Забытые страницы Великой войны
Первый танковый бой

24 апреля 1918 года у местечка Виллер-Бретоннё недалеко от французского города Амьен состоялось первое в истории танковое сражение.

            Раннее танковых боев не было по простой причине. Этот новый вид боевой техники появился в Великобритании, чуть позже во Франции. И там, и там военное руководство увидело перспективы танкостроения. А вот главный противник Антанты – Германия – на такое устройство как танк смотрела скептически. И только в 1916 году приступила к разработке первой модели. Первый экземпляр серийного немецкого танка A7V Sturmpanzerwagen вышел с завода только в октябре 1917-го. Всего их было собрано всего 20 штук. К слову, сегодня сохранилась только одна боевая машина. Она находится в австралийском музее города Брисбена, штат Квинсленд. Это – один из двух немецких танков A7V, захваченных в плен. Только спустя полтора месяца после боя у Виллер-Бретоннё австралийская пехота захватила этот трофей по имени «Мефисто». С помощью двух танков MkV его оттащили в тыл. Позже переправили в Австралию. Танк A7V под номером 542 англичане пленили 15 мая. Еще четыре машины сгинули в боях, остальные были превращены в металлолом в конце ПМВ и после нее.

            Надо заметить, что A7V разительно отличался от того, что в нашем представлении называется танком. Он представлял из себя огромный бронированный ящик весом в 33 тонны, способный двигаться по шоссе со скоростью 7 километров в час. Запас хода – 35 километров. Несложно подсчитать, что в комфортных условиях машина могла передвигаться не более 5 часов подряд. Танк был вооружен 57-мм пушкой и шестью пулеметами по обводу. Для обслуживания этого монстра требовался экипаж в 18 человек (командир, водитель, артиллерист, заряжающий, два механика и 12 пулеметчиков). Главными недостатками германской «тяжелой походной кухни», как называли ее солдаты кайзера, были очень плохая обозреваемость, большая шумность, высокая температура (до 60 °C) и загазованность внутри самого танка, а также крупные габариты, которые делали его лёгкой мишенью для артиллерии.

Английские и французские танки времен ПМВ тоже выглядели весьма странно, но отличались от «германца» меньшими размерами и большей маневренностью. Но если германский «гроб» был серьезно защищен, то его противники – весьма уязвимы. Скажем, корпус английского танка бронебойные пули пробивали. Что уж говорить об осколках артиллерийских снарядов. Вот что писал по этому поводу командир британского танка MkIV, участвовашего в бою у Виллер-Бретоннё 2-й лейтенант Фрэнсис Митчелл: «Неожиданно мы услышали грохот словно от града, заколотившего по нашему правому борту, и вовнутрь танка полетели мелкие осколки... Это был град бронебойных пуль... Экипаж бросился на пол. Я приказал водителю двигаться прямо, и мы постепенно вышли из-под огня, но к этому моменту наши лица были иссечены осколками." Кроме прочего, англичане вооружали свои машины по двум вариантам. Первый назывался «самец» и имел пушечное вооружение. Второй – «самка» и оснащался только пулеметами. Очевидно, что такие машины в танковом бою были практически бесполезны.

            Впервые танки были применены англичанами в сентябре 1916 года в битве на Сомме у городка Камбре, что южнее Лилля. Французы дебютировали 16 апреля 1917-го во время так называемой «мясорубки Нивеля» - наступлении войск Антанты под Реймсом. Германские машины первый раз отметились  21 марта 1918 года у населенного пункта Сент-Кантен, расположенного примерно на полпути между Лиллем и Реймсом. Но до 24 апреля 1918-го танки использовались против пехоты и артиллерии. И вот у Виллер-Бретоннё бронированные монстры впервые встретились на поле боя. Надо признать, что эта встреча не была задумана в штабах, она произошла спонтанно, в половине десятого утра. Экипажи трех британских танков MkIV (две «самки» и «самец») даже не подозревали, что на участке их атаки находятся три германских A7V. Если быть точным, то на позиции должны были выдвинуться четыре «немца», но один заблудился в утреннем тумане и свалился в придорожный овраг.

