Две даты в апреле-мае связаны с
именем самого успешного воздушного аса I Мировой войны барона Манфреда фон
Рихтгофена. 2 мая 1892 года Манфред появился на свет. 21 апреля 1918-го он
погиб в воздушном бою.
Рихтгофен носил прозвище – «Красный
барон». Поводом стал один из его самолетов моноплан «Фоккер», который Манфред
однажды решил выкрасить в красный цвет. В своей книге, написанной и изданной за
год до гибели и переведенной в 1919 году на русский язык, летчик никак не
объяснил это желание, хотя подспудно звучит мысль, что на этот экстравагантный
поступок его толкнуло честолюбие или даже тщеславие. Он был молод, и хотелось
выделиться во всем. Позже давались и такие объяснения – барон выбрал красный
цвет по цвету крови. В любом случае в связи со стремительно растущим списком
воздушных побед, о красном истребителе вскоре знали не только все летчики
Западного фронта, но многие, сидевшие в германских и французских окопах.
Это был не единственный крашенный
красной краской самолет Рихтгофена. Последняя модель, на которой он летал –
тоже «Фоккер», но триплан. И если первый аэроплан противники первоначально
называли «красным малышом», то последний – «красным дьяволом». Самая
удивительная легенда, рожденная на фронте по поводу «Красного барона»
заключалась в том, что враги были убеждены, будто за штурвалом германского
истребителя сидит девушка, современная Жанна Д,Арк. Сам Рихтгофен поведал об
этом так: «Я говорил с одним из пленных английских пилотов и узнал интересную
вещь: оказалось, что среди британцев бытовало мнение, что на «красном дьяволе»,
как теперь именовали мой аэроплан, летает некая юная дама, германская Жанна
д’Арк. Мой английский коллега был удивлен и, по-видимому, расстроен, когда я
развеял этот миф, сказав ему, что эта дама стоит перед ним. Он думал, что на
столь необычно выкрашенной машине может летать только женщина».
Примерно в это же время, в начале
1917 года, среди английских летчиков возникла идея-фикс: начать охоту за
«Красным бароном» и непременно его сбить. Уж больно досаждал своими победами
этот немец. Надо отдать должное сообразительности и остроумию Рихтгофена и его
подчиненных. Узнав о планах британцев, все самолеты 11-го истребительного
авиаотряда, которым командовал барон, техники перекрасили в красный цвет.
Но цвет цветом, а побеждал Рихтгофен
по совершенно другим причинам. Во-первых, у него был талант военного летчика. А
далее сам барон определил основные качества пилота: «Я полагаю, что главное в
воздушном бою - это не умение выписывать головоломные вольты, петли и виражи, а
выдержка летчика и его желание победить. Можно устроить в воздухе цирковое
представление и не сбить ни одного неприятеля. Наступательный дух - вот что
главное... У французов же совсем другой характер: в основном они бьют из засады,
исподтишка. Правда, попасться в западню может только разве новичок, ведь
аэроплан в воздухе не спрячешь. Иногда галльский темперамент дает о себе знать,
и тогда француз атакует, впрочем, боевого запала хватает, как правило,
ненадолго. Для англичан полеты – это, в основном, спорт. Они находят массу
удовольствия в петлянии, полетах на спине и прочих трюках, пригодных разве что
для спортивного праздника или для увеселения нашей пехоты в окопах. Правда, мы,
летчики противной стороны, этого не ценим, требуя от них не цирковых, но боевых
навыков...».
Звучит несколько нахально, особенно,
в отношении французских пилотов, среди которых были такие, как
Рене Фонк (75 побед) и Жорж Гинемер (53 победы). Первый лишь немного не дотянул
до рекорда «Красного барона». Да и английский ас Вильям Бишоп отстал несильно -
72 сбитых немецких самолета. О качествах русских летчиков-истребителей барон
ничего никогда не говорил, так как в бою с ними не сталкивался. Хотя по его
собственному признанию, это было бы весьма интересно.
Сам Рихтгофен отличился 80 раз. Это –
официальные победы, подтвержденные наземными службами и пилотами-свидетелями.
Причем, добиться этого результата лучшему истребителю I Мировой войны удалось за полтора
года. Первую победу Рихтгофен записал на свой счет только 17 сентября 1916
года. Хотя карьеру военного летчика начал в июне 1915 года, переведясь из
кавалерии в авиацию. Барон оказался в должности разведчика-наблюдателя в 69-м
авиаотряде, который находился в рядах 11-й армии генерала Августа фон Макензена,
наступавшей на Юго-Западный фронт русской армии в районе городка Рава-Русская
(ныне – Львовская область Украины на границе с Польшей) и Брест-Литовска.
