Забытые страницы Великой войны
Белло Вуд

26 июня завершился трехнедельный бой американских морских пехотинцев в с германцами. Первый серьезный бой, который вели американцы в Европе самостоятельно и в котором они одержали победу.

                Картина Джорджа Скотта "Американские морские пехотинцы в Белло Вуд".

            Белло Вуд или по-французски Буа де Белло – это скромный лесной массивчик, на северной опушке которого находится деревня Белло, а на западной - Буреш. Это местечко в пяти километрах восточнее города Шато-Тьерри, стоящего на реке Марна и в свою очередь находящегося примерно на полдороги между Реймсом и Парижем. И в ту, и в другую сторону, чуть больше 50 километров. Деревня как деревня, но в военном отношении имевшая, да и имеющая нынче стратегическое значение. В километре от нее проходит федеральная автотрасса «Восток». После Первой мировой войны от итак не самого большого леса осталось одно название. Правда, со временем часть деревьев восстановилась, сейчас Белло Вуд – это участок в самых широких местах длиной 2 и шириной 1,5 километра. Места тут равнинные, кое-где попадались скромные холмы.

            Американцы – народ нескромный. Наверное, было бы справедливо, чтобы места во Франции назывались по-французски. Но граждане США все переиначивают на свой лад. И раз уж им довелось принять первый серьезный бой у Буа де Белло, то в историю это место должно войти по-английски. Как Белло Вуд. Так и случилось.

            А теперь – к бою. Все закрутилось 6 июня, аккурат, в тот день, когда захлебнулась очередная германская операция «Блюхер-Йорк» в рамках «Весеннего наступления», а до следующего немецкого наступления севернее -  под Компьеном - оставалось три дня. И крутилось целых три недели.

            У нас и американцев принципиально разные представления о морской пехоте. Для нас это ударные части морского десанта, способные, разумеется, вести обыкновенный пехотный бой, однако, используемые, прежде всего, по прямому назначению. Для американцев морпехи – это «пехи». Просто Штаты – это большой авианосец, стоящий на вечном приколе между Атлантическим и Тихим океаном. И чтобы добраться до любой войны на любом континенте (исключая Северную Америку) пехота использует морской транспорт, с которого, само собой, высаживается на берег. Где и воюет, как нормальная пехота. Поэтому сегодня КМП США (United States Marine Corps)  - это до 200 тысяч человек штатного состава. Да, «маринерс» проходят усиленную подготовку по сравнению с пехотинцами, но трудно представить, что в какой-бы то ни было стране можно подготовить такое количество супербойцов. Сухопутные силы насчитывают менее 800 тысяч. Для сравнения российская морская пехота – это от 12 500 до 35 000 особо обученных человек.

            31 мая германская группировка, состоявшая из 28-й пехотной дивизии и остатков 237-й, 10-й, 197-й, и 87-й начала движение на Белло и 2 июня заняла эти позиции. Противостоять германцам отправили 2-ю и 3-ю американские пехотные дивизии. В составе 3-й дивизии находилась 4-я бригада морской пехоты под командованием генерала Джеймса Хабарда численностью 10 тыс. морских пехотинцев, состоящая из 5-го и 6-го полков морской пехоты и 23-го пехотного полка. Бригаде поставили боевую задачу – оседлать стратегически важное шоссе «Восток» и не пропустить немцев на Париж. Генерал Хабард отдал приказ окопаться в индивидуальном порядке. Вечером 3 июня немцы пошли в атаку. Казалось бы, опытные германские солдаты должны вымести американцев из едва отрытых стрелковых окопчиков. Но «ковбои» уперлись и в течение трех дней отбивали атаку за атакой. В те дни и родилась крылатая фраза, произнесенная одним из американских офицеров. На предложение французского командования отступить майор Ллойд Уильямс ответил: «Как отступать? МЫ ведь еще не начинали».

            6 июня после короткой артиллерийской подготовки, которую устроили французские батареи, американские морпехи контратаковали, чтобы с фланга прикрыть наступавшую французскую пехоту. В бой пошел 1-й батальон 5-го полка. Намеченную высоту он взял ценой гибели 334 человек, из которых 9 – офицеры. Одновременно в атаку на деревню Белло пошел 3-й батальон. Он также выполнил задачу, понеся громадные потери. Две роты 6-го полка в обход леса атаковали деревню Буреш и к 2 часам дня ее захватили. Всего в течение одного-единственного дня бригада морпехов потеряла более 10 % личного состава.

            На следующий день атаковали уже германцы, а морпехи держались как могли. И продержались два дня. 10 июня был получен приказ выбить немцев из Белло Вуд, то бишь, из самого леса. В лесном бою «ковбои» чувствовали себя куда лучше немцев, так как стреляли отменно. Затем дело дошло до штыков, ножей и саперных лопаток. Только шестая по счету атака привела к успеху. Немцев из леса выбили. Те были удивлены ярости американцев, за что прозвали морпехов 5-го полка «адскими псами». Где-то довелось прочесть, что американцам это прозвище приглянулось. И с той поры на эмблеме 5-го полка «маринерс» скалится злобный бульдог. Может быть, когда-то и скалился. Но сегодня на эмблеме пять весьма миролюбивых морских коньков.

         В Штатах очень гордятся этой первой самостоятельной победой американских солдат на европейской земле. Оно не удивительно. Ведь еще за несколько лет до Первой мировой вся американская армия насчитывала чуть более 200 000 человек. Опыта, не считая короткой американо-испанской войны 1898 года – никакого. А собственно морская пехота в качестве боевой силы вообще возникла только в 1911 году. Героический 5-й полк был сформирован только в 1914-м. В Мексике, в городе Веракрус. На мероприятии в память о 100-летии боев у Белло Вуд весной 2018 года капеллан КМП США Брент Скотт сказал следующее: «Прибывшие сюда морские пехотинцы — сплошь молодёжь, у них практически не было опыта современной полномасштабной войны, тем более против сильного противника. Так что впервые им была дана возможность показать себя».

            О некоторых особенностях вооружения американских морпехов. В отличие от солдат других стран все они были вооружены не только винтовкой, но и револьвером. Из холодного оружия помимо ножа и штыка полагался кастет.

Зачистка леса продолжалась до 26 июня. Вся эта локальная по меркам Первой мировой войны операция обошлась американцам дорого. Весь экспедиционный корпус в июне 1918 года потерял почти 10 тысяч человек. Невозвратные потери составили 1811 солдат и офицеров. Львиная доля пришлась на бригаду морской пехоты. Немцы к тому времени, несмотря на свойственную им педантичность, счет потерям вели уже, что называется, на глазок. Есть данные, что бои за Белло Вуд унесли 1000 человек убитыми и ранеными. 1600 бойцов попало в плен.

                                                                                                                 Михаил БЫКОВ,

                                                                           специально для «Почты полевой».

28 июня 2018 10:23 1180
0
0