Забытые страницы Великой войны
Подвиг экипажа
26 сентября 1917 года в Ирбенском проливе Балтийского моря погиб эскадренный миноносец «Охотник». 

В 1914 году 1-я и 2-я Минные дивизии Балтийского флота насчитывали 52 эсминца и миноносца. За время I Мировой войны флот потерял 8 эсминцев. Две потери – небоевые. Еще в ноябре 1914-го эсминцы «Исполнительный» и «Летучий» попали в сильный шторм. Из-за обледенения оба потеряли остойчивость, перевернулись и затонули. Остальные шесть кораблей были выбиты из состава флота противником. Три эсминца подорвались на германских минах. В том числе «Охотник». 

Начальник морских сил Рижского залива вице-адмирал Михаил Бахирев отметил в отчете за этот период, что «в маневренном мешке у шаровой вешки № 4 в пасмурную погоду взорвался на мине заграждения или был взорван самодвижущейся миной посланный из Аренсбурга (ныне – эстонский город Курессааре на острове Саааремаа – прим. авт.) на разведку эскадренный миноносец "Охотник»… Из сбивчивых объяснений спасшейся команды я склоняюсь к тому мнению, что "Охотник" был подорван миной с неприятельского гидроплана или подводной лодки, так как в это время он стал на якорь и матросы видели несколько низко летевших аэропланов. 21 сентября мешок был протрален контрольными галсами, у вешки № 4 более тщательно, и мин обнаружено не было. Конечно, не отпадает возможность того, что "Охотник" погиб от неприятельской мины заграждения».

Почему хочется особое внимание уделить именно истории гибели «Охотника»? Об этом чуть позже. А пока – о самом эсминце. Это головной корабль очередной серии. Всего флот получил четыре таких эсминца. Остальные три – «Генерал Кондратенко», «Пограничник» и «Сибирский стрелок» – в ПМВ уцелели. Да, тот самый «Сибирский стрелок» выстрелом с которого, по замыслу сценаристов и режиссера фильма-фейка «Адмирал» Александр Колчак в 1916 году лично потопил германский броненосный крейсер «Фридрих Карл», подорвавшийся на русских минах и затонувший в 1914-м. 

«Охотник» был заложен на верфях в тогда русском городе Або (ныне – Турку, Финляндия) в 1905 году, спущен на воду в 1906-м. То есть, к началу ПМВ по флотским меркам был современным кораблем. Тем более что за два года до войны прошел капитальный ремонт корпуса и котлов. Водоизмещение – 750 тонн, длина – 72, 8 метра, ширина – 8,2 метра, осадка – 3, 35 метра, мощность двигателей, питавшихся углем, – 7 500 л.с. «Охотник» развивал скорость в 25 узлов (46 км/час). На вооружении после 1910 года имел два 102-мм и два 47-мм орудия, 4 пулемета, 3 торпедных аппарата. Мог нести на борту 42 мины заграждения. Экипаж – 5 офицеров, 4 кондуктора (унтер-офицера) и 90 матросов.

«Охотник» воевал энергично. Потому и был первый раз серьезно «ранен» уже в сентябре 1915 года. Корабль подорвался на 115-килограммовой мине в проклятом для него Ирбенском проливе. Взрыв произошел под кормовой командной палубой, которая была затоплена водой, вскоре было залито и кормовое провизионное отделение. В кормовой кочегарке и в носовом отделении  появи¬лись течи. Взрыв деформировал верхнюю палубу, повредил и сбросил с места кормовое орудие. В экипаже убитых, раненых и травмированных не было. Эсминец на скорости 12 узлов (22 км/час) своим ходом добрался до Куйвасту (город-порт на эстонском острове Муху, который является частью Моонзундского архипелага).

Театр боевых дейсвий в Рижском заливе

Второй раз «Охотнику» повезло меньше. Согласно показаниям спасшихся матросов, незадолго до взрыва над Ирбенским проливом на малой высоте кружили германские самолеты, выполняя задачу по постановке мин. Есть сведения, что в воду было сброшено до 20 мин. Та, которая досталась «Охотнику», была такой же массы, что и первая, повредившая корабль двумя годами ранее. Но на сей раз повреждения оказались куда серьезнее. К тому же быстрой гибели корабля способствовал сильный ветер, поднявший волну.

А теперь о том, почему эту историю хочется выделить из ряда других морских трагедий. 

Адмирал Бахирев писал, что «ни командир, ни офицеры не пожелали оставить судно и вместе с ним пошли ко дну». Куда более прозаически описывал ситуацию, возникшую на тонущем «Охотнике», старший офицер эсминца «Новик» Георгий Граф в мемуарах «На «Новике»». «13 сентября (старый стиль – прим. авт.) погиб, подорвавшись на мине, эскадренный миноносец «Охотник», находившийся в дозоре на Ирбенской позиции. Как только раздался взрыв, команда стремглав бросилась спасаться: разобрала койки, спасательные пояса и стала спускать шлюпки. Вскоре все они были переполнены матросами, из которых никто и не подумал предложить офицерам место. Они же, считая для себя недопустимым просить об этом, остались на миноносце, молча наблюдая за уходившими шлюпками. Миноносец погружался, и скоро вода подступила к палубе, на которой стояли офицеры... С «Охотником» погибли — его командир старший лейтенант В. А. Фок, лейтенант В. К. Панферов и еще два офицера».

