Забытые страницы Великой войны
Три смерти

В июне 1918 года Россия потеряла трех замечательных военачальников. Смерть приняли генерал-лейтенант Михаил Романов, капитан I ранга Алексей Щастный и генерал-лейтенант Сергей Марков.

            Великого князя Михаила Александровича расстреляли по решению местных большевистских лидеров на Урале под городом Алапаевск в ночь с 12 на 13 июня. Каперанга Щастного – 22 июня в Москве, в скверике Александровского военного училища на улице Знаменка, согласно приговору Революционного трибунала. Генерал Марков погиб 25 июня в бою у станции Шаблиевка, что неподалеку от города Сальска в ставропольских степях. Белые уже вовсю дрались с красными.

            Если смерть одного из военачальников Добровольческой армии Маркова напрямую связана с разгоравшейся Гражданской войной, то убийства великого князя и Щастного носили сугубо политический характер. Логичен вопрос: как эти трагические события перекликаются с рубрикой, посвященной событиям I Мировой войны? Ответ не менее логичен. Все трое внесли большой вклад в боевую работу русской армии и флота во время Великой войны. И не отдать им должное в дни их гибели было бы несправедливо.

            Бытует мнение, что члены императорской фамилии во время ПМВ носили генеральские погоны и аксельбанты генерал-адъютантов, однако в реальных боевых действиях не участвовали. В отношении большинства Романовых так и было. Николай Николаевич-младший чуть больше года было Верховным Главнокомандующим и в штыковые, понятное дело, не ходил. Великие князья инспектировали артиллерию, авиацию, интендантскую и военно-медицинскую службы. От полученной раны в бою погиб в октябре 1914 года князь императорской крови Олег Константинович. Что же до Михаила Александровича, то он на командных должностях воевал на передовой с самого начала ПМВ. Будучи в опале по причине несанкционированного царем морганатического брака (с неравной по положению) великий князь пребывал в опале. Но едва началась война, он попросился на фронт и получил под начало знаменитую Кавказскую туземную конную дивизию, которую лучше знали на фронте под названием «Дикая дивизия». Она комплектовалась выходцами мусульманской веры с Северного Кавказа и Закавказья. Они не подлежали призыву в армию, и поэтому дивизия состояла исключительно из добровольцев. Не считая кадровых офицеров, разумеется.

            Воевала дивизия на Юго-Западном фронте, где противником в большинстве были австро-венгры. Так они боялись «Дикую дивизию», как огня. Впрочем, германцы также старались избегать встреч с кавказцами. Командуя этим соединением великий князь был награжден Георгиевским оружием и орденом св. Георгия IV степени. В 1916 году они принял II Конный корпус. С фронта был отозван лично Николаем II только в январе 1917-го. Важно отметить, что великий князь и до войны не был «свадебным генералом». Окончил Михайловское артиллерийское училище. Служил в лейб-гвардии Преображенском полку, три года командовал эскадроном в лейб-гвардии Кирасирском Ее Величества полку, был командиром 17 гусарского Черниговского полка.

            Капитан I ранга Алексей Щастный вышел из Морского корпуса в 1901 году мичманом. Через 16 лет – капитан I ранга. Это о чем-то говорит. Имел опыт русско-японской войны, в которой отличился и был награжден орденом св. Анны степени. Моряков, в отличие от армейских офицеров, орденами баловали скупо. Тем более, во время русско-японской войны. Командир крейсера I ранга «Диана», впоследствие, вице-адмирал светлейший князь Александр Ливен писал о Щастном, служившим под его началом: «Своей бодростью, быстрой распорядительностью, присутствием духа … выказал боевые способности, какие трудно ожидать при его молодости…». Щастный родился в 1881-м.

 Вернувшись в Кронштадт, Щастный служил на Балтике, осваивал Каспийское море. Войну встретил старшим офицером линейного корабля «Полтава». Опять-таки – на Балтийском флоте. В 1916-1917 годах командовал эскадренным миноносцем «Пограничник». За боевые отличия в ПМВ награжден двумя орденами: св. Анны и св. Станислава II степеней. В феврале 1917 года Алексей Михайлович получил новое назначение: должность штаб-офицера для поручений при штабе Командующего флотом Балтийского моря. В мае был назначен флаг-капитаном по распорядительной части штаба Командующего флотом Балтийского моря. В переводе на сухопутный язык – начальником штаба.

