Забытые страницы Великой войны
Поезд «Литера А»
Столовая Императорского поезда

Во время Первой мировой войны император Николай II ездил по стране много. В основном он, свита и охрана перемещались по железной дороге. Императорский поезд именовался «Литера А», свитский – «Литера Б».
На Восточном – Русском – фронте зимой и весной 1917 года царило затишье. Наша армия готовилась к решающему стратегическому наступлению в мае. У германцев и австрийцев не было сил, чтобы предпринять нечто серьезное. Все внимание немцев было сконцентрировано на обороне Западного фронта – во Франции. Австрийцы, обескровленные в боях 1916 года, держали оборону в Карпатах, Галиции и на Дунае. Зато в русских тылах, особенно в Петрограде, было весьма беспокойно. Зрела Февральская революция.
Последние маршруты поезда «Литера А» были неким отражением происходивших в стране процессов. Собственно, в вагоне этого поезда и произошло превращение Российской империи в республику. А началось последнее железнодорожное путешествие Николая Александровича в качестве государя российского 7 марта. Литерные отбыли из Царского Села в Могилев – в Ставку Главковерха. Стоит сказать, что императорские составы обслуживал Лейб-Гвардии Собственный Его Императорского Величества Железнодорожный полк. 
Эта воинская часть возникла в 1876 году, когда для обслуживания и охраны  императорских   поездов  на базе гвардейского Саперного батальона образовали 1-й Железнодорожный батальон. При Николае II главной загородной резиденцией стал Александровский дворец в Царском Селе.  Началось строительство соответствующей транспортной инфраструктуры. В 1895 году для приема  императорских   поездов  построили станцию «Царский павильон», от которой до резиденции Николая II в Александровском дворце было всего около километра. В 1899-м начались работы по сооружению специальной  императорской  ветки железной дороги от  Императорского  павильона Витебского вокзала в Петербурге до Царского Села. Поблизости от «Царского павильона» построили казармы и служебные помещения 1-го Железнодорожного батальона. От вокзала до Александровского дворца проложили шоссе. В  1903-м на собственной  императорской  станции в Царском Селе уже имелись: вокзал, платформа длиной 200 м (половина – крытая), две казармы 1-го Железнодорожного батальона со вспомогательными службами, паровозный поворотный круг диаметром 20 метров, сторожевые и стрелочные будки, железнодорожные пути с 4 стрелочными переводами. В 1909-м 1-й Железнодорожный батальон был развернут в двухбатальонный полк. В начале 1914-го штат Железнодорожного полка вырос до 6 батальонов. 

Вагон литерного поезда 

За месяц до начала I Мировой войны дворцовый комендант генерал-майор Владимир Воейков инициировал строительство бронированных вагонов для  императорского   поезда, мотивируя возможностью «допущения нового вида попыток совершения покушений путем метания разрывных снарядов с летательных аппаратов». К слову, одна такая попытка была. Германская разведка время от времени получала сведения о перемещениях царских поездов, и один раз немецкий летчик произвел воздушную атаку, сбросив бомбу на «Литер Б», но промахнулся. Еще один неприятный случай произошел в марте 1916 года, когда в 140 верстах от Петрограда лопнул рельс. Путевой сторож Павел Орлов вовремя заметил неисправность пути и доложил по команде. Инициатива Воейкова по созданию бронированных вагонов так и осталась на бумаге. Зато в составе императорского поезда появился вагон-гараж для перевозки царских автомобилей: специальная 20-метровая платформа вмещала  5 авто.

В марте 1914 года тот же Воейков подписал «Положение о мерах охраны Высочайших путешествий по железным дорогам». Оно гласило:
«Главный надзор за безопасностью пути во время Высочайших путешествий возлагается на Дворцового коменданта. Постоянная охрана железных дорог, ведущих к ближайшим от С-Петербурга Высочайшим резиденциям, возлагается на 1-ый  Железнодорожный полк, состоящий в непосредственном ведении Дворцового коменданта». В мае 1915 года  полк  получил права Молодой гвардии  и стал называться Собственный Его  Императорского Величества Железнодорожный полк. В июне 1916-го полк получил права Старой гвардии. Весь обслуживающий персонал, начиная с поездной прислуги до машинистов, а также рабочих в  железнодорожных мастерских, комплектовался из нижних чинов полка.

