Завершения I Мировой войны народы планеты
заждались. И едва было подписан документ о перемирии, как землян оповестили:
Первая мировая закончилась! Когда-то
великий русский полководец Александр Суворов подарил миру афоризм: «Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний
солдат". С Александром
Васильевичем спорить трудно, если возможно. Но это его высказывание носит
сугубо эмоциональный характер. Видимо, генералиссимус имел в виду благодарность
и память потомков. В противном случае нет в истории человечества ни одной
законченной войны. И нынешние поисковые отряды до сих пор находят останки
солдат Первой Мировой. По всей Европе.
Но на процесс завершения любой войны
можно посмотреть с юридической точки зрения. Лишенной пафоса, но точной и
конкретной. Тем более, что любой официальный документ, особенно такой важный,
как акт перемирия, несет выверенную смысловую нагрузку и интерпретациям не
подлежит.
Компьенское
перемирие означало одно: окончание боевых действий между странами Антанты и
Германией. Не меньше, но и не больше. Впереди предстояла большая
дипломатическая и организационная работа по подготовке мирного договора, в
результате чего перемирие должно было превратиться в мир. Такие мирные договоры
предстояло выработать многим странам между собой. Однако, недооценивать
значение «Первого Компьена» никак нельзя. После многочасовых переговоров в
штабном вагоне главнокомандующего силами Антанты на Западном фронте маршала
Франции Фердинанда Фоша с полей сражений ушла смерть.
Прежде, чем ознакомиться
с пунктами подписанного акта, стоит, видимо, поговорить о том, почему такой
важный документ подписывали в железнодорожном вагоне да еще в лесу. Оказывается,
место было выбрано не случайно, как
говорится, по дороге, а согласно пожеланиям главного действующего лица – Фоша.
По только ему ведомым причинам надо было подобрать позицию, соответствовавшую
следующим критериям: местность «должна была обеспечить спокойствие, тишину, уединение,
уважение к побежденному противнику во время переговоров». Там предполагалось
разместить два поезда: самого Фоша и выделенного для германской делегации.
Опять-таки,
по непонятным причинам фотографов в переговорное помещение во время процесса не
пустили. Хотя сохранились снимки участников переговоров у вагона, а также
фотоизображения интерьеров различных помещений вагона, его план-схема в разрезе
и подробная фотолетопись процедуры по превращению бывшего вагона-ресторана №
2419D, построенного на заводе в
парижском пригороде Сен-Дени в 1914 году, в вагон-памятник, установленный
первоначально во внутреннем дворе Дома инвалидов во французской столице в 1921
году. С момента рождения вагон
использовался по прямому назначению франко-бельгийской компанией CIWL
(Compagnie Internationale des Wagons-Lits) на внутренних французских линиях до
августа 1918 года. В сентябре, по мобилизации для нужд фронта, его переделали
из вагона-ресторана в салон-вагон. И только в октябре 1918 –го он поступил в
распоряжение Фоша.
После 1921 года к вагону-памятнику
как-то охладели. И власти, и руководство музея «Дом инвалидов». Он начал
разрушаться и сам превратился в инвалида. Один американский меценат пожертвовал
100 000 франков на реставрацию исторического вагона с условием, что он
будет помещен в специально построенный ангар в Компьенском лесу на «Поляне
перемирия». Так в 1922 году назвали место, где был построен мемориал в память о
великом событии. Церемония открытия состоялась в 1927-м, на ней присутствовал и
маршал Фош. Помимо «вагонного склепа» был
торжественно открыт памятник освободителям провинций Эльзас и Лотарингия
скульптора Эдгара Брандта «Утро». И мемориальная плита на месте, где стояли
вагоны представителей Антанты и Германии. На ней была высечена надпись: «Здесь
11 ноября 1918 года пала преступная гордыня Германской империи, побеждённая
свободными народами, которые она пыталась поработить». В 1937-м на «Поляне перемирия» была
воздвигнута каменная статуя маршала Фоша, спустя восемь лет после его кончины.
