Забытые страницы Великой войны
В тюрьме Терезиенштадт

28 апреля 1918 года произошло событие, на которое не обратили внимания ни тогда, ни сегодня, 100 лет спустя. В тюрьме Терезин умер один заключенный - Гаврило Принцип.

            Молодому человеку было 23 года, он страдал от открытой формы туберкулеза, что и стало причиной смерти. Казалось бы, мало случаев когда происходят подобные трагедии? Но История Гаврилы Принципа – уникальная. Разумеется, нелепо утверждать, что выстрелы этого юноши в городе Сараево, прогремевшие 28 июня 1914 года послужили причиной начала I Мировой войны, погубившей миллионы жизней, поломавшей десятки миллионов судеб и уничтоживший помимо четырех империй всю систему миропорядка начала ХХ века. Но эти выстрелы стали поводом, для развязывания глобальной войны.

            Не случись Гавриле попасть из браунинга супруге наследника австро-венгерского престола Софье в живот, а самому эрцгерцогу Францу Фердинанду в шею, нашелся бы или был бы создан искусственно какой-либо другой предлог. И неизбежная война все равно бы началась. Уж больно хотелось в тот момент германскому кайзеру Вильгельму II поиграть мускулами своей накачанной державы и продемонстрировать Великобритании и Франции могучий торс. России – в меньшей степени. Но после выстрелов Принципа русский император Николай II пошел на принцип. Или, если угодно, ответил на провокацию. Австрийцы предъявили Сербии невыполнимый ультиматум. Россия начала мобилизацию. Германия предъявила ультиматум России по этому поводу. Россия отказалась прекращать мобилизацию. Германия объявила России войну. А дальше – понеслось во всех направлениях. 

            Кем же был этот мальчик, волей-неволей ускоривший события лета 1914 года? В учебниках, по крайней мере, советских и российских о нем – скупо. Полагаю так же и в других странах, за исключением Боснии и Сербии. Скажем, в боснийской столице есть мост имени Принципа, в Белграде стоит пусть и скромный, но все же - памятник. Отмечен наш персонаж в топонимике того же Белграда, сербского города Ниш, черногорского Бара. Интересно, что сразу после двойного убийства в Сараево Гаврилу назвали злодеем не только австрийские и германские газеты, что естественно, но и английские.

            «Злодей» родился в боснийском селении Обляе в мае 1894 года. Отец Петар считался зажиточным крестьянином. По другим данным работал почтальоном за крайне скромное жалование, на которое «на хлебе и воде» содержал жену Марию и трех сыновей. Гаврило был средним. Как-то больше верится первой версии, иначе довольно трудно объяснить, каким образом по окончании гимназии 13-летний отрок отправился в столицу продолжать учебу. Известно, что однажды отец возил сына на священное для сербов место – Косово поле. От западной части Боснии до Приштины для бедного человека – не ближний свет.

            Почти каждого удивляет фамилия, под которой Гаврила появился на свет. На первый взгляд, сербского, равно как черногорского, откуда явился род, маловато. Кстати, до Боснии, Принципы успели пожить и в Хорватии. Так вот, Принципы – это первоначально прозвище. Так именовали то ли одного, то ли другого предка Гаврилы – «Принцем». Далее это на сербский лад трансформировалось в «Принцип» и превратилось в фамилию. Изначальная же фамилия в роду – Чеко.

            Гаврило был голубоглазым, здоровым и умным парнем. Есть данные, что был лингвистически одарен, легко усваивал иностранные языки. Учился очень хорошо. Много читал. Правда, после переезда из Сараево в Белград в возрасте 17 лет читал все больше политических – князя Кропоткина, Бакунина и тому подобное. В том же возрасте студент Принцип вступил в организацию «Млада Босна» («Молодая Босния»), организованную в 1912 году. Цель – борьба за объединение с Сербией, к чему можно было прийти, только вырвавшись из цепких объятий Австро-Венгерской империи, оккупировавшей боснийские земли, где проживало довольно много сербов, еще в 1878 году. Аккурат после того, как Россия одержала победу над Османской империей, этими землями владевшей. Проще говоря, родившийся в Боснии серб Принцип мечтал об объединении славянских земель на Балканах в одно государство.

