Забытые страницы Великой войны
 Убийство Распутина. Акт второй.
Григорий Ефимович Распутин

В ночь с 29 на 30 декабря 1916 года в Петрограде был убит один из самых ярких персонажей ХХ века Григорий Ефимович Распутин-Новых. 

И ненависть к германофилам, и личная ненависть – все это имело место быть в столь странном для убийства коллективе, собравшемся в Юсуповском дворце на Мойке, 94 вечером 29 декабря 1916 года. Известно, что князь Феликс пригласил к себе во флигель (имелся отдельный вход) Распутина и что тот, испытывая интерес к жене Феликса и по совместительству племяннице Николая II Ирине, согласился. Что доктор Лазаверт подмешал в пирожные и мадеру лошадиную дозу цианистого калия. Что калий Григория Ефимовича не взял и тогда Юсупов выстрелил в упор в сердце. Что через 40 минут «мертвый» Распутин вскочил, выбежал из дома, но его догнали две пули Пуришкевича, выпущенные в спину и затылок. И что теперь уже окончательно мертвого Распутина заговорщики отвезли на Малую Невку и утопили в проруби у Большого Петровского моста. 
Но вот что интересно: когда тело Распутина извлекли из воды, выяснилось, что показания участников убийства, мягко говоря, не сходятся. Даже в таких мелочах, как описание одежды «старца» в роковую для него ночь. Согласитесь, белый цвет рубахи (по Юсупову), кремовый (по Пуришкевичу) сильно отличается от голубого. А ведь именно голубого цвета рубашка, расшитая колосьями, была на трупе, когда его достали из воды. И именно в голубой шелковой рубахе, по свидетельству служанки Екатерины Печеркиной, Григорий Ефимович покинул свою квартиру на Гороховой улице, 64 поздним вечером 29 декабря. 

Князь 
Феликс Феликсович Юсупов

По поводу одежды есть еще один казус. И Пуришкевич, и Юсупов в опубликованных через несколько лет воспоминаниях писали о том, что Распутин провел в кабинете Феликса, где и был накрыт стол с напитками и сладким, примерно два часа. Сомнительно, что эти два часа он сидел в шубе и галошах, надетых на сапоги. Тем более что предполагалась встреча с княгиней Ириной. Кстати, при описании обуви Распутина в кабинете оба заговорщика вспомнили только сапоги. Наверно, очень нужно было Пуришкевичу, пристрелившему Распутина около дворцовой ограды, зачем-то одеть того в шубу и калоши, а уж после грузить в автомобиль и везти к проруби. Если не нужно было, то возможен единственный иной вариант. Отлежавшись после выстрела Юсупова в сердце, Григорий Ефимович вскочил (а он вскочил!), прорвался сквозь дверь, ведущую в сад, но прежде – нацепил шубу и калоши. Это нормально для раненого в сердце и убегающего от смерти человека. Без шубы – никак! Декабрь на дворе…
Калоши и шуба припомнились не случайно. Потому как на одной ноге извлеченного из воды трупа калоша была. Ну и сам труп был в шубе. На прочих мелочах останавливаться уже не стоит. Вернемся к другим – принципиально важным – фактам. 
Судебно-медицинская экспертиза установила, что в Распутина попало три пули. Но только одна из трех была обнаружена в том органе, о котором сообщили Пуришкевич и Юсупов. Вторая по счету – когда Пуришкевич выстрелил в спину и попал в почку. Первая пуля после выстрела Юсупова угодила в живот и пробила печень. Третья, опять-таки, Пуришкевича, ударила в лоб. С огромным трудом можно допустить, что в суете Юсупов не разглядел, куда попал, хоть и стрелял в упор. Но спутать затылок со лбом – это уже из области фэнтези. 
 
Ну ладно, стрельба была потом. Сначала должен был подействовать цианистый калий. Долгое время невосприимчивость к яду в официальных источниках пытались объяснить тем, что Распутин был не просто человеком, что неведомые силы таились в его организме. Между прочим, организме, крайне отрицательно воспринимавшем сладкое, что было хорошо известно Юсупову, неоднократно сиживавшему со «старцем» за столом. На самом деле Распутина от яда спасла не сверхъестественная сила тела и духа, а трусость доктора Лазаверта. Позже он признался, что не решился положить яд в вино и пирожные, сославшись на то, что дал клятву Гиппократа.

