Забытые страницы Великой войны
Гибель «Пересвета»
Памятник на могиле моряков с Пересвета на кладбище Порт-Саида

Такое случается нечасто, когда в чужих землях ставят памятник морякам иностранного военного флота. Египетский город Порт-Саид – одно из редких исключений.
В 1955 году на средства Министерства обороны СССР в Порт-Саиде был установлен памятник русским морякам экипажа броненосца «Пересвет». Монумент до сего дня стоит на местном христианском кладбище. Для начала – о Порт-Саиде. Это город-порт, возникший на северо-востоке Египта, в том самом месте, где Суэцкий канал выходит в Средиземное море. Город был основан в 1859 году как раз в связи со строительством этой искусственной водной артерии, соединившей Большой Восток с Европой. Первоначально город задумывался как часть инфраструктуры канала, судоходство по которому было открыто в 1869-м. Тогда никто не предполагал, что город будет развиваться быстро и энергично, чему способствовал статус «порто франко». То есть – полностью или частично свободная от таможенных платежей и налогов портовая зона. То самое «duty-free», которое многим из нас знакомо по современным международным аэровокзалам. К слову, сейчас население Порт-Саида составляет более полумиллиона человек.
Теперь перенесемся на борт «Пересвета». У кораблей, как у людей случаются судьбы счастливые, обыкновенные и несчастные. «Пересвет» – это как раз последний вариант. В конце XIX  века в России было принято решение о создании тяжелых кораблей для боевой работы в качестве рейдеров в открытом океане. Предполагаемым противником тогда считали вовсе не Германию и Австро-Венгрию, а Великобританию. «Хозяйка морей» обладала флотом, способным держать под контролем не только моря, окружающие Британские острова, но и мировые океанические коммуникации. К слову, примерно в это же время постройкой океанического военного флота  озаботились и немцы.

Броненосец «Пересвет»

Первый шаг русского морского ведомства в этом направлении – строительство броненосцев серии «Пересвет», которые получили неофициальное название «мега-крейсера». Предполагалось, что конструкция соединит в себе скорость и маневренность крейсера с вооружением и защитой броненосца. Было заложено и построено три корабля: головной «Пересвет», «Ослябя» и «Победа». Технические характеристики броненосцев несколько отличались друг от друга, но основные параметры выглядели так: максимальное водоизмещение – около 15 000 тонн, длина – 132 метра, ширина – 22 метра, осадка – 8,5 метров, дальность плавания – 6200 морских миль (11 500 км), скорость хода – 18 узлов (33 км/ч). Броненосцы имели следующее вооружение: 4 орудия 254 мм (главный калибр), 11х152 мм, 20х75 мм, 6х37 мм, 2х63 мм (десантные пушки), а также 5 торпедных аппаратов и 50 мин. Экипаж составлял 769 человек.
Удалось ли конструкторам выполнить поставленную перед ними задачу? Скорее нет, чем да. В погоне за дальностью плавания и скоростью пожертвовали вооружением и защитой. «Пересветы» получили 10-дюймовые орудия вместо 12-дюймовых, ослабленное бронирование. Преимущество в скорости оказалось формальным, так как страны-конкуренты в этот же период времени вышли на искомые 18 узлов, но для полноценных броненосцев I класса. На практике выяснилось, что ни по дальности хода, ни по дальности стрельбы главного калибра все три броненосца на проектные цифры выйти не способны. Они были очень прожорливы. Например, «Ослабя» на якорной стоянке «поедал» в три раза больше угля, чем броненосец «Цесаревич», а в море – в полтора раза. Снаряд главного калибра летел не на 22 километра, как планировалось, а на 16,3 («Победа»), 17,6 («Пересве¬т»), 21,3 («Ослябя»). Плюсы были в том, что по сравнению с предыдущими проектами, «пересветы» имели лучшие мореходные качества. И – оказались относительно дешевы в строительстве. Общая оценка специалистов того времени звучала неутешительно, если не сказать хуже. Соблюдая тактичность, командующий флотом Тихого океана вице-адмирал Николай Скрыдлов (04.-12.1904) назвал их «малоудовлетворительными». А адмирал знал, о чем говорил, в течение четырех лет он командовал броненосцем «Гангут».

Броненосец "Ослябя "

В 1902 году «Пересвет» добрался до Порт-Артура и вошел в состав 1-й Тихоокеанской эскадры. В связи с этим броненосец избежал участи своего серийного брата «Осляби», потопленного в Цусимском сражении. Однако в первом же бою против японцев в феврале 1904 года, вернее после его окончания, с «Пересветом» случилось и первое несчастье: возвращаясь на внутренний рейд, он сел на мель. 26 марта во время выхода эскадры к островам Мяотао «Пересвет» ударил форштевнем в корму броненосец «Севастополь». Оба корабля получили повреждения, и вся эскадра вынужденно вернулась домой. На следующий день эскадра вышла в море, собираясь дать бой японскому флоту, но «Пересвет» остался в гавани, встав на краткосрочный ремонт. Очередной выход эскадры в море 13 апреля закончился трагедией – гибелью флагманского броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на мине. Вместе с экипажем погиб и выдающийся русский адмирал Степан Макаров. А вот «Пересвет» при выходе из гавани вновь сел на мель и догнал корабли эскадры за несколько минут до взрыва «Петропавловска».