            Гаврила в этом романтическом стремлении не был одинок. Иное дело за 19-летними студентами-романтиками стояли куда более взрослые и расчетливые господа. Кто именно толкнул мальчишек на преступление или, если угодно, подвиг (так считают в некоторых балканских странах)? По этому поводу есть разные гипотезы, причем, почти каждая из них имеет право на жизнь. Называют сербскую националистическую организацию «Черная рука» (официальное название – «Единство или смерть»), которая вроде бы как курировала «Младу Босну», а будущие исполнители терактами проходили подготовку на ее базе. Есть тут одно слабое звено. Теракт был произведен настолько непрофессионально, что о какой-либо серьезной подготовке и говорить не стоит. Два или три человека струсили, один промахнулся. Гаврило оказался на пути следования автомобильного кортежа эрцгерцога значительно позже и совершенно случайно. Стрелял будто с закрытыми глазами. Иначе как с трех-четырех метров пули попали в живот и шею? Вряд ли он целился в супругов именно туда. С другой стороны, есть довольно много свидетельств, что гранатами, револьверами, бомбами и даже ампулами с цианистым калием, оказавшимся фальшивкой, молодых людей снабдила именно «Черная рука», являвшаяся сербской прогосударственной структурой. По крайней мере, ее возглавлял начальник сербской контрразведки Димитриевич. 

            Вполне серьезно можно рассматривать германский след. Франц-Фердинанд безо всяких сомнений заявлял, что война с Россией для Австро-Венгрии недопустима. Она приведет к падению либо Габсбургов, либо Романовых. А скорее – обеих династий. Как в воду глядел. А вот германский кайзер был крайне недоволен такой позицией наследника австрийского престола. Он весьма волновался, так как в числе всех остальных понимал: хозяину Вены и Будапешта Францу-Иосифу I за 80 лет, и здоровье его оставляет желать лучшего.

            Мог если не способствовать убийству, то закрыть на его подготовку глаза и сам Франц-Иосиф. Ему очень не нравился его племянник-наследник по многим причинам. Уж больно по-детски была организована охрана эрцгерцога во время его визита в боснийскую столицу Сараево. Будто и не помнил никто, что визит приурочен к святому для балканских славян дню. 28 мая – день памяти Косовской битвы 1389 года.

            Есть исследователи, которые пытаются найти «русский след». Мол, о подготовке покушения не могли не знать в русском посольстве и, особенно, в военной миссии. А раз не доложили Николаю II или доложили не то, или доложили в Петербург, а в Петербурге не доложили, значит, и России это было выгодно. То, что России это было совершенно невыгодно, ясно хотя бы из приведенных слов об отношении к войне убиенного эрцгерцога. Что касается отдельных русских, то кто-то из дипломатов и стоявших за ними господ вполне мог искать тут выгоду.

            Итак, Гаврило Принцип уже знал, что кто-то из его товарищей на маршруте кортежа задание выполнить не смог, а тот, кто бросил-таки бомбу (или гранату?) – задержан. Эрцгерцог держал короткую речь в сараевской ратуше, Гаврило покупал в кафе бутерброд и кофе. Они встретились случайно. Чем эта встреча обернулась для Франца-Фердинанда и его супруги, уже сказано. Для Принципа – 20-летним тюремным сроком. По законам Австро-Венгрии его не могли казнить, так как он считался несовершеннолетним. Трех совершеннолетних участников «Млады Босны», причастных к теракту, казнили, других приговорили к различным срокам заключения. Гаврилу определили в чешскую крепость Терезинштадт в Чехии, сразу по окончании войны вернувшей себе исконное название – Терезин. Находившимся там заключенным легче от этого, правда, не стало. Сам Принцип незадолго до смерти признавался, что в тюрьме его не обижают, относятся хорошо. Вот только голод, сырость, холод. Австрия проигрывала войну. И на свободе с продовольствием было тяжко. Что уж про тюрьмы говорить. Сильно беспокоили последствия раны, полученной во время задержания и избиения толпой. Руку ампутировали. Но боль осталась. Но больше всего сокрушался, что нечего читать и что из-за него началась Первая мировая.

                                                                                                                                         Михаил БЫКОВ,

                                                                                                   Специально для «Почты полевой».
03 мая 2018 10:57 794
0
0