Щастный счастливо миновал репрессии, которые обрушились на офицеров Балтийского флота после Февральской буржуазной революции. Более того, стремительно поднимался по карьерной лестнице. Что, впрочем, объяснимо. Хороших старших офицеров на Балтике оставалось все меньше. Кого растерзали революционные матросы, кого-то судовые комитеты «вышибли» с флота, кто-то ушел сам. С приходом к власти большевиков в ноябре 1917 года Щастный фактически занял должность командующего Балтийским флотом. Именно ему выпала участь спасать корабли флота от германского плена сначала в Ревеле (Таллин, Эстония), затем в Гельсингфорсе (Хельсинки, Таллин). О Ледовом походе «Почта полевая» подробно писала 12 марта этого года в материале «Среди Балтийских льдов».

Щастному удалось сделать, казалось бы, невозможное. Флот был спасен. Однако, как вскоре выяснилось, не все в правительстве советской России были этому рады. Речь в первую голову о наркоме по военным и морским делам товарище Льве Бронштейне/Троцком. Он, кстати, и выступил единственным обвинителем на суде. Суть обвинения при отсутствии каких-либо доказательств сводилась к следующему: Щастный добивался повышения своего авторитета в экипажах с целью, используя этот авторитет, произвести на Балтике антисоветский переворот.

На самом деле Троцкий желал разобраться с несколькими задачами. Первое – наказать Щастного за то, что он спас флот от немцев. Второе – опять-таки наказать за то, что каперанг всячески противился желанию британцев купить или взорвать русские корабли. С этим предложением Англия чуть не официально обращалась в Кремль. Третье – убрать конкурента, крайне популярного на флоте после Ледяного похода. Щастного арестовали прямо в кабинете Троцкого, судили 21 июня и по приговору только что созданного Революционного трибунала на следующее утро расстреляли.

Генерал Марков был прирожденным военным. Родился в Москве в 1878 году, в победный год окончания последней русско-турецкой войны. Окончил Первый Московский кадетский корпус, Михайловское артиллерийское училище в Петербурге, Николаевскую академию Генерального штаба. Все – с отличием или по первому разряду. Казалось бы, карьера складывается. В неполные 24 года – штабс-капитан Генштаба! Однако, Марков испрашивает разрешение добровольцем отправиться на русско-японскую войну. Воевал он знатно, был почти при всех крупных делах в Манчжурии: Телин, Сандепу, Мукден. Занимался практической работой, прежде всего, полевой разведкой. Боевой путь отмечен пятью орденами.

Вернувшись в Россию, Марков служил в штабе Варшавского военного округа и ГШ преподавал в Академии и военных училищах. Занимался теорией, готовил научные работы. Особо ценные знания приобрел во время 3-месячной командировки в Германию в 1910 году. Первую мировую Сергей Леонидович начал начальником отделения разведки в штабе Юго-Западного фронта. Но уже в октябре 1914 года был назначен на должность начальника штаба 19-й пехотной дивизии и принял участие в боях за крепость Перемышль, на Дуклинских перевалах в Карпатах. В декабре 1914- го – начальник штаба знаменитой на всю армию 4-й «Железной» стрелковой бригады Антона Деникина, вскоре развернутой в дивизию. С февраля 1915-го Марков больше года командовал 13-м стрелковым полком, и полк под его началом творил чудеса. Именно тогда полковник Марков был награжден орденом св. Георгия IV степени и получил генеральские погоны.

Довелось послужить на Кавказском фронте в 1916 году, но начальник штаба 2-й Кавказской казачьей дивизии генерал Марков частенько бывал «на передке» под огнем. Затем его вернули в Петроград, в Академию ГШ, готовить кадры для фронта. Терпения у генерала хватило только на три месяца Подал прошение вернуть в действующую армию. Служил в штабе 10-й армии, командовал пехотной дивизией, был приглашен Деникиным на работу в Ставку Главковерха, где в должности начальника штаба армий Юго-Западного фронта и был арестован по приказу премьер-министра Александра Керенского за участие в так называемом Корниловском мятеже. Первая мировая для генерал-лейтенанта Маркова закончилась в сентябре 1917 года. Через два-три месяца для него началась война Гражданская, в которой он и погиб. Но это уже другая история.

                                                                                                     Михаил БЫКОВ,

                                                                          Специально для «Почты Полевой».
25 июня 2018 10:06 644
0
0