Март 1917 года гвардейцы-железнодорожники встретили, будучи разделенными на несколько частей. Один батальон находился в Ставке Верховного главнокомандования в Могилеве. Часть личного состава обслуживала два литерных царских поезда. До роты находились в Киеве, отвечая за поезд матери Николая II – вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Основная часть полка оставалась в Царском Селе. Кстати, именно эти солдаты повели себя в революционные дни, мягко говоря, неожиданно для обласканного императором полка. Железнодорожники были отпущены в казармы 14 марта, а на следующий день 1-я рота полка взбунтовалась и ушла в Петроград, встав там на сторону восставших. При этом было убито два офицера.

Царская семья в поезде

Солдаты полка, находившиеся при литерных поездах, вели себя достойно и присяге не изменяли. Хотя обстановка осложнялась с каждым днем, если не часом. Итак, литерные ушли из Царского Села 7 марта, а 8-го уже прибыли в Могилев. Расстояние по самому короткому пути – всего-то 760 км. Даже паровозы начала ХХ века преодолевали этот путь менее чем за сутки. Несколько дней государь, согласно его дневнику, занимался в Ставке текущими военными вопросами. Понимание, что в Петрограде происходят крайне серьезные события, пришло 11 марта. Озабоченный информацией, поступавшей из столицы, и судьбой семьи (все дети царя в эти дни болели корью) Николай II принял решение покинуть Ставку. Литерные ушли из Могилева на Петроград ранним утром 13 марта. А в столице в этот день гарнизон перешел на сторону восставших. Были захвачены Петропавловская крепость, Адмиралтейство, перестало функционировать правительство. Генерал Хабалов и военный министр Беляев были арестованы. Из захваченного министерства путей сообщения депутат Думы Бубликов телеграфировал: «По всей сети. Всем начальствующим. Военная. По поручению Комитета Государственной Думы сего числа занял Министерство путей сообщения и объявляю следующий приказ председателя Государственной Думы: «Железнодорожники! Старая власть, создавшая разруху во всех областях государственной жизни, оказалась бессильной. Комитет Государственной Думы взял в свои руки создание новой власти…».

Генерал от инфантерии Николай Иванов, которому император поручил навести порядок в столице, сумел добраться до Царского Села. Но вверенные ему войска (несколько боевых пехотных и кавалерийских полков) рассосались по железным дорогам, ведущим к Питеру от Двинска (ныне – Даугавпилс, Латвия) до Луги. В результате выполнить поставленную задачу пожилой генерал не смог, даже если б очень хотел. А вот хотел ли – на этот вопрос историки пытаются ответить до сих пор. Тем временем царский и свитский поезда двигались к Петрограду. Ранним утром 14 марта они достигли Малой Вишеры. Это 145 км от столицы. Офицер железнодорожной охраны, прибывший с севера, доложил, что дальнейшее продвижение невозможно, так как в Любани и Тосно (ближайшие к Питеру крупные станции) восставшие захватили власть. Литерным оставалось два пути: вернуться в Ставку или на станции Бологое повернуть на запад и прибыть в Псков, где располагался штаб Северного фронта. Император выбрал второй вариант, так как был уверен в лояльности главкома Северного фронта генерала от инфантерии Николая Рузского. Это решение оказалось фатальной ошибкой. Считается, что наряду с балтийскими моряками железнодорожники были одной из главных движущих сил революции. На самом деле далеко не все работники ж.д. страдали революционным безумием. Несмотря на строгие распоряжения из Петрограда во чтобы то ни стало задержать царские поезда сначала в Бологое, потом на станции Дно, выполнять их никто не собирался. И литерные пришли в Псков 14 марта к вечеру. А на следующий день произошли события, которые в истории именуются «отречением императора Николая II». Это отдельная тема, и к ней мы обязательно вернемся. А пока проследуем по дальнейшему пути царских литерных.

Гостиная в вагоне императорского поезда

После «отрешения» Николай Александрович принял решение вернуться в Могилев. Формально – для прощания с чинами Ставки и местным гарнизоном. Что и было сделано. После церемонии прощания, встречей с приехавшей из Киева матерью и издания последнего приказа войскам от 20 марта царь вновь оказался в «Литере А». Маршрут: Могилев – Царское Село. Это был последний маршрут императорского поезда и Лейб-гвардии Собственного Его Императорского Величества Железнодорожного полка. 22 марта 1917 года Николай II прибыл в Царское Село к семье уже в качестве полковника Романова. Где и был помещен под домашний арест.
Михаил БЫКОВ
специально для «Почты полевой»
13 апреля 2017 00:00 2008
0
0