Авиаотряд, носивший претенциозное название «Бригада голубей», специализировался
на бомбардировках. Стало быть, нуждался в воздушно-разведывательной работе. Чем
Рихтгофен и занимался в качестве наблюдателя два месяца. Затем барона перевели
в экипаж бомбардировочной машины на место бортстрелка, которая наряду с другими
базировалась в бельгийском городе-порте Остенде. Позже база расположилась во
французской Шампани, в небе над которой Рихтгофен сбил первый в карьере
самолет. Это был двухместный «Фарман», который упал носом в землю на территории
противника. Что любопытно, такие победы за официальную победу по неясным
причинам не засчитывались, и официальный счет барона открыт не был.
Трудно
поверить, но первый самостоятельный полет Рихтгофен осуществил только 10
октября 1915 года. После он проходил 3-месячное переобучение на
летчика-истребителя и в рождественскую ночь получил «птички на петлички», сдав
все необходимые экзамены. Барона определили во 2-й истребительный отряд – под
Верден. Там как раз разворачивалось гигантское сражение, получившее название
«Верденская мясорубка». Над Верденским укрепрайоном, точнее, около знаменитого
форта Дуомон 26 апреля Рихтгофен одержал первую победу в качестве
летчика-истребителя. Летал он тогда, правда, на двухместном «Альбатросе», его
наблюдатель подтвердил, что вражеский «Ньюпор» с приличной высоты рухнул на землю.
Однако, согласно упомянутому правилу, в официальный список победа не попала.
Вскоре
Рихтгофен добрался-таки до штурвала одноместного истребителя «Фоккер», о
котором давно мечтал. Правда, летал он на нем в очередь с другим пилотом. Через
считанные дни напарника сбили. Он остался цел и добрался до своих, но аэроплан
погиб. В результате барона вернули в бомбардировочную авиацию и отправили
пилотом на Русский фронт. Здесь он осуществил несколько бомбардировок на
позиции и маршруты наступавших русских войск, даже получил с земли пулю в
крыло, но спустя пару месяцев аэродром в Ковне (ныне – Каунас, Литва) посетил
самый на тот момент известный германский ас Освальд Бёльке и предложил Манфреду
вернуться за Западный фронт. Истребителем в его знаменитый отряд Jasta 2. К слову, об асах. Этот термин (в переводе – туз) родился во Франции и
присваивался тем летчикам, которые одержали 5 личных побед. К тому моменту на
счету Бёльке было 19 сбитых самолетов. До своей гибели в конце октября 1916
года он довел личный счет до 40. Аса не стало в 25 лет. Рихтгофен, который был
младше всего на год, всегда считал его своим учителем. Под началом Бёльке барон
и одержал свою первую официальную победу. Это случилось 17 сентября 1916 года в
небе над городком Камбре (город на севере Франции).
19
ноября Рихтгофен совершил своеобразный подвиг. Вместе с напарником обнаружил
большой отряд бомбардировщиков противника, направлявшихся через линию фронта.
Решение пришло мгновенно: «Атака!». Друзья сбили двух англичан, остальные
повернули назад. Позже выяснилось, что британцы летели бомбить ставку Его
высочества герцога Карла Сакс-Кобург-Готского. В тот же день герцог и пилот
познакомились, результатом чего стало награждение аса медалью герцогства. Главную
награду – орден «За личную храбрость» - Рихтгофен получил от кайзера после
того, как сбил 16 английских и французских самолетов. Он постепенно превращался в супергероя. Когда
счет барона достиг отметки «50», с ним пожелал познакомиться кайзер. Не обошли
рукопожатием Пауль фон Гинденбург и Эрих Людендорф, первые лица германской
армии. Рихтгофен возглавил уже один отряд, а группу из четырех отрядов
истребителей, куда входили лучшие летчики.
Первый
ас I
Мировой войны погиб в бою. Официальная версия – его сбил английский летчик капитан
Артур Браун. Неофициальна, но вызывающая больше доверия – неизвестный
австралийский пехотинец, стрелявший по слишком низко идущей машине. Уходя от
Брауна, висевшего на хвосте, Рихтгофен снизился чуть ли не 50 метров, чем
нарушил собственное правило – избегать ненужных рисков.
Михаил
БЫКОВ,