Великий князь 
Дмитрий Павлович

Повисает в воздухе и такой вопрос: в чем заключалась преступная миссия двух кадровых офицеров – великого князя Дмитрия Павловича и поручика Сухотина? Если уж кому стрелять, после того, как «отравленная» мадера не подействовала, так им, профессионалам, а не сугубо штатским Юсупову и Пуришкевичу. Ан нет! Не слышно, не видно господ офицеров. Дмитрий Павлович вскоре после того, как про убийство узнал весь Петроград, поклялся своему отцу, что не принимал в нем участия, дворец Юсуповых покинул не один, а с дамами, которых отвез на Караванную улицу, и к 4-м утра прибыл домой. А зачем тогда участвовал в заговоре, спрашивается? 
Чем занимался гвардейский поручик, прошедший вместе 1-м Лейб-гвардии Стрелковым полком серьезные боевые дела, получивший два ордена, ранение и контузию – тоже не ясно. Ни Пуришкевич, ни Юсупов об этом – ни слова. Прорывается кое-где бездоказательная информация, что это Сухотин помогал Пуришкевичу грузить тело в автомобиль и сбрасывать с моста в прорубь, но с таким же успехом это мог делать и Лазаверт. Некоторые авторы пишут, что Пуришкевичу помогал Дмитрий Павлович. Самое то для великого князя!
Примечательно то, что при описании убийства Распутина, как правило, ссылаются на мемуары заговорщиков, личного секретаря «старца» Симановича, но крайне редко используют официальные материалы полицейского дознания и медицинского освидетельствования трупа. Судмедэксперт профессор Императорской военно-медицинской академии Дмитрий Косоротов: "При вскрытии найдены весьма многочисленные повреждения, из которых многие были причинены уже посмертно. Вся правая сторона головы была раздроблена, сплющена вследствие ушиба трупа при падении с моста. Смерть последовала от обильного кровотечения вследствие огнестрельной раны в живот. Выстрел произведен был, по моему заключению, почти в упор, слева направо, через желудок и печень с раздроблением этой последней в правой половине. Кровотечение было весьма обильное. На трупе имелась также огнестрельная рана в спину, в области позвоночника, с раздроблением правой почки, и еще рана в упор, в лоб, вероятно уже умиравшему или умершему. Грудные органы были целы и исследовались поверхностно, но никаких следов смерти от утопления не было. Легкие не были вздуты, и в дыхательных путях не было ни воды, ни пенистой жидкости. В воду Распутин был брошен уже мертвым".

Григорий Распутин

Если проще, то Распутина убил первый выстрел. После такой раны, по мнению специалистов, живут, максимум, 20 минут. А Григорий Ефимович прожил в два раза больше, после чего вскочил и побежал. Судя по Пуришкевичу, с пробитой головой и ранами на ней. Потому как депутат объяснял эти повреждения тем, что потерявший над собой контроль Юсупов схватил резиновую двухфунтовую (менее килограмма) гантель и начал бить ею Распутина по голове. Возможно, таким предметом удастся оставить вмятину на черепе, но как объяснить следы побоев по всему телу, рваные раны на голове и в боку? Какие-то повреждения были получены в момент сбрасывания трупа с моста. Но мнению профессора Косоротова одни раны и побои были нанесены еще живому человеку, другие – мертвому. Стало быть, легенда о том, что, находясь в воде, Распутин еще несколько минут жил и боролся – не более чем легенда. 
И последнее несоответствие. Оно связанно с оружием, из которого были сделаны выстрелы. Опять-таки в мемуарах фигурировали браунинг, револьверы, нечто экзотическое из арсенала Пуришкевича – американский пистолет «сэвэдж». Экспертиза показала, что выстрел в лоб был сделан из английского револьвера «Уэбли», бывшего на вооружении британской армии, чей калибр (11,5 мм) значительно превосходит стандартные образцы пистолетных патронов. В 2004 году в Великобритании было завершено независимое расследование, согласно которому за группой заговорщиков стояла английская разведка, крайне заинтересованная в двух вещах: во-первых,  убрать Распутина; во-вторых, перед смертью вытащить из него всю важную информацию. Конкретным исполнителем задания был британский агент МИ-6 Освальд Рейнер. Почему он? Хотя бы потому, что в этот период работал в Петрограде, но что куда интереснее – был дружен с Феликсом Юсуповым,  начиная с 1907 года, когда они начали вместе учиться в Оксфордском университете.
Выполнение первой части задания Рейнер подчеркнул контрольным выстрелом из табельного оружия. Следствием попыток выполнить вторую часть стали следы жестокого избиения еще живого Распутина. Проводившие исследования британцы ссылались на бумаги из архива английского посольства в Петрограде. Мол, есть подтверждение, что при встрече Николая II с послом Бьюкененом вскоре после гибели «старца» государь, забыв о всякой дипломатии, напрямую поинтересовался степенью участия в убийстве английской спецслужбы.
Впрочем, судьба Распутина будет вечно полна загадок. Кто знает, что нас ждет еще? Но если «английская версия» верна, то на сей раз британцы сильно просчитались и достигли ровно противоположной цели. Германцы, желая вывести Россию из игры, ставили вовсе не на императрицу с Распутиным. На совершенно другие силы, которые пришли к власти в ноябре 1917-года.

Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты полевой»
09 февраля 2017 00:00 1622
0
0