10 августа корабль в составе эскадры принял бой, который в военно-морской историографии получил название «Бой в Желтом море». «Пересвету» досталось наибольшее количество попаданий из всех русских кораблей – около 40. К слову, столько же, сколько привели к гибели «Осляби» в Цусимском проливе. Правда, в отличие от «Осляби», дурно построенного, «Пересвет» своим ходом добрался до гавани Порт-Артура, хлебнув в достатке воды и имея пробоины в человеческий рост.

Линкор "Полтава"

Почему-то принято считать, что сражение завершилось вничью, так как после многочасовой активной и эффективной перестрелки русские и японские корабли разошлись. Да, в отличие от Цусимы непосредственно в бою мы не потеряли ни одного корабля. Однако, стратегический результат таков: после возвращения в Порт-Артур эскадра как боевая сила прекратила существование. Командование отказалось от попыток вырваться на оперативный простор, корабельную артиллерию начали переводить на сушу. 7 декабря 1904 года, после того как японцы захватили гору Высокая и получили возможность прямой наводкой обстреливать русские корабли, запертые в бухте Порт-Артура, «Пересвет» был потоплен. Он получил 20 попаданий 280-мм снарядов и лег на грунт. Перед сдачей крепости японцам броненосец был подорван русскими минерами, однако, сгоревший корабль подлежал восстановлению. Японцы, известные своей дотошностью, не заставили себя ждать. Уже в январе 1905 года они детально изучили ситуацию, а летом корабль был поднят и отбуксирован в японский порт Йокосука. По другим данным – в Сасебо. После косметического ремонта броненосец принял участие в унизительном для русского флота мероприятии – в бухте Токио состоялся военно-морской парад в честь победного окончания русско-японской войны с участием трофейных кораблей Тихоокеанской эскадры. Затем «Пересвет» вернулся в док.

Три года японцы возились с «Пересветом», переименованным в «Сагами». Отремонтировали, усилили вооружение, изменили класс – теперь «мегаброненосец» превратился в корабль береговой охраны 1 класса. К началу Первой мировой войны было «Пересвету»/«Сагами» всего-то 13 лет.

Перед ПМВ Россия имела три морских флота: Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский, а также Каспийскую и Сибирскую флотилии. О Северном флоте еще не помышляли, но необходимость защиты северных морских границ понимали отчетливо. Еще свежа была в памяти Восточная (Крымская) война, когда британские и французские корабли пытались захватить Архангельск и Соловки. Еще в апреле 1914 года в залив строившегося города-порта Романов на Мурмане (ныне – Мурманск) в сопровождении крейсеров и миноносцев вошли линкоры «Полтава» и «Севастополь». 

Броненосец "Танго"

В 1916 году после длительных переговоров японцы согласились продать России лишь три захваченных ими во время русско-японской войны корабля – броненосцы «Сагами», «Танго» и крейсер «Соя», после чего им вернулись русские имена – «Пересвет», «Чесма» (бывшая «Полтава», которую часто путают с одноименным линкором, построенным в то время, когда броненосец «Полтава» находился в плену) и «Варяг» соответственно. Невезение продолжало преследовать «Пересвет». Не успев прийти из Японии во Владивосток, броненосец тут же сел на мель. Причем, так основательно, что снять с мели его не смогли ни броненосец «Чесма», ни буксиры. Пришлось с помощью японцев основательно разгрузить корабль, сняв часть артиллерии и брони. 

Позже во время проверки всех корабельных механизмов выяснилось, что «Пересвет» находится в плачевном состоянии. Тем не менее, был получен приказ идти своим ходом в Средиземное море, там – «продемонстрировать силу», после чего через Атлантику проследовать в Архангельск или Романов на Мурмане, дабы войти в строй флотилии Северного Ледовитого океана. Последнее несчастье случилось с «Пересветом» после того, как он вышел из Суэцкого пролива в Средиземноморье. 4 января 1917 года в 10 милях от береговой линии Порт-Саида броненосец наскочил на две мины сразу: носом и кормой. Через 17 минут броненосец перевернулся и затонул. Вместе с ним сгинули в море 252 члена экипажа. Если в чем кораблю и повезло, так в том, что его сопровождал британский эсминец. Он подобрал из воды 557 человек, из которых 9 скончались от переохлаждения. «Пересвет» стал первым боевым кораблем I ранга из 14-ти, погибших в 1917 году.

Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты полевой»
23 января 2017 00:00 2481
0
0