Надо заметить, что Граф к тому времени уже полгода служил на берегу, так как по собственному желанию был списан с «Новика» еще весной 1917 года. С одной стороны, находясь при штабе начальника минной обороны, мог видеть какие-то не дошедшие до нас документы. С другой стороны, в этих строчках сквозит очевидное чувство неприязни к матросам. Георгий Карлович, мягко говоря, не приветствовал обе революции 1917 года; ударная сила этих переворотов – революционные матросы Балтики – были для старшего лейтенанта сильным раздражителем. А революционных матросов за полтора месяца до большевистского переворота в экипажах балтийского флота было в избытке. И «Охотник» – не исключение.

Но были в экипаже эсминца и матросы другого вида. Когда стало ясно, что шесть офицеров (а не четыре, как указал Граф) и судовой врач остаются на палубе тонущего корабля по доброй воле, к ним присоединились унтер-офицеры (5 Георгиевских кавалеров), а также Георгиевские кавалеры из нижних чинов, коих на «Охотнике» имелось 8 человек. По поводу доброй воли командира корабля и последовавших его примеру офицеров сомнений нет. Будучи вооруженными, офицеры могли без особых хлопот освободить себе место в шлюпках. Но они даже не пытались это сделать. 

Смертников поддержали нижние чины последней боевой вахты. Все без исключения. О последних минутах жизни 46 человек, оставшихся на «Охотнике», писал в романе «Моонзунд» известный советский беллетрист Валентин Пикуль. Писал в свойственной ему реалистичной манере тайного свидетеля всего происходящего. Что на самом деле происходило в те страшные минуты на борту эсминца, никто никогда не узнает.
 
Затопленный германский миноносец

Первой к берегу одного из островов в Рижском заливе прибило шлюпку с 11 матросами. Всего спаслось 43 человека. А тех, кто спасаться не стал, уместно перечислить поименно. Долг памяти срока давности не имеет.

Офицеры: старший лейтенант Владимир Фок, командир; лейтенант Георгий Огильви 3-й, старший офицер; лейтенант Владимир Панферов, старший артиллерист, награжден орденами Св. Анны III и IV ст., св. Станислава III ст.; лейтенант Александр Бобылев, старший инженер-механик; мичман Василий Лебедев, штурман; мичман Михаил Лисаневич, минер, ревизор.

Судовой врач Сергей Смирнов. 

Унтер-офицеры: строевой унтер-офицер Сергей Афонин, кочегарный, унтер-офицер 2 статьи Дмитрий Бурыкин (Георгиевский кавалер), машинный унтер-офицер Леонтий Гаврильчик, сигнальный унтер-офицер Анатолий Гутовский (Георгиевский кавалер), телеграфный унтер-офицер Иван Дунайкин, артиллерийский унтер-офицер 1 статьи Александр Жаренов (Георгиевский кавалер), рулевой унтер-офицер Юлиус Понтус (Георгиевский кавалер), гальванный унтер-офицер Тимофей Плотицын, трюмный унтер-офицер Михаил Степанов (Георгиевский кавалер).

Команда: кочегары 2 статьи Федор Альвин-Шустов и Иван Баров, старший электрик Сприц Вевер (Георгиевский кавалер), комендор Иван Громаков, машинисты 2 статьи Александр Захаров и Михаил Зеленухин, кочегар 1 статьи Петр Казьмин, комендор минный судовой Александр Кокура и Алексей Русин, комендоры Андрей Кузьменко и Василий Кузьмин-Агапкин,  кочегар 1 статьи Алексей Лукин-Гаврилов, Степан Туманов, Герасим Семенищев (Георгиевский кавалер) и Арсений Мандрык (Георгиевский кавалер), машинист 1 статьи Яков Мокшин (Георгиевский кавалер), сигнальщик Павел Мыцюк (Георгиевский кавалер), кочегар 2 статьи Ефрем Панчук, ученики сигнальщика, матрос 2 статьи Николай Петров и Дмитрий Шеронов, телеграфист Иван Подсветельников, машинист 1 статьи Михаил Полтаев (Георгиевский кавалер), гальванер, юнга Иван Сермус, матрос 2 статьи Дмитрий Сошнев, электрик Захар Столяров, строевой боцманмат Семен Сурнов (Георгиевский кавалер), матрос 2 статьи Аркадий Уткин, трюмный Иван Фомин, ученик рулевого, матрос 2 статьи Степан Шестериков, минный машинист 1 статьи Григорий Юнин-Лепешенков (Георгиевский кавалер).
Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты полевой»
29 сентября 2017 13:20 1468
0
0