канонерских лодок.

На Тихоокеанском ТВД в строю оставались два крейсера, одна канонерка и 13 эскадренных миноносцев. 

Казалось бы, немало. Но, в основном, это были корабли старого типа. И тот факт, что флот требовал не только восстановления былой мощи, но и модернизации, был налицо. 

Линейный корабль русского флота «Императрица Мария»

Император Николай II хорошо помнил завет отца. Уже в апреле 1906 года был создан Морской генеральный штаб, которому вменялось без отлагательств заняться разработкой специальной программы. Из четырех предложенных вариантов Государственный совет и император первоначально одобрили так называемую «малую судостроительную программу». 

На практике все выглядело не столь динамично, как было на бумаге. Исходя из различных соображений, эту программу несколько раз изменяли и дополняли, и в результате она  превратилась в Большую программу. Согласно плану, Россия должна была усилить флот строительством линейных кораблей, линейных и легких крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок. Кроме того - малых кораблей различного типа. Строительство всех кораблей планировали завершить в 1916-1917 годах. 

Почему с такой задержкой? Ну, во-первых, корабль построить – не поле перейти. Тем более, корабль нового типа. А во-вторых, не все было гладко с выделением соответствующих бюджетов. Особенно усердствовала по этой части Государственная Дума. Так, например, уже в 1910 году этот орган вынес потрясающий вердикт: «не ассигновывать на постройку судов никаких сумм». А ведь к этому году на верфях уже начали строительство! Потому и вышло, что из 54 боевых кораблей, предназначенных Балтийскому флоту, большинство было заложено не ранее 1912 года. Похоже складывалась ситуация и на Черном море. Тем удивительнее, что линейные корабли для Балтики вступали в строй, начиная с зимы 1914-1915 годов. А, скажем, новейший линкор «Императрица Мария» на Черном море – весной 1915-го.

Подводная лодка "Минога"

Кроме того, у русских корабелов имелись и другие достижения. В 1910 году в Петербурге был заложен первый корабль новейшей серии эсминцев, получивший имя «Новик». Уже в 1913 году он вошел в строй кораблей Балтийского флота. В ходе испытаний он доказал свою уникальность, как по части скорости – 37 узлов (более 60 км/час), так и боеспособности. 

В принципе была готова и головная подводная лодка типа «Краб» - первый в мире подводный минный заградитель, хотя после ходовых испытаний выяснилось, что требуются некоторые усовершенствования, связанные с улучшением остойчивости корабля. Первый боевой поход «Краб» совершил на Черном море в июне 1915 года. 

Чуть раньше вошли в строй подлодки «Акула» и «Минога». Первую построили в 1911 году, вторую – в 1909-м. Это были, пожалуй, первые лодки, которые строились с учетом того, что им придется выполнять не только вспомогательные, но и сугубо боевые задачи. Недостатки, конечно, имелись. «Акула» имела непродолжительный запас хода, а «Минога» была столь мала, что экипаж находился в неимоверно тяжелых условиях. Тем не менее, русские проекты подлодок оказались одними из самых удачных. 

В мае 1914 года была заложена современнейшая лодка типа «Барс», также как и «Морж» и «Акула», разработанная талантливым русским военно-морским инженером Бубновым.

Перед войной Русский императорский флот стал основателем такого вида военной техники, как гидроавиация. Хотя еще в 1909 году один американский испытатель создал самолет, способный взлетать с поверхности воды, первым полноценным гидросамолетом стал М-1, изобретенный и апробированный в 1913 году русским конструктором Григоровичем. Уже в ходе войны он модифицировал проект, и с первого русского авианосца «Орлица», существовавшего ранее под именем парохода «Императрица Александра»,  взлетала эскадрилья М-5 и М-9.

Крейсер "Бреслау"

Исходя из состояния флота, разрабатывались и планы войны на Балтийском и Черном морях. При этом приходилось держать в уме и Японию, чья позиция в надвигающейся мировой войне была совершенно не ясна. Согласно этим планам  военно-морское ведомство считало, что даже тот флот, которым располагала Империя, вполне способен держать под контролем морские коммуникации на Балтике и Черном море. О наступательной доктрине до того, как флот будет обновлен, не слишком и размышляли. Конечно, такой расклад сил был вполне реалистичен в том случае, если германский флот на Балтике не будет усилен кораблями, противостоящими могучему британскому Королевскому флоту, а на Черном море  немцы не станут «разбавлять» турецкий флот. На Балтике так все по плану и пошло, а вот на Черноморье прибыли два новейших германских крейсера «Гебен» и «Бреслау», нейтрализовать которые удалось только в 1915 году. Уже в августе 1914 года Япония вступила в войну на стороне Антанты, и заботы о Тихоокеанской эскадре отошли на десятый план.

Согласно Всеподданейшему отчету по Морскому министерству за 1913 год, Русский Императорский флот насчитывал, включая строившиеся и достраивающиеся на воде корабли: 

 На Балтийском море:
9 (4) линейных кораблей, 7(3) броненосных крейсера, 11(7) крейсеров, 85 (49) эскадренных миноносцев, 23(21) миноносца, 6 (6) минных заградителей, 6 (6) канонерских лодок, 24(11) подводных лодок, 1 (1) миноноску.

На Черном море:

 10 (6) линейных кораблей, 2 (2) крейсера, 22 (17) эскадренных миноносца, 13 (12) миноносцев, 2 (0) минных заградителя, 6 (5) канонерских лодок, 11 (4) подводных лодок. (В скобках – действующие корабли).

Кроме того: речные канонерки, транспорты, посыльные суда, яхты, учебные и портовые суда общим числом 189 вымпелов. Таким образом, флот насчитывал  461 корабль и судно. Личный состав флота на 1 января 1914 года насчитывал: 60 адмиралов, 103 генерала, 774 штаб-офицера, 2 829 обер-офицеров, 1 213 кондукторов (унтер-офицеров-сверхсрочников), 47 215 нижних чинов. Прямое отношение к флоту имели и те, кто числился по Адмиралтейству и военно-морскому судебному ведомству. А это: 18 генералов, 88 штаб-офицеров, 319 обер-офицеров, 298 медиков и фармацевтов, 17 лекарских помощников и фельдшеров, 669 гражданских чиновников. Всего – 53 603 человека.
                         Михаил Быков,
                                                                   Специально для «Почты Полевой».

18 августа 2014 10:05 1354
0
0