На этом приключения, вернее, уже злоключения
салона-вагона не завершились. В 1940 году, когда под ударами армий Третьего
рейха Франция пала, и Адольф Гитлер торжествовал реванш за поражение в I Мировой войне, по его приказу стенку
склепа разобрали и вагон вытащили на тоже самое место, где в 1918-м он стал
центром мира. Фюрер, будучи участником-пораженцем Первой мировой, жаждал отомстить
даже в мелочах. 22 июня второе Компьенское перемирие, по которому разбитая
Франция соглашалась на капитуляцию и раздел страны на оккупационную и так
называемую «свободную» зоны, он распорядился заключить именно в Компьенском
лесу, в том самом вагоне и в том самом месте, где поезд стоял в 1918-м.
Само собой, по приказу фюрера весь
комплекс был уничтожен. Все объекты сравняли с землей и засеяли травкой. Вагон
сохранили и перевезли в Берлин, где он стоял у Бранденбургских ворот, как
олицетворение германского реванша. После II Мировой войны комплекс в Компьенском
лесу восстановили. Вот только вместо оригинального вагона пришлось
довольствоваться копией. Хотя жива версия, основанная на весьма шатких
свидетельствах, будто по запросу командующего французскими войсками в Германии
генерала Мари Жозефа Кёнига в 1946 году офицеры Группы советских оккупационных
войск в Германии подполковник Гуляев и лейтенант Васильев нашли
искомый вагон в Берлине, и он был возвращен Франции.
Ну,
а теперь – о главном. На каких же условиях было заключено первое Компьенское
перемирие, которое со стороны Антанты подписал маршал Фош в присутствии английского
адмирала Росслина Уимисса , со стороны Германии – представитель командования
при Рейхсканцлере генерал-майор Детлоф фон Винтерфельдт в присутствии
статс-секретаря немецкого правительства Маттиаса Эрцбергера? Стоит заметить,
что представитель США отсутствовал.
«Во-первых, на протяжении 6 часов,
прошедших с момента подписания документа о мире прекратить любые боевые
действия на всех фронтах (было выполнено немедленно).
Во-вторых, в течение 15 дней отвести
все войска из Бельгии, Лотарингии, Франции, Эльзаса и Люксембурга (выполнили в
установленный срок); в-третьих, спустя месяц немецкие войска должны были
освободить земли по западному берегу Рейна и передать города Майнц, Кельн и
Кобленц под контроль армий союзников и США (приведено в исполнение).
В-четвертых, войска с Восточного
фронта должны были быть уведены в Германию, а положение на этом участке должно
было соответствовать состоянию на 1 августа 1914 года (выполнено было лишь
частично).
В-пятых, признание Брест-Литовского
мира недействительным (было выполнено).
В-шестых, Германия обязывалась
отказать в юридическом признании Бухарестского мира, заключенного с Румынией
(немцы были вынуждены согласиться).
В-седьмых, признание морской блокады
Германии военно-морским флотом Великобритании правомерной (было признано).
В-восьмых, подводные лодки и
надводные военные корабли Германии задерживались в портах пребывания, свобода
их передвижения ограничивалась до принятия иных решений.
В-девятых, большая часть тяжелого и
легкого вооружения, в том числе десятки тысяч самолетов и поездов передавались
в качестве контрибуции в пользу союзников.
В-десятых, сдача в хорошем состоянии 5 000 орудий, 25 000
пулеметов, 3 000 мортир-миномётов, 1 700 самолетов, 5 000 локомотивов и 150 000
вагонов».
Тон, назовем его так, переговорному процессу задал маршал Фош
еще 8 ноября, когда германская делегация прибыла в Компьенский лес. Состоялся
примерно такой диалог:
— Чего вы хотите, господа?…
— Мы хотим получить ваши предложения о
перемирии.
— О, у нас нет никаких предложений о
перемирии,- сказал Фош. Нам очень нравится продолжать войну…
— Но нам нужны ваши условия. Мы не можем
продолжать борьбу.
— Ах, так вы, значит, пришли ПРОСИТЬ о
перемирии? Это другое дело…
Михаил
БЫКОВ,