Из воспоминаний Фрэнсиса Митчелла: «Артиллерист орудия левого борта (насколько я помню, его звали Картер) стрелял точно. Его снаряды разрывались в непосредственной близости от немецкого танка. Я открыл амбразуру в верхней части кабины для лучшей видимости, и, когда мы оказались напротив нашего оппонента, мы остановились... Затем я увидел разрыв снаряда в передней части немецкого танка. Это было прямое попадание. За ним последовало второе, несколько ниже, затем третье...Это была великолепная стрельба для человека, глаза которого заплыли от воздействия газа, и который управлял орудием в одиночку из-за нехватки людей... Немецкий танк резко остановился и слегка наклонился. Из бокового люка выскочили люди, и я открыл огонь по ним из моего Льюиса. Немецкая пехота, следовавшая за танком, тоже остановилась".

         Из донесения лейтенанта Вильгельма Билтца, командира немецкого танка № 561: "...Увидев, как остановился английский пушечный танк, я подумал, что подбил его, поэтому сконцентрировал огонь на двух пулеметных"самках", которые своим огнем прижали нашу наступающую пехоту к земле. Мне быстро удалось повредить обе машины, и они отступили с поля боя. Однако почти сразу же мой танк получил несколько прямых попаданий, в результате которых было повреждено орудие, и погибли три члена экипажа, в том числе и наводчик-артиллерист, еще четверо были легко ранены. Опасаясь подрыва боекомплекта я, вместе с уцелевшими членами экипажа покинул машину. Однако взрыва не последовало, кроме того двигатель танка продолжал работать. Поэтому как только позволила обстановка мы вернулись в танк и смогли отогнать его назад  на пару километров, пока двигатель не заглох окончательно.  Позднее танк был эвакуирован в тыл технической командой..."

            Немцы потеряли по одним данным трех, по другим – пять человек убитыми и смертельно ранеными. Их танк с трудом выбрался из-под огня и километрах в двух от поля боя заглох. Британский «самец» мог бы праздновать победу, но прилетевшая мина попала в гусеницу и разорвала ее. Экипажу пришлось бросить танк и укрыться, по воспоминаниям Митчелла, метрах в 50-ти от него. Опять-таки, по воспоминаниям британского лейтенанта было 12.45. пополудни. Иными словами, бой продолжался более трех часов!  

            Этим дело не кончилось. Около 11 часов утра один из A7V, не участвовавший в бою, двигался себе в тыл, когда его командир увидел, что в контратаку на наступавшую германскую пехоту бросились семь британских средних (по другой классификации – легких) танков Мк А «Whippet» («Гончая»). Они весили 14 тонн и разгонялись до 13 километров в час. Эти танки, как и «самки» MkIV, были вооружены только пулеметами. Германская машина остановилась и открыла огонь. Английские танкисты не сразу сообразили, что их накрыло немецкое танковое орудие. Кстати, до сих пор военные историки спорят, какой урон британской танковой группе нанес танковый огонь, а какой – артиллерийский. Дело в том, что по британским машинам стреляли и орудия расположенной на позициях 4-й гвардейской дивизии рейхсвера. Стоит отметить, что немецкий танк стрелял с расстояния 300 метров, а пушки находились значительно дальше.

            Англичане понесли потери с первыми же выстрелами. Задымила одна машина, за ней другая. Остальные пять попятились назад. Однако, вскоре из строя вышли еще две «гончие». Таким образом, из семи танков было потеряно четыре. Немецкий «монстр» вышел из боя невредимым. Есть данные, что по британцам работал не один A7V, а оба, пропустившие утреннюю схватку с MkIV. Но итог от этого не меняется. Британцы этот бой проиграли вчистую. Странно, что победителями в том бою многие считают англичан. Формально поле боя осталось за ними, так германская пехота откатилась назад, и помогавшие ей танки также отступили. Но результат именно танкового боя очевидно в пользу немцев. Три их машины противостояли десяти английским. Непосредственно в бою немцы потеряли один танк, британцы – пять.

                                                                                                                                         Михаил БЫКОВ,

                                                                                                    специально для «Почты полевой»
25 апреля 2018 16:17 945
0
0